Восстановление летописи Печать

Дорогие братья и сестры!

По благословению настоятеля нашего храма протоиерея отца Димитрия в связи с 15-летием нашего прихода восстанавливается летопись храма. На нашем сайте вы сможете ознакомиться с тем, как родилась наша церковная семья, как строился храм и кто стоял у истоков нашей церковной жизни. Обращаемся ко всем, кто сможет дополнить имеющиеся у нас данные, поделиться своим восприятием дорогих для нас событий:

- Любые сведения о храме Божией Матери в честь иконы «Одигитрия» - православном молитвенном доме, который до 1964 года располагался на перекрестке ул. Шолохова и пер. Кавказского, восстановление которого в виде строительства нового храма, прихожанами которого мы сегодня являемся, началось в 90-е годы в связи с возрождением Православия в России.

- Первый акафист в новом храме.

- Первая литургия.

- Престольные Праздники, начиная с 2005 года.

- Малое освящение храма Владыкой Пантелеимоном.

- Полное освящение.

- Какие чудесные события связаны с нашим храмом и его святынями.

- Чем для вас является наша церковь.

Все сообщения просим срочно передать ответственной за восстановление летописи Ешлиной Александре Михайловне в храме после службы или по телефонам: 2-37-31-34; 8-951-508-64-51; 8-928-607-49-43

Спаси Господи всех, кто откликнется, и помоги совершить благое дело.

I

Летопись храма Божией Матери «Умиление»

Жизнь человеческая: построить дом, посадить дерево, вырастить детей… Можно умереть и не увидеть, как освящается новый Храм.

Нам выпало счастье быть участниками строительства нового Храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» на I-ом поселке Орджоникидзе.

Именно той иконы, которую почитал и перед которой на коленях в молитве отошел ко Господу преп. Серафим Саровский. Пресвятая Дева Мария изображена на иконе в момент произнесения Ею слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему». (Ев. Лк., 1; 38).

Почти 50 лет назад на углу проспекта Шолохова и улицы Русской (теперь переулок Кавказский) располагался православный храм в честь Божией Матери «Одигитрия» (Путеводительница). Это был небольшой храм, скорее даже молитвенный дом, построенный в тяжелые годы Великой Отечественной войны на средства верующих жителей, оставшихся в тылу. Люди тянулись в этот храм, как голодные к хлебу, только к хлебу духовному. Но короткая судьба была у этого храма. В 1964 году по решению райкома коммунистической партии его разрушили. С тех пор Сталинский, нынешний Первомайский район остался без Божьего покрова, в районе не осталось ни одной церкви. А чтобы стереть из памяти людей, что здесь был Храм, на этом месте построили жилой пятиэтажный дом.

Но искру веры трудно погасить в сердцах истинно верующих христиан.  Продолжалось время испытания: для одних открытого подвига – исповедничества, для других – отпадения и попрания всего святого, для третьих – тайного несения креста. И чтобы не лишиться милости и помощи Божией, отвести наказание и гнев Божий за те беззакония, которые творились по ожесточению безбожных сердец, православные христиане Первомайского района стали ездить на Богослужения в отдаленные действующие Храмы. Нелегко это было: трудности дороги, непогода, недовольство в семье (уходило много времени на дорогу), телесные немощи верующих, зачастую преклонного возраста, но всё это приходилось претерпевать.

Шло время. И то нравственное падение людей, особенно молодежи, которое произошло за этот период, подтвердило необходимость православного духовного воспитания. Стало очевидно, что каждому человеку, живущему на земле, необходима вера в Бога, надежда на Бога и любовь к Богу. И только церковь дает это людям. Только приходя в церковь, человек возрождается духовно, становится миролюбивым. Поэтому назрела необходимость возрождения всего попранного, что было праведным, светлым и добрым для души русского человека, пришло «время собирать камни».

В начале 90-х годов, с развалом Советского Союза, начался новый период расцвета православия. Православным стали возвращать Храмы, монастыри, многие из которых были разрушены или находились в плачевном состоянии. По всей России началось восстановление старых и строительство новых храмов и монастырей.

