Память святых отцев шести Вселенских Соборов. Воскресная проповедь Печать

29 июля 2012 года, в день Памяти святых отцев шести Вселенских Соборов, по окончании Божественной Литургии протоиерей Димитрий поздравил всех прихожан с воскресным днём – малой Пасхой: «Христос разрушил врата адовы, разрушил смерть и всем нам даровал вечность всем тем, кто желает войти в вечность». 

Затем настоятель произнёс проповедь, в которой особо подчеркнул значимость свободной воли человека:

«Человек создан свободным по воле – по образу и по подобию Божию Творец создаёт человека. Господь нас никогда не заставляет поститься, молиться, не заставляет жить по заповедям. Если Бог нам дал заповеди, то это не заставление – это наставление. Это оттого, что Творец любит Своё творение, и от Своей Любви – чтобы творение не лишилось вечности вместе со Своим Творцом – Творец даёт творению заповедь, наставление, путь. Как вы говорите, когда-то дети ваши были маленькими, и вы их наставляли, вы их учили. Ведь так же? Вы говорили: «Вот, сынок… доченька…вот сделай шаг, вот так… Вот это сделай этим образом…» А почему вы так говорили? Потому что вы любите своих детей, и вы всячески старались им помочь. И сейчас, когда младенец у вас на руках, вы всячески его жалеете. И стоит только закричать вашему младенцу, вы тут же к нему подбегаете и в недоумении, что ему мешает и отчего он плачет. Вы стараетесь это понять и как можно скорее оказать ему помощь.

Отец наш Небесный ведь так же любит нас. И чтобы нам оказать помощь, Он даёт нам заповедь, по которой мы, чада,  должны жить. Но если человек не желает – он свободен по воле, и от него не сокрыто, что он не войдёт ко Христу. Потому что невозможно, не живя по заповедям Божиим, не живя со Христом – невозможно по переходе в вечность быть с Ним.

Сегодня Святая Православная Церковь вспоминает память шести Вселенских Соборов. Я взял книгу потому, что лучше не скажешь, чем здесь написано:

«Православная Церковь признаёт семь Святых Вселенских Соборов. Никейский, первый, он же - Вселенский, созванный в 325 году против ереси Ария при святом равноапостольном Константине Великом. Второй Вселенский – Константинопольский, созванный в 381 году против ереси Македонии при императоре Феодосии Великом, Эфесском . Третий Эфесский – в 431 году, против ереси Нестория в г. Эфесе при императоре Феодосии Малом. Халкидонский Собор — Четвёртый Вселенский Собор, созванный в 451 году против ереси монофизитов. Константинопольский -  пятый Вселенский Собор, о трёх главах, состоялся в 553 году при императоре Юстиниане Великом. Третий Константинопольский - Вселенский шестой Собор, прошедший в 680 – 681 гг. при императоре Константине Погонате против ереси монофелитов.  И Никейский - седьмой Вселенский Собор – собрался, как и первый Собор, в Никее, в 787 году, против ереси иконоборцев при императоре Константине VI.

Каждый из предшествующих Вселенских Соборов утверждён последовательно, в достоинстве, следующим по времени Вселенским Соборам. Смысл особого почитания отцов Вселенских Соборов состоит в том, что Вселенские Соборы, и только они всецело выражают собою веру, волю и разум Кафолической Вселенской Церкви, полноты Православия в силу непреложных обетований Господа Иисуса Христа. Благодатью Святаго Духа, сохраняемым апостольским преемством церковной иерархии, обладают даром выносить непогрешимые и для всех полезные определения в области христианской веры и церковного благочестия. Непререкаемым и неотъемлемым авторитетом пользуются в Православной Церкви догматические соборные определения, обычно начинающиеся апостольской формулой: «изволися Духу Святому и нам…» - так начинаются сейчас любые состязания в Русской Православной Церкви, вместе с Патриархом. Если вы смотрите, как по телевидению это показывают – Патриарх всегда поднимается, сначала творится молитва «Царю Небесный…», а затем Патриарх говорит такое слова: «изволися Духу Святому и нам, собравшимся зде…». И только через Божественную благодать начинается Поместный Собор.

«Вселенские Соборы созывались в Церкви каждый раз по особой надобности, в связи с появлением разномыслий и ереси, искажавшей православное вероучение и Предание. Но Дух Святой устраивал так, что догматы истинной веры, неизменны по своему содержанию и объёму, постепенно и последовательно раскрывались Соборным разумом Церкви и уточнялись святыми отцами в богословских понятиях и терминах в той именно мере, в какой требовалось самой Церкви для домостроительства спасения.  Церковь, излагая догматы, сообразовывалась с нуждами данного исторического момента, не раскрывая всего поспешно и без рассуждения, но и однако, ничего не оставляя до конца сокрытым»  – это слова Святителя Григория Богослова.

Краткий итог догматического богословия Святых шести Поместных Соборов сформулирован в первом соборном правиле Трулльского Собора, ставшего продолжением шестого Вселенского Собора. 318 святых отцов Первого Вселенского Собора – сказано в этом Правиле – единомыслием веры открыли нам и уяснили единосущие в трёх ипостасях Богоначального естества и научили поклоняться одним поклонением «Отцу и Сыну и Святому Духу». И так множество догматов веры православной было принято на соборах.

Догматы – это постановления или правила жизни, которых мы должны с вами придерживаться. Правила, которые установлены на всех семи Вселенских Соборах; которыми мы должны руководствоваться. А первые слова спасения, чему нас учит Господь наш Иисус Христос, я из вам сейчас произнесу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя». Вот на этих двух заповедях стоит всё – и закон, и пророки, и Церковь, и всё-всё.

Люби Господа всем сердцем и люби своего ближнего! И не надо лезть на какие-то пьедесталы, какие-то преодолевать невыносимые трудности, а всего-навсего любить. И если эти заповеди мы будем исполнять, воистину, никто из нас не погибнет.

Вам же дай, Господи, телесного здравия и душевного спасения!»

Затем настоятель объявил о предстоящих праздниках и, в частности, отметил:

«В среду у нас память преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея России Чудотворца – великого молитвенника и столпника веры православной»

«В четверг – память пророка Божия Илии, одного из величайших пророков. Некогда Илия пророк жил при царе Ахаве.  А ересь была страшная – не поклонялись Истинному Богу, а поклонялись идолам, истуканам, делали всякие изображения или из дерева вырезали божков и начинали им кланяться. Это было страшное язычество. И тогда великий пророк Божий сказал: «Господи, забери меня с этой земли! Земля вся грешная, я один остался! Ну кругом язычники, кругом такое творится, такое…» И тогда Господь ему открывает: «Таких как ты подвижников ещё семь тысяч!» А ему казалось, что он один на белом свете – только он чтит Бога и живёт по Его заповедям».

Ангела Хранителя и Божие благословение!»