Воскресная проповедь 14.04.2013 Печать

14 апреля 2013 года, на Божественной Литургии перед Причастием протиерей Димитрий обратился к прихожанам со словом проповеди: 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. - Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Евангелие от Иоанна, 3:16)

Некий человек из народа приступил к Иисусу. Кланяется Ему и говорит: «Учитель, я привел сына моего к Тебе, потому что он очень страдает, ибо в нем дух немоты. Иногда случается так, причем в такое время, когда мы совершенно не ожидаем. Где ни схватывает его, повергает на землю и он оцепеневает, испускает пену, и зубами скрежещет. Я говорил ученикам Твоим, чтобы изгнали его, но они ничего не смогли сделать». И тогда Иисус говорит:

«О, роде неверный! до тех пор, пока Я с вами, буду вас терпеть; приведите его ко Мне». И как только бесноватый увидел Иисуса, дух стряс его, он упал на землю, стал изгибаться, испуская пену. И тогда Учитель спрашивает (с той целью, чтобы привести отца к сознанию того, как тяжко положение его сына и как беспомощен он был доселе), обращается к отцу: «Как давно это сделалось с ним?» Спрашивает не потому, что Учитель не знает. Разве Бог не может знать?.. Мы можем привести пример, вспомним часть Евангельского текста, где Господь говорит Нафанаилу: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя». Тогда Нафанаил отвечал Ему: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». И уверовал в Иисуса только из-за этих сказанных слов. За такую готовность веровать, Христос обещает Нафанаилу явить еще большие чудеса. Так, сегодня мы слышим Евангелие, где Учитель спрашивает отца: «Как давно случилось с твоим сыном?» Отвечает Ему: «С детства. Случается многократно, что дух бросал его и в огнь и в воду, чтобы погубить его. Если что можешь помочь нам, будь к нам милосерд, помоги нам». Учитель отвечает: «Если сколько-нибудь можешь веровать, верующему всё возможно». И тогда воскликнул отец отрока со слезами (громким голосом): «верую, Господи! помоги моему неверию». Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и больше никогда не входи». И вскрикнул, и сильно сотрясши отрока, вышел из него. Именно так, - потому что многие люди говорили между собой: «Умер отрок». Но Иисус взял его за руку, поднял его; и он встал. Народ, видя чудо, совершившееся на их глазах, прославляет Учителя. Когда же они вошли в дом, ученики были наедине с Ним,  спрашивают: «Почему же мы не смогли изгнать его?» И тогда Учитель открывает им небольшую завесу тайны: «Сей род изгоняется только постом и молитвой». Особый род бесовский. Или, точнее сказать… Мы знаем, есть дух блуда, который искушает человека, или бес пьянства – искушает человека, а человек иногда потакает ему, и опускается в яму греха ниже и ниже. Дух, или бес сребролюбия, зависти, корысти, гордости… Вспомним наставление апостола Павла, который предупреждает нас: «Диавол, как рыкающий лев, ищет, кого бы поглотить. Но мы должны иметь несокрушимость духа, твердую веру и твердые намерения жить по заповеди Христа, и когда случается, что диавол, враг нас искушает, мы должны бороться с искушениями».

 

8  Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.

9  Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире.

10  Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми.

11  Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

(Первое послание Петра, 5:8-11)

Я повторюсь, напомню вам слова, приводимые для сравнения: Когда идем по улице, вдруг совершенно неожиданно небо затянуло тучами, пошел дождь, а мы не имеем с собою зонта. Кто же виноват?..

Падшие ангелы, духи злобы поднебесной вместе с Денницей, возгордившись против своего Создателя, были низринуты с неба и лишились общения с Творцом. Бесы знают о том, что за свою гордость они больше никогда не будут со своим Создателем. И тогда они делают пакости Его творению - то есть, нам с вами. Кто же такие наши враги? Враг рода человеческого только он, диавол, а не тот, который нам сосед или ближний. Даже если у нас и бывают какие-то споры или несогласия между собой, то это вовсе не враги наши. Враг – тот, который мешает нам войти в вечность к Отцу Небесному, - вот это и есть истинный враг. Он нас искушает, знает нашу слабость, и именно через эту слабость к нам подбирается. Знает наше слабое место, склонность к пьянству, склонность к обжорству, склонность к осуждению, гордость. Вспомним слова Священного Писания, книгу Октоиха, степенна глас 4, 1-го антифона: «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи, и спаси Спасе мой». Сегодня Евангелие говорит именно об этом, - о бесе, который искушал, или искушает человека объедением, или через лень – бес лености. «Сей род изгоняется только молитвою и постом». Только тогда, когда мы с вами имеем твердую волю, непоколебимое намерение, стать на молитву. Не так, как иногда бывает с нами. Читаем молитву, только потому, что ее нужно прочитать. Вознося молитву, мы должны понимать, что беседуем с самим Богом. Случается, что во время молитвы, враг нагоняет нам всякие мысли, разного рода искушения – вплоть до того, что мы произносим слова, обращенные к Богу, а мысленно далеко ушли от произносимых слов. Иногда сами себя жалеем: «Мы устали», или «Сегодня был тяжелый день, мы много потрудились, столько сделали! Нам сейчас не до молитвы.... Господь знает, мы как сегодня потрудились!..» А ведь это враг нас искушает… Бес лености. Чтобы потом иметь над нами силу. Такую силу, как сегодня мы слушали в Евангелии: вошел в человека, и невозможно с ним бороться. «Сей род изгоняется токмо молитвою и постом». Вот почему необходим пост и молитва – чтобы враг не имел над нами силы; чтобы мы могли с твердостью оградиться от него, и тогда он не коснется нашей души. Не сможет нам навредить.