В Администрацию Первомайского района посыпались многочисленные просьбы жителей всех поселков и микрорайонов о строительстве православного Храма. От имени населения района обратился в Администрацию и священник Свято-Покровского Храма Ростовской-на-Дону Епархии, иерей Димитрий Осяк. Администрация района не осталась равнодушной. Восстановить разрушенный Храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» на прежнем месте не представлялось возможным. Поэтому под строительство нового православного Храма администрацией был предложен земельный участок на I-ом поселке Орджоникидзе, сквер имени С. Орджоникидзе по улице Димитрова. (Письмо № 179 от 17.02.97 г.) Владыко Пантелеимон в ответ на это выразил Главе администрации района господину Дыкань Алексею Васильевичу благодарность от  имени Ростовской Епархии (Письмо № 70 от 18.03.97 г.)

И вот, 28 марта 1997 г. образовался новый православный приход. Именно в этот день на первом собрании наименовали Храм в честь иконы Божией Матери «Умиление», а 9 апреля 1997 г. Управляющий Ростовской Епархией Архиепископ Ростовский и Новочеркасский выдал приходу справку № 72 в том, что данный православный приход действительно входит в состав Ростовской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Приход образовался, но средств и сил для строительства нового Храма еще не было.

Как правило, Храмы всегда строились с помощью богатых жертвователей – купцов, казаков, золотопромышленников. Святым делом считалось дать деньги на Церковь и среди простого народа. Сейчас необходимо было продолжить эту старинную традицию: всем миром собирать на новый Храм.

Для  начала, чтобы совершать богослужения, решили снять в аренду здание по улице Грекова, 24 А, примыкающее к скверу, с последующим его выкупом. Половина здания, на которое хватило средств, давно пустовало, а во второй половине оставался  деревоперерабатывающий цех.

Не верилось, что это возможно.

Голые, с обвалившейся штукатуркой стены, серые сети паутины, свисавшие с потолка, выбитые стекла, прогнившие рамы. Не было отопления, на окнах металлические щиты. С трудом можно было найти место, куда ступить. Опускались руки, не знали с чего начинать.

Но все это предстояло оживить, превратить во временный походный Храм. Будущие прихожане не ждали, что им кто-то все сделает. Своими руками и с Божией помощью к сентябрю подготовили уже Храм к освящению.

Все необходимое было: алтарь, а в алтаре престол и жертвенник, иконостас, царские врата, иконы.

Наступил долгожданный день – День освящения нового Храма – 3 сентября 1997 года и 1-я литургия 7 сентября.

Тридцать три года жители района не слышали колокольного звона.

Первые богослужения оповещались звоном пустых кислородных баллонов. Но это уже был церковный колокольный звон! И он звал людей в храм.

Пришли те, кто изо дня в день с любовью и теплотой трудились в этих стенах, пришли прихожане Покровского храма Божией Матери, где до этого служил отец Димитрий, и пришли новые, иные люди – те, кто впервые перешагнул порог Божьего дома, кто впервые перекрестился, кто впервые уронил нежданную слезу.

И какая она была благодатная, незабываемая и радостная – эта первая литургия. В маленьком, тесном, скромном, домашнем храме, но таком родном, уютном и дорогом.

Люди разошлись, а остались те, для кого этот разрушающийся дом, построенный лет 50 назад, нужно превратить в Дом Божий:

Настоятель – 27-летний иерей Димитрий с матушкой Ириной и 5 малолетних детей;

просфорница Варвара Дмитриевна (ныне покойная);

бухгалтер Козлова Надежда Михайловна;

Любовь Ивановна Рогачева;

Михаил Николаевич Рогачев;

Ирина Юрьевна Ковалева;

Раиса Петровна Супрунова;

Юлия Дмитриевна Горбенко;

Александр Анатольевич Горбенко

и еще немного людей, которые начинали поднимать наш храм.

