Воскресная проповедь 17.03.13 Печать

17 марта 2013 года на Божественной Литургии перед Причастием протоиерей Димитрий обратился к прихожанам с проповедью:

"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. - Аминь.

«Аще отпущаете прегрешения человеком, и Отец ваш Небесный отпустит вам согрешения ваши: аще не отпущаете человеком согрешения, ни Отец ваш Небесный не отпустит вам прегрешений ваших».

14 Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный:

15 аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших.

(Евангелие от Матфея, 6:14-15)

Читая молитву Господню, где есть такие слова: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Эти слова нужно помнить не только, не говорить это словами, но эти слова нужно слагать в свое сердце, и складывая их в своем сердце, жить этими словами.

Совершенно немного требуется, чтобы спастись. Бог не дает нам сверх невозможного, жизненный путь свыше человеческих сил. Не требует с нас лишнего. У каждого человека своя дорога к Богу, - путь по его силам, Он каждому дает по его силам и возможностям спастись.

«Когда же вы поститесь, то не помрачайте лица ваши». Не делайте это наружу – чтобы все видели и славили вас, говоря: «Вот, хороший человек. Борода у него до колен, волосы у него длинные, - какой он великий молитвенник!» Что же говорит на это Господь? Евангелие, которое мы читаем – вот уже две тысячи лет. А Господь говорит: «Аминь говорю вам, они получили награду свою. Их прославили за их поступки. Я же вам проповедую, - говорит Господь, - когда постишься, то помажь главу твою, и лицо твое умой». Почему Христос говорит, чтобы мы помазали главу? Жизнь - того времени: когда приходил в дом путник, подавали ему воду, чтобы руки омыть, подавали масло, чтобы помазать волосы. Это приветствие и оказания внимания к гостю относилось к тому времени. Сейчас, мы волосы не мажем маслом, а применяем шампунь или духи, одеколон, чтобы пахнуть и иметь надлежащий вид. Немного изменилось… Но, суть в чем? Суть не в масле, а в поступке. Вы понимаете, не в книгах суть, не в буквах, а в том, внутреннем состоянии человека. Когда мы постимся, то не надо это делать напоказ. Господь говорит: «Ибо Отец твой, увидев тайное, воздаст тебе явно». Каким образом? Как понять это – «втайне»? Втайне – значит внутренне. Посмотри в себя со стороны своей совести «поступай по совести вовек не согрешишь». Поститься нужно не для показа, а для души, через воздержание от пищи. Ведь никто тебя не заставляет поститься. И если ты вступил в дни поста, то поступай, как говорит, как велит твое сердце. Ты можешь кушать, а можешь и не кушать. Человек вправе сам выбирать, свободен в воле. Но если мы воздерживаемся, то не надо нас контролировать со стороны. Не надо. Потому что у нас есть судия – совесть. И если мы с вами будем прислушиваться к совести, мы вовек не согрешим. Ибо всякий, который помрачает лицо свое, и перед людьми видится, что он благочестив… И что он великий молитвенник, и постник, и воздержный, - народ начинает его прославлять, - и поэтому этот человек получает награду свою от народа, и Богу нечего будет давать человеку, – он уже прославлен и получил славу от народа.

«Ты же, когда постишься, то поступай это втайне». Никому не рассказывай, что ты ел или что ты пил. Зачем прославлять себя? Посмотри в внутрь себя, в свое сердце, в свою совесть, и постись по своей совести и по своим силам. «И Господь, видя тайное твое пощение, явно тебе воздаст награду», - вот такие великие слова говорит нам Господь. И не требует от нас сверх - сверх наших сил, но перед тем, как вступить в пост, Господь призывает нас к тому, чтобы мы посмотрели в себя и прощали своих обидчиков, на кого мы держим обиду – иначе, если мы помним зло, или помним обиду ближнему, и когда мы обращаемся ко Христу в молитве Господней: «и остави нам долги наша, потому что мы оставляем нашим должникам». А посмотрите каждый в себя – каждый ли оставил должнику своему прегрешения его? Каждый ли простил человека ближнего или дальнего? Каждый ли стёр из памяти обиду в своем сердце? И когда мы возносим молитву, не врем ли мы Богу? Если мы говорим: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», а оставили ли мы обиды нашим должникам? Простили ли их? Вот вам и «тайно» – о чем говорит Церковь. Мы крестимся, кланяемся Богу, просим прощения, а обиду на ближнего старую или застаревшую, никак не можем отпустить, или изгладить из своей памяти.

Чтобы услышал нас Отец наш Небесный, мы должны поступить так, как Он учит нас!   Кто отлучит нас от любви Божией? Скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Но все сие преодолеваем силою возлюбившего нас (Рим. 8, 35. 37). Аминь.

