Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы Печать

31 марта 2012г. Божественную литургию в день праздника Похвалы Пресвятой Богородицы в нашем храме возглавил Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

По окончании Божественной литургии архипастырь обратился к собравшимся с проповедью: 

«Ваше Высокопреподобие, Преподобие, дорогие отцы, уважаемый Виктор Григорьевич, дорогие братья и сестры. Я рад, что в этот день Господь сподобил нас вместе совершить величайшее Таинство Евхаристии и быть причастниками Его Тела и Крови. По традиции мы возвращаемся своими мыслями к прочитанному на Литургии Евангелию, дабы вновь поразмышлять над словами Священного Писания и сохранить их глубоко в своем сердце. Сегодня Церковь совершает чествование Пречистой, Пренепорочной Богоматери словами акафиста. И суббота эта называется Субботой Акафиста.

Но как непривычно звучат для нас слова, которые мы слышали сегодня в Священном Писании. Господь начинает готовить Своих учеников, а вместе с ними и нас, к тем великим дням, которые в Церкви называются днями Страстной седмицы, днями предуготовительными к празднику Святой Пасхи. Ибо торжеству Победы должна была предшествовать вся горечь человеческих страданий, которые Господь испил по человечеству полной чашей, начиная от предательства, физических истязаний до момента богооставленности. Когда, казалось бы, Отец Небесный забыл про Него. Кто мог, видя Господа распятым на Кресте, униженным и оскорбленным, оплеванным, избитым, отверженным от людей, - кто мог, видя это ужасное Голгофское зрелище, сказать, что перед ними самая великая жертва за весь мир? Кто мог исповедовать, что на Кресте – «распятая Любовь», Сын Божий?.. Какую нужно было иметь веру, стойкость, внутреннюю силу духа, для того чтобы не соблазниться, не искуситься, не впасть в маловерие? И вот Господь, предвидя, что людям будет сложно сохранить эту стойкость, даже тем людям, которые близки к Нему, начинает уверять Своих апостолов, Своих учеников, начинает готовить их к тому, что им предстоит увидеть, чему стать свидетелями и участниками. Дабы не соблазнились они, дабы не пошатнулась их вера, настолько, насколько это возможно. И обращаясь к Своим апостолам, Господь спрашивает, как бы исподволь: «А за кого почитает Меня народ?». Ученики отвечают Ему: «Одни почитают Тебя за пророка, другие – за чудотворца, третьи – за Иоанна Крестителя, который воскрес». «А вы за кого почитаете Меня?» Вот здесь святой апостол Петр произносит слова, которые стали краеугольным камнем всего учения Церкви. «Ты Христос, Сын Бога Живаго». На этом исповедании стоит вся наша вера. И потому Господь говорит, обращаясь к Петру: «Ты камень, и на этом камне Я создам Церковь. И врата ада не одолеют ее». На этой вере в то, что Господь Иисус Христос есть истинный Сын Божий, вторая ипостась Святой Троицы, пришедший в образе человека спасти мир, показав своей жизнью деятельное восхождение от греха к святости. Мы думаем, что апостолам было легко, как Петру, сказать «Ты Христос, Сын Бога Живого». Потому что они видели Его чудеса, они были рядом с Ним, были свидетелями проповеди Спасителя. А кто из нас может так же, как Петр сказать: «Ты Христос, Сын Бога Живого, Ты мой Спаситель»? Ведь часто, произнося эти слова, мы не понимаем их смысла. Мы не отдаем себе отчета в том, что произносим. Сегодня евангельский вопрос Спасителя обращен ко всем нам. «Кто Я для вас?..». Ученикам было сложнее, чем нам. Они не знали о факте Воскресения. Они лишь полунамеками представляли себе и страдания, и славу Христову, и образ Его служения. А мы, христиане, знаем все, что случилось в те дни. Мы знаем Господа, победившего смертью смерть, мы становимся свидетелями и участниками великих чудес и преобразований, которые в Церкви совершаются поныне. Так кто же для нас Христос?.. Для одних, к сожалению, исторический или иногда мифический персонаж, для других – учитель нравственности, для третьих – человек, принесший некое философское убеждение, новое учение, для четвертых – революционер в Иудее, который хотел изменить общественный строй и мировоззрение. Но кто же Христос для нас? Если мы готовы со святым апостолом Петром сказать, что Он для нас Сын Божий, пришедший спасти каждого из нас, то какова мера ответственности в нашей жизни перед Богом и перед людьми? Принимая Христа, как реального Бога, действующего в нашей жизни, мы берем на себя всю полноту ответственности исповедания нашей веры. И исповедание это не словами, но делами должно быть засвидетельствовано. Церковь обращается к каждому из нас: «Укрепитесь в вере, потому что, предшествуя свету Воскресения Христова, в каждой нашей личной жизни будет обязательно все то, что было в жизни земной Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Будет и предательство, и клевета, и зависть, и оплевания, и заушения или даже, может быть, смерть». Мы все должны быть к этому готовы, не должны боятся того, что мир полной чашей будет изливать на нас свою злобу, негодование, клевету, пороча Церковь и служителей Церкви, для того чтобы хоть некоторых от нее отвратить. Ведь клевета и поношения, которые сейчас так распространены в средствах массовой информации, обращены не против конкретных служителей Церкви, не против какого-то конкретного человека. Это война против Бога. Все силы ада, казалось бы, восстали. И не гонят нас, не убивают, но столько соблазна, столько искушений, кто может преодолеть их? Их может преодолеть только тот человек, для которого все внешнее не значительно, но внутренне является самым важным. А это внутреннее есть непоколебимая вера в Воскресшего Спасителя, Который действует в нашей жизни, присутствие Которого мы реально воспринимаем в своих молитвах, с Которым соединяемся в Таинстве Божественной Евхаристии. Мы вместе с Церковью начинаем готовиться к Страстной седмице, к дням, в которых вспоминаем страдания Спасителя. Но не только вспоминаем, ибо Церковь живет в особом времени, оно называется литургическим временем, когда мы не исторические события отмечаем, но когда эти события происходят в жизни Церкви столь же реально и значимо, как это было две тысячи лет тому назад. И каждый из нас подвержен соблазну, и каждый из нас будет искушаем, и каждому из нас будет предоставлен выбор. «Блажен тот, кто не усомниться во Мне», – говорит Спаситель. Потому выйдя сегодня из храма, пусть звучит в наших сердцах этот вопрос Спасителя: «Кто Я для вас? Кем Я для вас являюсь? Богом ли живым или чем-то посторонним и ненужным в жизни?..». И благо нам, если наше состояние духовное будет подсказывать нам единственный правильный ответ: «Ты Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешных спасти, от них же первый я есть». А если в нас есть сомнение, а если в нас есть соблазны? Не будем пугаться этого, но будем просить Господа, дабы укрепил нас Своею благодатною божественною силою, укрепил в нас веру, избавил нас от соблазна. « … но избави нас от лукавого… и всех действий его» - обращаемся мы к Богу в молитве. Да будет молитва наша действенной и совершенной, да минуют нас соблазны, представляемые нам миром, дабы отвратить от Господа и Церкви. Да укрепится сердце наше в вере православной, да укрепится жизнь наша в делах христианской добродетели. И Сама Пречистая Богоматерь, Своими всесильными к Богу ходатайствами и молитвами да поможет нам в этом всем. Аминь».