С первых дней строительства храма отец Димитрий с Божией помощью организовал совет, координирующий строительство нового храма с параллельным облагораживанием старого здания.

Первым в совет вошел Воронов Игорь Николаевич, затем Скрипка Виктор Алексеевич, Труханов  Сергей Михайлович, Дыкань Алексей Васильевич, Онищенко Анатолий Николаевич, Саенко Юрий Иванович, Бовдурец Сергей Николаевич, Клепко Василий Михайлович, Аверкиев Андрей Юрьевич, Погосов Юрий Дмитриевич и безчисленное множество других участников в строительстве Храма, которых невозможно перечислить, так как это все прихожане Храма, и отдельные лица, которые по скромности не называют своих имен, а также те тайные благодетели, имена которых знает только Един Бог!

Но всё это было потом, а в начале молодой, но имеющий за плечами опыт построения Храмов Божией Матери в честь иконы «Покров» и находившегося там же на территории Северного кладбища Свято-Димитриевского храма, отец Димитрий со смирением принялся за новое строительство.

Отец Димитрий (Дмитрий Евгеньевич Осяк) родился в г. Ростове-на-Дону в 1970 г. 19 августа четырнадцатым ребенком в глубоко верующей семье. Отец его, Евгений Александрович, работал сапожником. Мама, Евдокия Ильинична, была домохозяйкой и пела на клиросе в Кафедральном соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Когда Диме было 11 лет, умер отец.

Рано пришлось познать будущему священнику трудности жизни: тяжелое материальное положение в семье, унижение в школе за то, что верующий, что носит крестик, а не звездочку и пионерский галстук; оскорбление со стороны учителей, когда его, ещё ребенка, выставляли перед всем классом, говорили: «Смотрите, дети, - это отбросы общества». Занижали оценки, как бы блестяще не знал урок, опять-таки только за то, что верующий. И еще больная мама, утомленная житейскими заботами о том, как поднять детей на ноги, вырастить их в крепкой вере…

Полное среднее образование Дима получил в школе рабочей молодежи, одновременно окончил СПТУ по профессии шлифовщик. Но горячая любовь к Богу привела его на служение Церкви. Работая сторожем в Епархиальном управлении, он в свободное от работы время пономарил в Кафедральном соборе, где Высокопреосвященнейший Владыко Владимир (Сабодан – ныне Митрополит Киевский и всея Украины), заметив в молодом юноше трудолюбие, усердие к молитве, доброту, отзывчивость, стремление к духовному познанию, благословил его на служение Русской Православной Церкви и направил служить пономарем в Преображенский храм х. Обуховка Ростовской области для духовного роста.

Достигнув совершеннолетия, Дмитрий Евгеньевич по благословению матери, был обвенчан с девицею Ириной Евгеньевной Вифлянцевой православного вероисповедания. Не остался незамеченным молодой пономарь и вновь правящим архиереем Митрополитом Владимиром (Котляровым).

После прохождения комиссии, назначенной Высокопреосвященнейшим Владыкой, а также собеседования, за Божественной литургией на праздник Рождества честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 07.07.1993 года, пономарь Димитрий Осяк был рукоположен в сан диакона.

А через 4 дня, на праздник Первоверховных апостолов Петра и Павла 12.07.1993 г., рукоположен в сан иерея и направлен Настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы, который располагался в строительном вагончике на территории Северного кладбища.

Не мог молодой Настоятель служить спокойно, видя необходимость постройки нового храма. Не имея строительного опыта и знаний, но имея крепкую веру в Бога и целеустремленность, по благословению Владыки, он строит Свято-Димитриевский храм и возводит под купола храм Божией Матери в честь иконы «Покров».

Необыкновенная энергия, добрые качества души молодого священника раскрывали сердца людей к Богу. Люди вносили большие пожертвования. Помогали, кто чем мог: деньгами, строительными материалами, своим трудом.

После литургии старенькие бабушки разгружали кирпичи, а вечером – на службу. Своими руками молодые прихожане оштукатурили I-ый храм. Собралась дружная семья под названием Приход Божией Матери «Покров».

