Неделя 16-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением Печать

23 сентября 2012 года, в неделю 16-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением, Божественную литургию в нашем храме совершил настоятель о. Димитрий в сослужении всего духовенства храма.

По окончании чтения Евангелия настоятель обратился к собравшимся со словом проповеди, в котором, в частности, сказал:

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Ин. 1:8) - говорит Господь. Жизнь вечная – жить со Христом. Ибо земная жизнь – она называется временная жизнь. Временная потому, что исчисляется временем. Отмечается день, когда человек пришёл в мир. В мир пришла ещё одна жизнь! Бог создал человека по Образу Своему и по подобию. Со свободной волей. То есть человек, конечно же, вправе сам выбрать свой жизненный путь. Никто не имеет права посягать на его свободу.

Если же священник говорит о посте, о воздержании или чему-то учит, то мы должны понимать, что священник не заставляет, а наставляет.И это и есть большая разница. Заставлять никто не может! Даже тогда, когда Бог совершал великие исцеления. И тогда, когда слепой подошёл к Учителю, то Он спросил его волю, говоря: «Что ты от Меня хочешь?» И тот сказал: «Учитель! Хочу прозреть».

Из этого мы видим, что Творец не посягает на волю Своего творения. Ведь именно тогда, когда слепец сам изъявил желание прозреть, он был исцелен. И если мы хотим спастись, мы должны жить по заповедям. Живи по-божески, так, как учит нас Церковь. И тогда в сем веке будешь счастливым или же счастливой, и в будущем не лишишься небесных благ.

Христос приводит притчу о талантах, которую сейчас мы слышали (См. Мф. 25:14-30). Он говорит о том, чтобы человек всегда был готов дать ответ Господу Богу своему за прожитые моменты своей жизни, ибо не знает, когда Господь призовёт его на ответ. Никто из нас не знает. Хотя мы понимаем, что придёт старость, и в старости мы будем переходить в вечность. Но иногда бывает, что человек не доживает до старости. А иной и вовсе уходит в юности. А иной и рад бы уйти в вечность, но мучается, так как он здесь уже устал находиться. И, однако же, Господь не призывает его ещё.

Итак, Господь в притче наставляет нас (Мф. 25:14-30):

14Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа'л, 25и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа'л; 27посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;28итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то', что' имеет; 30а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Почему же Господь даёт таланты так неравномерно? Потому как евангелист говорит, что Он каждому отдаёт столько, сколько он может понести. По своим силам и возможностям.

Есть такой рассказ, как один человек, находясь в храме на богослужении, всё переживал, как тяжела его ноша в этой земной жизни, как тяжело ему идти по этому жизненному пути. Почему  него такая доля, когда кому-то легче. И вот с такой печалью он затем и засыпает. И во сне ему видится сон. Ангел Господень говорит: «Выбирай крест, который ты сможешь понести, а то ты всё печалишься и скорбишь и говоришь, что тебе так тяжело в жизни. Вот тысяча крестов! Выбирай, какой унесёшь, тот и твой!» Тот подошёл и выбрал крест самый красивый, который переливается и сияет, а поднять его не может. Как он его ни дёргал, невозможно оторвать. Делать нечего, он выбрал тогда чуть-чуть попроще, но также красивый. Затем стал следующий дёргать, но и это не в силах поднять… И в конечном итоге, чтобы не уйти ни с чем, он взял самый маленький крест. И оказалось, что он его смог поднять. И тогда ангел Господень ему и говорит: «Вот это и есть твой крест…». 

 

На вечернем богослужении в этот день иерей Михаил отслужил молебен с чтением акафиста Святителю Иоасафу Белгородскому, память которого совершалась в понедельник, 17 сентября.