Неделя 14-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать
14nedla20 4

13 сентября 2020 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 22:1-14).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Теперь же, Иисус уже яснее прежнего говорит собравшемся иудеям притчу о брачном пире. Подробным образом, раскрывает смысл и предостерегает врагов от их слепой самонадеянности. Конечно, прежде всего слова этой притчи были обращены к первосвященникам и фарисеям, к самым праведным и ревностным хранителям закона того времени. Он говорит притчу для того, чтобы услышавшие её изменили свою жизнь и изменились сами, однако они увидели смысл и цель этой притчи и возмущённо жаждали мщения. Спаситель на этот момент с предостережением замечал по их внешнему характеру, как они (фарисеи и законоучители) ослеплены уверенностью в том, что они и есть наследники Царствия Божия.

Уже им трудно было скрывать всю душевную злобу, и они готовы были Его убить, так сильна была их ненависть к Проповеднику. А Он с любовью вразумляет окружавший Его народ и говорит им притчу: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти» (Мф. 22:1-2). Из этой притчи мы разумеем, что люди были приглашены не спонтанно на брачный пир, - но  заблаговременно оповещены о грядущем событии. Они авансом знали, что у царя в известное время состоится брачный пир и под этим подразумеваются все привилегии церковного членства и благословения Нового Завета.

Эта притча актуальна и сегодня, так как касается и нас с вами. Мы получили таинство Крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа и в этих евангельских образах Иисус Христос приглашает всех нас на пир веры, потому что мы Крестились во Христа, во Христа должны и облекаться. Для спасения наших драгоценных душ Христос умер, когда мы были ещё грешниками. «Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его». (Рим. 5:9). Единственное, что нам необходимо в этой жизни: это направлять свои силы к благим целям и всякому добру.  Царь Давид говорил: «Лета наша яко паучина поучахуся: дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь» (Пс. 89:10).

Земная жизнь христианина - это школа, в которой мы  учимся жить с Богом и всегда получаем приглашение на пир веры в храм Божий, где двери открыты для всех верующих в Него. Казалось бы, достаточно было намекнуть, что им дозволено прийти, что они будут приняты, что в течении брачного торжества царь будет держать двери дома для них открытыми. Но горе человеку тому, который откажется идти на этот евангельский пир и насильственно отвергнет призыв Божий. Он самостоятельно себя осудит и лишит жизни вечной. Ведь Господь никого не заставляет, но приглашает, разделить с Ним радость в сей жизни, которая через соделывания своего спасения, перетекает в жизнь вечную.

Но, увы, эти званые отнеслись равнодушно к царскому приглашению и не обратили на дружественный призыв никакого внимания, более того, продолжили свои обычные дела. Царь, по своей доброте желая, чтобы приглашённые не упустили счастливого случая насладиться праздником, снова отправляет к ним слуг. «Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир» (Мф. 22:4). Однако неблагодарные, которым принесены приглашения во второй раз пренебрегли этой привилегией, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

18e499ddf267927be35c73e6d249d183 eugene-burnand-einladung-zum-gastmahl-768x576 06 09 15 3

Когда же донесли царю о такой безумной дерзости тех, кого он хотел угостить пиром, тех, кого Он хотел ввести в Рай, то разгневался владыка и подверг их истреблению, послал войска свои с тем, чтобы искоренить злых убийц  и город их сжечь. Наконец правитель говорит рабам своим: «брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутья и всех, кого найдете, призовите» (Мф. 22:8-9). И выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых, исполненных всякого порока, так и более умеренных по сравнению с первыми. Слуги не решились различать: кто достоин и кто не достоин царского пира – звали всех, кто изъявил желание идти, и царский дом наполнился возлежащими.

Царь вошёл посмотреть возлежащих и замечает человека вошедшего в брачное общество, облачённого не в брачную одежду. Этот человек оставался в своём вретище, что было неприлично, и таким образом он бесчестил самое торжество, а своим видом оскорблял царя и его гостей. Царь же говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Отчего ты не переоделся? Есть комната, в которой можно привести себя в полный порядок. Там можно было умыться и надеть подобающие одежды, достойные брачного пира. Царь не выговаривает Своим слугам за то, что они позволили ему войти в торжество неподготовленным, но укоряет его самого – как тот дерзнул пробраться на пир брачный. Но этот человек ничего не смог сказать в своё оправдание и поэтому молчал.

 Сегодняшнее евангелие говорит не только о тех, кто жил во времена земной жизни Иисуса Христа, но и отражает нашу с вами сегодняшнюю жизнь. В Церкви есть таинство Исповеди, где человек получает возможность омыться от грехов и через рвение привести себя в порядок, через искреннее раскаяние изменяет себя, имея искреннее стремление к исправлению. Облачается в одежду добродетели и смело предстоит перед Господом в чистоте и истине. Не надо забывать, что земная жизнь подлежит испытанию, которое Царь производит тщательно, и многие из званных могут оказаться осквернёнными и не избранными. Высоко думая о себе они считают, что уже получили Царство Небесное, слепо причисляя себя к лику избранных.

И зазвучал страшный приговор: «сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22:13). Плач позднего, бесплодного раскаяния, скрежет зубов от отчаяния от своего слабоумия – есть прямая потеря момента способности души к действию. Наконец, притча заканчивается знаменательными словами, Спаситель обратил свой взор на этих законоучителей и фарисеев, - произнес им: «Много званых», а спасающихся достойных избрания оказалось гораздо меньше».

Аминь. 

0681c38a1c408b249035323dc6bb69fe

Евангельское Чтение

Лит. -   Мф., 89 зач., XXII, 1-14.

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;

9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

14 ибо много званых, а мало избранных.