Но Господь снова направил отца Димитрия на новое строительство, - третьего храма.

Чтобы начать Богослужения, нужно было вывезти десятки грузовиков мусора из бывшего деревообрабатывающего цеха, заброшенного, превращенного в свалку, сквера и разваленного летнего кинотеатра.

Параллельно велись проектно-изыскательские работы. Автором проекта стал Главный архитектор Первомайского района, Член Союза архитекторов России, Анатолий Николаевич Онищенко.

Для финансирования строительства был создан Фонд финансовой поддержки строительства Храма, возглавляемый Главой Администрации Первомайского района Дыкань Алексеем Васильевичем.

А в газетах уже писали: «…к 2000 году будет построен храм Божией Матери «Умиление». Финансирование строительства будет вестись на деньги спонсоров и прихожан. Контроль за работами взяла на себя Администрация района» («Ростов официальный» №№ 34-35 за сентябрь 1997 года).

Но на деле оказалось всё намного дольше и сложнее.

Какие у прихожан деньги и где и кто спонсоры, газета умалчивала.

А пока оформление необходимой документации требовало много сил и времени. Одни затруднения появлялись, их преодолевали, появлялись другие. И так постоянно.

Трудился настоятель. Трудились прихожане. Трудились все.

Приход жил.

II

Летопись храма Божией Матери «Умиление»

И было в этой жизни много радостных и трудных дней…

С самого начала выпекать просфоры в храме было невозможно. Выпекались они дома, в другом районе города, у благочестивой и богобоязненной 79-летней (ныне покойной) Варвары Дмитриевны, которая обучала этому искусству еще двоих, благословленных батюшкой учениц.

Муж Варвары Дмитриевны был против ее дальних поездок через полгорода. И в нашем храме никогда не был. А однажды рассказал ей свой сон: «Видел я собор. Высокий, остроглавый, голубой. Посредине парка. И Ангелы над ним летают. Но ты выпекаешь просфоры не в нем, а в углу парка».

Через год после этого, когда раба Божия Варвара увидела макет нашего храма, она сказала, что именно так его видел во сне её муж.

И просфоры действительно с ноября стали выпекать в маленькой, но чистой и уютной, четырехметровой комнатке, в старом помещении храма в углу сквера.

На первые церковные деньги приобрели газовую печь. Комнату благоустроили. И к празднику Михаила Архистратига со всеми Небесными Силами, 21 ноября 1997 года, первый раз в Храме выпекали просфоры. Сколько было радости!

Но когда на следующий день рано утром прихожане поспешили в Храм, они были потрясены происшедшим ночью событием. У храма стояла милицейская машина, стекла в храме побиты, сторож избит. Следственная группа вела расследование.

А расследование нужно было вести духовное. Более 30 лет в районе не было Церкви. И вот возобновились богослужения. Враг рода человеческого – диавол, не находил себе места от ненависти. Через озлобленных на Церковь людей, он вводил возмущения и недовольства на то, что открылся Храм, что колокольный звон мешает спать. А когда выпекли первые просфоры, он вышел на борьбу открыто. И через наркоманов всей своей ненавистью обрушился на святыню.

Выпечкой просфор освящается сам храм. Это святое дело, без которого не может совершиться Божественная Литургия. Часто бывало, что прихожане уже стекаются на вечернее богослужение, а просфорки еще пекутся, и благоухание от них разносится по всему храму. Люди улыбаются друг другу: «Просфорки пекут», - и духовная радость наполняет сердца.

В декабре месяце Архиепископом Ростовским и Новочеркасским был одобрен и утвержден проект нового Храма. Этот проект воистину явился венцом творчества Анатолия Николаевича Онищенко.

В основе объемно-планировочного решения лежит тип греческого православного храма XIV-XVI вв. Возводимый семиглавный, крестово-купольный, трехнефный, четырехстолповый каменный храм с шатровым покрытием строится в 2-х уровнях (этажах), верхнего основного и нижнего вспомогательного. Западный притвор венчает четырехъярусная колокольня.