- Спаси, Господи.                                               

 

9 Сице бо молитеся вы: Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое:

10 да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли:

11 хлеб наш насущный даждь нам днесь:

12 и остави нам долги нашя, яко и мы оставляем должником нашым:

13 и не введи нас в напасть, но избави нас от лукаваго: яко Твое есть Царствие и сила и слава во веки. Аминь.

14 Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный:

15 аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших.

16 Егда же поститеся, не будите якоже лицемери сетующе: помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящеся. Аминь глаголю вам, яко восприемлют мзду свою.

17 Ты же постяся помажи главу твою, и лице твое умый,

18 яко да не явишися человеком постяся, но Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве.

(Евангелие от Матфея, 6:9-18)

 

 

Проповедь после Причастия.

Спаси, Господи! Ангела-Хранителя и Божие благословение призываю на вас и на предстоящую неделю. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств. Всех вас с воскресным днем. Напоминаю, что сегодня служба вечерняя в 15 – на час раньше, не как обычно. Чин прощения. Особая служба, сегодня будет вычитана молитва, дабы Милосердный Господь дал нам сил и возможности этот Пост провести с миром в смирении и терпении. Ведь сказано Богом, что «от человека невозможно, от Бога всё возможно».

 

26  А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

(Евангелие от Матфея, 19:26)

 

И если мы скажем, что мы уповаем на свои силы, то это будет неправильно. Мы надеемся, что Милосердный Господь даст нам сил в смирении и в терпении пронести тяготы Поста. И вообще, Пост нам не должен быть в тягость. Пост это воздержание в пище, это любовь ко Христу. Чтобы встретить праздник Пасхи Христовой, необходимо принести Богу жертву. Жертва (воздержание) и есть любовь наша. Церковь призывает нас на такую жертву – на воздержание от скоромной пищи. Это и будет наша жертва Господу Богу нашему, для того чтобы с чистым сердцем сокрушенным и смиренным нам встретить Величайший Праздник Христовой Пасхи.

Служба в Храме будет совершаться каждый день до следующего воскресения: утром - в 8:00 часов утра, а вечерняя в 16:00. В понедельник, вторник, среда и в четверг вечерняя в 16:00, служба особая, читается Великий покаянный канон преподобномученика Андрея Критского. И если кто из вас не сможет постоять всю службу, но уж на покаянный канон Андрея Критского нужно прийти. Набраться сил и возможности, потому как этот канон покаянный читается только в Великом Посту. И только всего четыре раза в год. Это первые четыре дня на первой седмице Поста.

Типикон говорит о том, что три дня, – но это Устав монастырский. «Три дня никакоже дерзнем ясти». Три дня вообще мы не вкушаем, и только в среду, после Литургии Преждеосвященных Даров, разрешается вкушать снеди овощных - то есть вареные овощи. Без растительного масла. Это может быть компот из фруктов, борщ без заправки – без растительного масла. Растительное масло мы вкушаем в субботу и воскресенье и в последующие недели, кроме среды и пятницы. Рыбу вкушаем в Великом Посту дважды – первый раз в праздник  «Благовещение Пресвятой Богородицы» 7 апреля, и второй 28 апреля «Вход Господень в Иерусалим» (Цветоносная, Вербное Воскресенье). Мясных и молочных продуктов мы не вкушаем вообще до Праздника Светлого Христова Воскресения, Пасхи.

В целом же, Пост, как я уже сказал, (через воздержание) проявление нашей любви к Богу. И каждый должен поститься так, как наставляет его, его же совесть, ведь сказано в Священном Писании: «Поступай по совести, и вовек не согрешишь». Каждый должен поститься так, (неся тяготу поста) не роптать. Иногда бывает так – человек постится, вычитает молитвы, а в душе - пустота, ненависть и вражда на ближнего, в душе злость и внутренний крик. От этого состояния сердце наполнено обидой на весь Мир и нет любви к человеку, который бок о бок по жизни идет с тобой. Ведь Пост заключается не только в воздержании от пищи. Пост это воздержание во всём. Поститься надобно каждому из нас так, как на то мы имеет наши обычные человеческие силы. Пост это не принуждение. Пост это любовь к Господу нашему Иисусу Христу. Это воздержание, через которое нас Господь не только услышит, но и поможет нам вынести всю тяготу Великого поста и каждому в свое время войти в Царство Небесное и жизнь Вечную.

Сейчас мы раздадим иконы. Прихожане нашего храма побывали в разных частях России и со святых мест привезли иконки, освященные на мощах святых угодников Божиих. Северная часть России: Митрофан Воронежский и Тихон Задонский. И противоположно: Южная часть России – это Феодосий Кавказский. А один прихожанин был в Греции. Когда алтарник будет раздавать вам иконки, прошу Вас принять святыню и не менять на другую, говоря: «Такая дома у меня уже есть». На все воля Божия  кому, какая достанется - на то Судья наш Господь, такую святыню мы и понесем в наш дом.

