ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Память апостола Иакова Печать

13 мая 2012 года, в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, протоиерей Димитрий совершил Божественную Литургию в сослужении иерея Михаила и иерея Владимира. На Божественной Литургии настоятель произнёс проповедь на Евангелие (см. Ин. 4,5-42), а по совершении богослужения также пояснил и напомнил прихожанам о содержании воспоминаемого Евангельского события - о беседе самарянки со Христом:

«Спаси, Господи! Ангела хранителя и Божие благословение! Призываю на вас Божественную благодать, чтобы милость Господня оберегала вас в течение всей нашей рабочей недели».

«Поздравляю всех вас не только с Воскресным днём, но даже и с памятью этой самарянки. Сегодня прошло уже пять недель по Пасхе – скажите мне, как быстро! Так женщина-самарянка, с которой беседовал Христос, посвятила свою последующую жизнь проповеди Евангелия Христова. Эта женщина пострадала за Имя Господне, за Евангельскую проповедь в 66-м году. А кончина её была такова: мучители её сбросили в колодец. Память её 20 марта по старому стилю, а новым стилем – 2 апреля. Святая Церковь прославляет память мученицы-самарянки, беседовавшей со Христом, а имя её – Фотиния. Вам же дай, Господи, телесного здравия и душевного спасения».

Отец Михаил в сослужении о. Владимира отслужил водосвятный молебен, по обычаю, обильно окропив всех молящихся святой водой.

Во время целования креста отец Димитрий благословил одной из прихожанок нашего храма, р.Б.Людмиле, зачитать родившиеся у неё стихи, посвящённые прославлению иконы Спаса Нерукотворного. 

***

«Спас Нерукотворный»

Икону в церковь привезли –

Нерукотворную Спасителя икону.

И, освятив, поставили народу,

Чтоб приложиться люди к ней могли.

Икона пахла краской,

Самоцветами сверкала,

Бриллиантами играла, бирюзой,

И люди к той иконе припадали,

И опускаясь на колени, лобзали

Нетленный Спаса Образ родной.

В то время, как они коленопреклоненно

Пред Образом Христа стояли,

К Нему устами припадали,

Два дьяка встать с колен тем людям помогали.

Глаза живые с той иконы взирали

На греховный мир... (далее см. раздел Творчество прихожан)

 

 ***

На Божественной Литургии протоиерей Димитрий произнёс проповедь на прочитанное Евангелие о беседе самарянки со Христом (от Иоанна, гл. 4, 5-42):

«Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев». (Ин, 4. 5-6)

Устав в пути, Иисус Христос сел у колодца, который находился близ входа в город. Некогда жили отцы наши Авраам, Исаак, Иаков, а затем и Иосиф, как сказано «А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лука 20, 37-38). И вот один из патриархов, Иаков, в своё время ископал колодец. И Иисус сел у колодца, а ученики поспешили в город купить продуктов. В это время приходит женщина, чтобы начерпать воды. Когда же она подошла к колодцу, то Учитель обратился к ней с просьбой дать воды. А она отвечала, удивляясь: «Как это иудей просит у меня, самарянки, воды?» Ведь сложилась традиция, что иудеи с самарянами не общались, между ними был спор. Сначала малый спор был, в конце концов они разделяются в учении, разделяются в вере.

Итак, женщина удивлённо говорит: «Как ты просишь у меня воды? Разве не знаешь, что мы не общаемся?» И тогда Иисус Христос говорит ей: «О, женщина! Если бы ты ведала, если бы были открыты твои очи, Кто у тебя просит, то ты бы сама просила у Него воды, и Он бы тебе дал воду живую!» Женщина ещё больше удивилась.