Нижний уровень (1-й этаж) предназначен для размещения крещальни, церковно-приходской школы, трапезной и вспомогательных помещений.

Верхний уровень (2-й этаж) включает в себя входную часть – притвор. Вестибюль, трапезную (для размещения столов в дни поминовения усопших) и храмовый зал, и предназначен для совершения православного богослужения.

В плане храм имеет сложную многогранную конфигурацию, входной узел – притвор с запада, южный и северный приделы с папертями и алтарную часть востока. Вид сверху  - 8-мигранный крест, с ярко выраженной центральной осью с востока на запад размером 42 х 21 м. Общая площадь 900 м?, вместимость 600 прихожан.

На первом этаже находится алтарь с 3-ярусным иконостасом, солея, зал для проведения литургий, трапезная, пономарка, помещения 1-го яруса колокольни с церковной лавкой. 3-й уровень включает 3-й ярус колокольни и хоры – антресоли.

Высота основной храмовой части с крестом составляет 38 м. Высота 4-ярусной колокольни с главным колоколом 1,2 тонны, с полным набором зазвонных и средних колоколов составляет, включая крест, от уровня земли 49 м.

Проектом предусмотрено благоустройство территории с «Гульбищем» вокруг храма для церковного хода, с многочисленными пешеходными аллеями из декоративной цементно-песчаной плитки, декоративные парковые торшеры-светильники и скамьи, места парковок и ограждение по периметру сквера из чугунной декоративной решетки с входным западным порталом.

В отделке храма было запланировано и использовались современные материалы и виды отделок. В качестве покрытия шатров, глав и крестов – нержавеющая сталь с вакуумным тринид-титановым напылением под золото и кобальт. В интерьерах храма природные материалы: особые сорта дерева, которые прослужат сотни лет, известняк, мрамор, гранит.

Иконы писались красками, которые изготавливались из растертых в порошок натуральных камней и по крупицам отделывались сусальным золотом. Тоже рассчитанные на века.

Храм возводится на добровольные пожертвования прихожан и других людей, любящих Бога, но в силу разных причин пока не посещающих наш приход.

В первом отчете прихода Божией Матери «Умиление» сухие, четкие фразы: постановление разрешило, проект согласован с Горгазом, Росэнерго, П.О. «Водоканал», комитетом по охране окружающей среды, ГИБДД и т.д. А сколько ушло труда, души, нервов, здоровья и бессонных ночей. Те, кто хоть раз сталкивался с этим, знает цену слова «Согласовано».

Каждая секунда рассчитана, каждый шаг продуман. Ходили, ездили, звонили, просили, получали согласие. Всегда во главе решения всех вопросов стоит настоятель храма – отец Димитрий. И с каждым годом росло число его единомышленников.

25 марта 1998 года состоялась закладка камня в основание будущего православного храма Божией Матери в честь Серафимо-Дивеевской иконы «Умиление».

К празднику расстелили ковры и дорожки, украсили все цветами, испекли каравай. С радостным трепетом встречали прихожане у себя первый раз дорогого гостя – Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона.

Владыко освятил камень и провел торжественную службу. У прихожанина Андрея Васильевича Макухина родились в этот день стихи:

Опущен в землю священный камень,

Перекрестившись – люди ждут.

Владыко молвил: «Христиане!

Сюда с небес к Святому Храму пути Господние ведут».

Из-за небес большой вселенной

Господь направил яркий луч

Любви, добра и вдохновенья –

Его порыв велик, могуч.

Сыт человек не только хлебом.

Господь ведет его в пути.

Всё чаще смотрим мы на небо,

Чтоб утешенье там найти.

И пусть Господь нам помогает

Идти по верному пути.

Страну от бед оберегает

И мир народу обрести».

И представьте себе, на фото этого дня идут необыкновенные, расположенные дугой вниз шары неизвестного происхождения.