Еще раз напоминаю – сегодня вечерня с чином прощения - в 15 часов.

Хочу несколько сказать слов о нашем Храме. Где сказано Богом: «дом Мой дом молитвы наречется».

7 введу я в гору святую мою и возвеселю я в дому молитвы моея: всесожжения их и жертвы их будут приятны на требнице моем: дом бо мой дом молитвы наречется всем языком,

(Книга пророка Исаии, 56:7)

Мы с вами построили Дом Божий – для того, чтобы здесь совершать молитву; для того, чтобы здесь причащаться от одной Чаши и Хлеба во оставление грехов и в жизнь вечную. Не было бы Храма, не было бы стен, мы бы не смогли с вами собираться на богослужение. Было время, когда мы собирались и служили в той хатке, там, на углу церковного двора. Летом было очень жарко, а зимой холодно… Летом было так жарко, что, когда я приходил домой, снимая одежду – я извиняюсь, лился пот даже с ремня. Было весьма жарко на службе, а нас было намного меньше. Мы забивались в здание, и многие удивлялись – в такую маленькую хатку вмещается столько людей!.. Сегодня Милосердный Господь нам позволил, - принял от нас жертву, - мы построили прекрасный Храм. Храмы строятся при помощи Божией и жертвенной поддержке людей, с вашей помощью. И без вашей материальной жертвы ничего бы не выстроилось. Благодаря вам стоит прекрасный Храм. И я надеюсь, что Милосердный Господь нам поможет выстроить и церковно-приходскую школу – для наших детей. Да и Дом Божий – ведь это не мой и не ваш. Дом Божий – это Божий Дом. Это для всех людей и народов. Сегодня мы с вами молимся в нем; пройдет немного времени, мы перейдем в вечность, а в этом храме будут молиться наши дети, внуки, правнуки. От нас, наверное, может быть, только память останется, а Храм, Дом Божий, будет стоять. Многие из вас участвовали в строительстве этого Храма. Очень многие! Но были и особые люди. В первые дни образования прихода, на месте будущего храма, начиная с 1997 года, был пустырь. Свалка для мусора (соседи сносили мусор), полуразрушенные стены летнего кинотеатра и давно заброшенное летнее «Кафе». При поддержке администрации района был создан попечительский совет. В совет входили руководители предприятий малого и среднего бизнеса, но пользы от этого совета для храма оказалось очень мало. Люди, входящие в совет не верили, что могут построить храм, и на такой ноте совет стал распадаться. Милосердный Господь призвал новых молодых, крещеных, но не воцерковленных в Бога людей,  которые горели огромным желанием участвовать в строительстве храма. Это было пять друзей, которые не испугались ответственности, но включились в строительство здания, - это были годы, как сейчас принято называть «Лихие девяностые» - когда Россию лихорадило, - пять человек, основная опора попечительского совета поддерживало строительство Храма.

Иногда говорят обо мне: «Вот, батюшка любит того, кто жертвует и к ним особое внимание». А как не любить человека, который помогал строить Храм? Благодаря помощи этих людей мы стоим в прекрасном Храме. Если бы не было этих людей - не стоять бы нам под сводами этого храма. Как бы мы могли совершить Евхаристию. Благодаря людям Царские Врата сделаны из липы, присутствуют элементы красного дерева и кипариса. Вызолочены. Такие Царские Врата простоят минимум пятьсот лет. Скажите, кто из нас столько проживет?  Поэтому, если кто и когда  говорит: «Почему батюшка проявляет особое уважение к помогающему человеку в строительстве Храма?» Да потому, что он делает великие дела – не для меня! - а для всего народа Божьего. Для всех нас. Благодаря этим людям мы сегодня стоим в этом Храме. Не было бы этих людей – не было бы здания Храма! И мне сегодня приятно сообщить с амвона! Один из нас здесь стоящих, есть первый, который с первых дней участвует в строительстве Храма, его основатель. У этого основателя сегодня день рождения. Я бы хотел не только лично, но и от вашего имени поздравить Георгия Ивановича с днем рождения. Пожелать здравия и долгоденствия и «Многая лета».

Хвалить, конечно, не стоит, потому что если мы похвалим сейчас, то Господу нечего будет давать. Это сказано для того, чтобы было записано в истории прихода, летописи храма. Про человека, который в молодости впервые пришел в церковь, воцерковился и укрепившийся в вере в Бога, является ее частью и не мыслит жизнь без Бога и вне церкви.