Почему называет Господь Божественное учение живой водой? Потому как человек, который жаждет – он нуждается в питии, и если не попьёт, то умрёт. Так и Божественное учение: если человек не будет слушать слова спасения, слова Евангелия, он не войдёт в вечность, он умрёт, и грош цена его земной жизни. Если он здесь приобретёт всё, то лишится главного. Женщина же не уразумела, о какой воде говорит Христос. Она считала, что водой назывался источник, ключевая вода. Тогда она говорит: «Ты не имеешь почерпала, а колодец очень глубок, а ты мне говоришь, что ты мне можешь дать воды? Разве ты пришёл от отцов наших или как Иаков, который выкопал этот колодец и сам пил из него, и дети его пили, и скот его поили…» И тогда Учитель говорит ей: «Всякий, кто будет приходить к этой воде, снова возжаждет, сколько бы он ни пил этой воды. И если он и утолит жажду, то это на какое-то время, и он снова и снова будет приходить и черпать эту воду, потому что человек нуждается в питии по своему естеству человеческому». Тогда женщина опять не уразумела, о чём говорит Христос. Она думала, что вот сейчас она наберёт у него воды в сосуд, из которого когда будут пить, и вода не будет убывать. Потому она и говорит Ему: «Дай мне воды этой, чтобы я её испила и больше не жаждала, и больше не имела нужды ходить за этой водой». И тогда уже, просвещая её Божественным промыслом, Учитель говорит: «Хорошо, женщина, иди позови твоего мужа и приходите сюда». Женщина с улыбкой возражает: «У меня нет мужа!» И тогда Христос говорит ей: «Правду ты сказала! Вот воистину эти слова твои правда: какой он тебе муж, которого ты имеешь тайно? И те пять мужей, которых ты имела – какие они тебе мужья? Вот ты воистину сказала, ты сама себя и обличила, что у тебя нет мужа». И тогда женщина уразумела, с Кем она говорит: «Воистину, я вижу, Ты пророк! Скажи нам, вот у нас с иудеями спор, где мы должны поклоняться Творцу нашему? В Самарии или во Иерусалиме, как говорят иудеи?» И тогда Иисус Христос говорит ей: «Ныне настанет время - или уже настало,- что поклоняться будут не в Самарии и не во Иерусалиме, но истинные поклонницы от Иудеи (так как. истинная вера сохранилась у иудеев) кланяться будут Творцу, Господу нашему Иисусу Христу, в Духе и Истине».

«В Духе и Истине» - что это означает? Это означает, что служба или молитва Богу должна быть не только телесной, когда мы поклоняемся телом или проявляем ко Христу какие-то знаки или слова. Истинные поклонницы – это те, которые живут по заповедям. Вспомним слова Господа: «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх. 20, 2—3). И в Новом Завете главная заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим…», и вторая подобная первой заповедь: «возлюби ближнего своего как самого себя». И в этих заповедях сотворён весь закон. Что такое закон или заповеди? Это наставление. Своею Любовию настолько любит человека Христос, что нас Он оберегает от разного рода искушений. Он нам даёт заповеди; но не для того, чтобы нас заставить, а чтобы уберечь, сохранить нас; чтобы мы руководствовались заповедью и не погибали. Итак, истинные поклонницы – это те, кто живёт по заповедям. Это тот, кто исполняет заповеди Христа, любит Христа всем сердцем, всем разумением своим, всем помышлением своим, и ближнего своего как самого себя – милосердно сострадает ему и оказывает помощь.

В это время, как вы слышали Евангелие, подошли ученики. Ученики увидели, что Христос беседует с самарянкой. Тем временем, женщина оставляет свой сосуд и бежит в город - встречает соседей, жителей и рассказывает: «Моисей и пророки говорили о Мессии! Воистину Он пришёл! Пойдёмте и посмотрим, вы сами увидите, ибо Он сказал мне всё моё тайное! Всё, что было сокровенно, он для меня в один раз или в одно слово мне открыл!» А тем временем ученики говорят Ему: «Кушай, вот трапеза». А Он и говорит: «Не надо мне. Моё брашно – это есть воля пославшего Меня Отца. Вспомните, вы некогда говорили, что через четыре месяца будет жатва. Поднимите свои глаза, посмотрите: вот идёт народ! Посмотрите, как они уже поспели, они спешат ко Мне, они бегут услышать Слово Моё! Воистину, Я вам говорю, пришло время жатвы. То есть собирать людей, спасать людей пришло время. Ибо всякий и сеющий, и жнущий радуются. Вы не сеяли, сеяли другие, но пришло время ваше, и вы будете пожинать».

То есть, говоря обычным языком, жать, пожинать – проповедовать Слово Господне, спасать народ! Передавать слова спасительные, которые нам говорил Христос!

Народ подошёл ко Христу, слушал слова спасительные и просил, чтобы Учитель остался у них. И Он два дня ещё пробыл и учил их. И тогда они сказали: «Мы веруем, потому что мы воистину убедились, что это пришёл Спас мира, Христос». Аминь».

***


 

 

 ***

Евангелие от Иоанна, гл.4, 5-42:

5Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

7Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: 29пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30Они вышли из города и пошли к Нему.

31Между тем ученики просили Его, говоря: Равви'! ешь.

32Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, 37ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41И еще большее число уверовали по Его слову.

42А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

***

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"