Летом 1998 года в котлован глубиной 4,5 м., общей площадью 900 м? и объемом 3640 м? засыпается 470 тонн щебня. Две недели его укатывали катком, который предоставил директор «Строительно-Ремонтного Дорожного Управления» Кузьмичев Виктор Константинович.

Благодаря помощи Главы Администрации Первомайского района Дыкань Алексея Васильевича уложили 240 тонн асфальта.

Фирма «Руслан» (директор Батажев Адам Ясаевич) покрывает асфальт в два слоя гидроизоляцией на площади 1800 м?.

Сверху укладывается двухслойная гидроизоляция (Воронов Игорь Николаевич) – песчаная 300-миллиметровая подушка. Наносится 24 куба растворной стяжки. В основание храма заливается 305 кубов бетона, укладывается 30 тонн арматуры в каркас плиты.

Во время залития бетона милиция района перекрывала движение, чтобы все сделать вовремя. В один день было залито 53 машины бетона. Стройка жила!

1 августа здание временного храма было полностью выкуплено и зарегистрировано в МПТИ № 978/30 от 17.08.98 г. как собственность Прихода Божией Матери в честь иконы «Умиление» Ростовской Епархии.

Площадь храма увеличилась, и теперь надо было новые комнаты привести в порядок и благоустроить.

В одной из комнат стоял пресс, и чтобы его вытащить, пришлось разбирать наружную стену. Много пришлось приложить сил. Всё делалось руками прихожан. Меняли рамы, штукатурили, настилали полы, белили, красили.

12 сентября Господь даровал нашему батюшке 6-го ребенка, первого, который родился в новом приходе. Возрасти, Господи, младенца Иоанна со славу Твою.

Стройка постоянно требовала новых вложений. Порой казалось, что всё стало, нет денег. Но вдохновляемые отцом Димитрием, прихожане не унывали и уповали на Царицу Небесную.

Часто батюшка после проповеди рассказывал о проделанной работе. Однажды с тревогой говорит, что скоро зима, а нет сил закончить перекрытие. Страшно.

Но Матерь Божия снова пришла на помощь.

Пришли прихожане через неделю на службу, а у каждой иконы огромные букеты ярких роз. Дорогие, необыкновенные цветы. Нашлась добрая православная душа: большую сумму денег пожертвовала и храм розами украсила.

В очередной раз не остановилось строительство. А только кирпичей на храм ушло 900 тысяч и 100 тысяч на ограду.

Много личного труда вложили в наш храм прихожане.

С первых и до последних кирпичиков помогал строительству 70-летний Николай Васильевич Ротов.

Почти все участвовали в разгрузке и поднятии кирпичей. Посмотришь, и диву даешься. Бабушка еле на службе стоит, а становится в ряд и передает, и укладывает кирпич.

А после ударного труда какая необыкновенная вкусная трапеза, приготовленная нашими кухарочками Валентиной Ефимовной Крюковой и Раисой Петровной Супруновой. Малюсенькое помещение, вода во дворе в колонке, никаких удобств. А нужно несколько бригад строителей накормить и всех прихожан, кто трудится в храме и на стройке.

И таких тружениц и тружеников, которые всё свое сердце отдали и отдают нашему храму, огромное множество. Об их добрых делах можно писать и писать. Но отдадим это в руки Божии.

В 1999 году отец Димитрий поступает в Нижегородскую Духовную семинарию на заочный сектор. Дни уходили в заботах о строительстве и приходе, а на учебу оставались бессонные ночи, а еще и семью нужно содержать. Уже 7 детей в это время в семье у батюшки. Но дарованная Богом способность к учёбе, позволила успешно окончить за первый год обучения два курса семинарии. Вместо 5 положенных лет учился батюшка 4 года. И ни одного воскресного богослужения не было отложено в связи с учебой. Отслужит службу, и в этот же час провожают его прихожане на сессию. День и ночь за рулем, а в девять утра экзамен. Рядом, а часто и за рулём, постоянная помощница – матушка Ирина: добрая мать и чуткий заботливый друг. Молятся прихожане за благополучие в дороге и на экзаменах. Ждут каждого телефонного звонка о результатах, радуются вместе. А ближайшая суббота уже зовет своим колокольным перезвоном на вечернее богослужение.

