Царство Небесное подобно человеку, царю, который решил разобраться со своими должниками. Первым к ответу был призван заёмщик, который был должен государю десять тысяч талантов «тьмою талант» (Мф.,18:24). Счетно-денежная единица - талант измерялась серебром и золотом. Этот самый талант делился на шестьдесят мин, мина на сто драхм, но количественное определение таланта было весьма различно, тем более, что он употреблялся и как весовая и как денежная единица. Одним словом, выражение тьма талантов должно поразить слух слушателя, как невероятно огромное состояние.
Случилось так, что евангельский должник не собрал для возврата той суммы в назначенный срок, и следовательно не смог отдать долг государю «не имел чем заплатить» (Мф., 18:25). Получив грубый отрицательный ответ, государь весьма прогневался и приказал слугам своим продать его, и жену его, и детей, всё его имущество, и уплатить долг. Должник же услышав приговор упал на колени, возможно перед ним пронеслась вся его прискорбная жизнь, а может быть и все его несостоявшееся богатство, всё что было им приобретено.
|
|
И вот раб тот пал перед государем на колени, и умолительно произнес: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Его просительная мольба вырывалась из глубины души и из самого отчаявшегося сердца. Милосердный государь проникся его мольбой, а вместе с этим тяжестью его положения в сложившийся ситуации. «Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф., 18:27). Необходимо понимать в этой притче, что Бог условно уподоблен Царю, Которому все мы являемся неоплатными должниками.
Но радостный и помилованный немилосердный должник вышел из царских палат и на пути встретил одного из своих товарищей, который задолжал ему сто динариев. И схватив его за шею, стал душил его, говоря: «отдай мне, что́ должен» (Мф., 18:28). Возможно он укорял своего клеврета в несвоевременном возвращении ему долга. Что из-за таких как он, немилосердный должник чуть не лишился жизни, жены, детей и всего имущества. Однако, как мы понимаем, это был совершенно не значительный долг, против выше перечисленных талантов, которые были прощены первому.
Товарищ пал к ногам его и стал умолять его и говорить: потерпи на мне, и всё отдам тебе; «Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга» (Мф., 18:30). По прошествии скорого времени, товарищи клеврета сетовали на несправедливость приговора. Они же и доложили государю всём происшедшем, о товарище их, который находится в темнице. Совершенно правильно будет рассудить по всякой логике, что тот, кому прощается большой долг, непременно обязывается простить и другим небольшие долги.
Этот столь необычайный способ назидания, сказанный Иисусом, несомненно способствовал вразумлению толпившейся массе народа, однако и мы не должны забывать, разве мало согрешаем? И каким образом нам возвращать долги Богу? От нас самих требуется испытание своей духовной жизни, действительность искреннего желания получить пользу от услышанной сегодня евангельской притчи. Спаситель сохраняет и предостерегает нас от праздного любопытства и умственной любознательности и желает внушить чувство нравственной ответственности.
«Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф., 18:32-33). И разгневавшись, государь отдал его истязателям и велел посадить в темницу и держать там пока не вернёт ему всего долга. Человеколюбец Господь судит раба по причине человеколюбия, показывает что Он не жесток, но судит неключимого и жестокого раба, его-же поступком.
Кульминация этой бессмертной притчи заключается тем наставлением, что если не простит каждый из нас от сердца своего брату своему согрешений его, так и Отец Небесный поступит с нами, и не простит нас. Эти совершенные дела любви тоже являются долгом человека по отношению к ближнему своему. Мы можем рассчитывать на Божию милость только при том условии, если от всего сердца прощаем своих обидчиков.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. — Мф., 77 зач., XVIII, 23-35.
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов*;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
|