Службы ведутся в тесном помещении. И каждая перестройка – радость.

Свечной ларек перенесли из центра храма в притвор. «Слава, Тебе, Господи!» Комнату под воскресную школу подготовили. «Благодарим, Тебя, Господи!» Библиотека работает. «Слава Богу!» И так родилась новая дружная семья под именем «Приход Божией Матери во имя иконы «Умиление».

Летом 1999 года из «Службы занятости» в наш храм прислали детей подростков из малообеспеченных семей. Они выполняли посильные подсобные работы. По воле Божией, во время общения с ребятами, возникла мысль создать воскресную школу, тем более, что это стало потребностью нашего времени.

С благословения отца Димитрия, мы обратились за помощью в ближайшие общеобразовательные школы. На что получили радостные отклики и поддержку: классную доску, столы, стулья. После ремонта вторую часть храма назвали «Воскресной школой», которая ждала своих воспитанников.

Желающих учиться в такой необычной, незнакомой школе было множество. Первый список учащихся включал свыше 50 детей. Преподавательский состав был набран из прихожан. Программа обучения составлялась в рабочем порядке. От урока к уроку приобретался опыт.

Учащимся предложили следующие дисциплины: Закон Божий – Рыбченко Н., Церковно-славянский язык – Ковалева И. Ю., музыкально-хоровое воспитание – Кучеренко В. В., прикладное искусство – Зайцева Т. В.

 И вот Рождество Христово 2000 года огласилось детским пением и первым праздничным концертом для родителей и прихожан. Начало было положено.

В феврале 2001 года воскресная школа была лицензирована в Епархиальном отделе образования. Рождественские и Пасхальные праздники, викторины и олимпиады, стали доброй традицией. Своими радостями учащиеся школы делятся с воспитанниками детских домой № 10 и № 7. Торжество, подарки, угощения сближали детей. Учебный год 2002/2003 завершился первым выпуском 11 учащихся.

Выпускники нашей школы стали певчими нашего хора, хора профессора Тараканова Александра Александровича и священнослужителями.

Из стен нашего храма вышли: иерей Михаил Рогачев, иерей Роман Амплиев, иерей Валерий Минин, иерей Анатолий Гомоюнов, иерей Владимир Чигрин, иерей Андрей Королёв, диакон Владимир Осяк, пономарь Евгений Ряпин.

Первым взрослым хором руководила Горбенко Юлия Дмитриевна, а осенью 2004 года в храме образовался второй - детский хор. Регент детского хора – шестнадцатилетняя дочь отца Димитрия – Мария Осяк.

Когда слышишь детские голоса, восхваляющие Бога, сердце замирает. И весь уходишь в молитву.

И убранство нашего храма всегда соответствует церковным датам: голубое в дни Божией Матери, розовое в Пасхальные дни, фиолетово-черное в дни Великого поста и т.д.

Первое облачение для храма готовила прихожанка Людмила. Но тяжелая болезнь не позволила ей этим заниматься. Смиренно и с надеждой на Бога приняла она такое испытание. И Господь не оставил, поднял, и вновь дал талант трудиться в церковном дворе. И благоухает цветами, кустами роз, пахучей травой, елями, деревцами наш маленький райский сад на земле.

А послушание: правильного содержания, убранство, украшение храма, облачение священнослужителей, корректирование ведения службы согласно церковному уставу перешло к рабе Божией Ирине, которое она благоговейно и со смирением несет.

Наша церковь – наш дом. А в доме должно быть тепло и уютно. И каждый из нас, по своим возможностям, старается создать этот уют и тепло.

Уже в первый маленький храм было принесено огромное количество икон. Их так много, что располагают их на дверях и даже на окнах. Ушла из жизни раба Божия Александра, а живет, излучает тепло подаренная ею икона Божией Матери «Казанская». Посмотрит во время службы на нее кто-то, да и помянет об упокоении ушедшую душу.

А сколько живых историй могут поведать наши иконы! Многие из них написаны и подарены в благодарность за исцеление от болезней, за избавление от беды, за то, что Господь даровал просимое.

А случалось, пожертвует человек какую-то сумму, а перед службой отец Димитрий шепнет: «Вот крест приобрели», или «Вот купель новая». И радуется душа: «Умру, а лепточка останется».

Ко дню открытия нового храма в тесном маленьком здании с трудом помещалось всё, что было приобретено и подарено для полноценной жизни прихода.

И ни на один день не останавливалась стройка.

С 21 августа 2000 г. начался монтаж наружных стен и бетонирование внутренних несущих стен Храма.

30 марта 2002 года завершен нулевой цикл, который представляет собой полуподвальное помещение в виде 8-миконечного креста. Документы и проект храма передают другой строительной фирме «Строй резерв», руководитель Нефедов Евгений Алексеевич. Начинается возведение надземной части (стен храма и колокольни). До 10 декабря 2002 года положено 300 тыс. кирпича. Из-за снижения температуры до -17?С кирпичная кладка остановлена. Но строительство продолжается – ведутся сварочные работы, а затем электромонтажные.

Октябрь 2003 года. Закончено возведение стен. Приступили к изготовлению шатров и куполов.

Через три года после начала богослужений были приобретены 6 колоколов первой звонницы; весом 4, 8, 16, 32, 64 и 150 кг. Те, которые можно было поднять, перед каждой службой выносили во двор и они уже звонили вместо кислородных баллонов. Главный «Благовест» весом 1200 кг. и второй по величине весом 750 кг. были пожертвованы в 2003 году.

Поднятие колоколов стало ещё одним тревожным, памятным и радостным событием.

Андреевский Андрей Стефанович, генеральный директор Монтажного Управления № 1, бесплатно, как и все предыдущие 4 года, предоставил башенный кран.

День был солнечный, яркий. И когда поднимался вверх «Благовест», казалось, что вместе со всеми, кто молится на земле, радуется и вся природа, и само небо, необыкновенно лучезарное.

«Господи! Слышу Твой звон на земли, помяни нас на Небеси!»

В марте 2004 года у строящегося храма появились 7 златоглавых куполов. Ни с чем не сравнимое ощущение – обнять купол храма! И это счастье послал нам Господь. С замиранием сердца прихожане прикладывались к куполам, и казалось, что облако раскачивает тебя, а в сердце входит голос Неба! Мы фотографировались все вместе, и по отдельности, с батюшками и с родственниками. Это были незабываемые минуты.

В конце марта очередное волнение. В Ростове всего 2 крана, способных поднять на такую высоту и установить купола. А кран должен уехать в другую область. Матерь Божия не оставляет нас. На 25 марта назначают подъем куполов. Но что-то не складывается и переносят на 23. Сильное волнение.

Молебен служат несколько священников: отец Димитрий, его братья – протоиерей Иоанн и тогда еще живой иерей Игорь, зять - протоиерей Николай и иерей Михаил, который только 22 февраля получил сан священника.

Маленьким, 9-летним мальчиком начинал отец Михаил нести свое послушание в Свято-Димитриевском храме, где тогда был настоятелем наш отец Димитрий. На глазах прихожан рос физически и духовно. И Господь помог ему стать священником.

Очень старается отец Михаил жить по примеру своего духовного отца Димитрия. Ведь действительно, есть чему учиться и подражать. Десятки, и может и сотни душ привел отец Димитрий к Богу, помог стать на путь спасения. В семье у него уже 7 детей. И строительство третьего храма завершает.

Внешний мир и не замечал, что среди старых, многолетних акаций растет не по дням, а по часам красавец-храм. И вот, 23 марта 2004 года засверкали во всей своей красе золотые купола. И люди воскликнули: «Как? Откуда? Здесь строится храм?» И только те, кто каждый день жил одной судьбой с этой стройкой, знают, как это тревожно, нелегко и радостно – строить храм.