Когда проходили через Галилею, то Он говорит Своим ученикам: «Сын Человеческий будет предан в руки человеческие, и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет». Ученики уже второй раз слышат слова о смерти Учителя. Они не разумели этих слов. Как говорит евангелист, спросить Его боялись. В первый раз Христос говорил ученикам об ожидающей Его смерти, говорил об этом как о чем-то еще имеющем совершиться, когда они сходили с горы Фавор. Здесь же Он о Своей смерти как о факте, который уже, можно сказать, готов совершиться. Аминь.

- Спаси, Господи.

***

17 И отвещав един от народа рече: Учителю, приведох сына моего к Тебе, имуща духа нема:

18 и идеже колиждо имет его, разбивает его, и пены тещит, и скрежещет зубы своими, и оцепеневает: и рех учеником Твоим, да изженут его, и не возмогоша.

19 Он же отвещав ему глагола: о, роде неверен, доколе в вас буду; доколе терплю вы; приведите его ко Мне.

20 И приведоша его к Нему. И видев Его, абие дух стрясе его: и пад на земли, валяшеся, пены тещя.

21 И вопроси отца его: колико лет есть, отнележе сие бысть ему; Он же рече: издетска:

22 и многажды во огнь вверже его и в воды, да погубит его: но аще что можеши, помози нам, милосердовав о нас.

23 Иисус же рече ему: еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему.

24 И абие возопив отец отрочате, со слезами глаголаше: верую, Господи: помози моему неверию.

25 Видев же Иисус, яко срищется народ, запрети духу нечистому, глаголя ему: душе немый и глухий, Аз ти повелеваю: изыди из него и ктому не вниди в него.

26 И возопив и много пружався, изыде: и бысть яко мертв, якоже мнозем глаголати, яко умре.

27 Иисус же емь его за руку, воздвиже его: и воста.

28 И вшедшу Ему в дом, ученицы Его вопрошаху Его единаго: яко мы не возмогохом изгнати его;

29 И рече им: сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом.

30 И оттуду изшедше, идяху сквозе Галилею: и не хотяше, да кто увесть.

31 Учаше бо ученики Своя и глаголаше им, яко Сын Человеческий предан будет в руце человечесте, и убиют Его: и убиен быв, в третий день воскреснет.

32 Они же не разумеваху глагола и бояхуся Его вопросити.

(Евангелие от Марка, 9:17-32)

45  Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46  Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47  Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48  Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49  Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50  Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51  И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

(Евангелие от Иоанна, 1:45-51)


После причастия настоятель напутствовал прихожан:

Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств. Какая радость, мы с вами и сегодня разделили трапезу, причастились все от единой Чаши. Ибо Христос нам сказал: «Сие творите в Мое воспоминание: потому что если вы Хлеб сей ядите, и Чашу пиете, вы возвещаете Мою смерть, Мое Воскресение исповедуете. И это творите в Мое воспоминание, потому что Я с вами во вся дни до скончания века».

 ***

"Сие творите в Мое воспоминание: елижды бо аще ясте Хлеб сей, и Чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете (1Кор. 11:25-26 [9]), Мое Воскресение исповедуете. Поминающе, убо, Владыко, и мы спасительная Его Страдания, животворящий Крест, тридневное погребение, еже из мертвых Воскресение, еже на Небеса возшествие, еже одесную Тебе Бога и Отца седение, и славное и страшное Его Второе Пришествие, (возгласно): Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся".

9. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. ^

(Литургия святого Василия Великого)

20  уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

(Евангелие от Матфея, 28:20)

***

Четвертая неделя поста, - преподобного Иоанна Лествичника. Человек, который подвизался на горе Синай. Перед сном долго молился и писал книги, - как например, составил прекрасную книгу, нареченную Лествицей. Я думаю, многие из вас читали «Лествицу», - те труды, которые нам оставил преподобный Иоанн, от которой и сам впоследствии прозван был Лествичником. Писание книг служило для Иоанна средством прогнанию уныния, да и нам показывает путь к спасению, путь к жизни вечной, те ступени, по которым мы должны подниматься к Богу. Когда мы идем в храм, необходимо преодолеть ступени. Приложить усилия, чтобы войти в Дом Божий. Иоанн Лествичник оставил нам труды, которые создают лестницу, то есть ступеньки к спасению. Если кто из нас ее не читал, то я предлагаю прочитать. Великие труды. На вас же всех и на предстоящую неделю, призываю Божие благословение.

Сегодня вечерняя в 16:00 с чтением акафиста и Евангелия Страстям Христовым. На 1-й Пассии читалось Евангелие от Матфея, на 2-й Пассии – Евангелие от Марка, 3-я Пассия – сегодня – чтение Евангелия от Луки, и завершающая 4-я Пассия будет чтение Евангелия от Иоанна. Это тот день, когда мы с вами свечи ставим не только на подсвечниках, но держим в своих руках, показывая нашему Богу любовь и веру. Служба будет у нас во вторник вечерняя в 16:00, и в среду в 07:30 начало Великопостных часов с чтением Евангелия, затем Литургия Преждеосвященных Даров. В среду вечерняя в 16:00, и в четверг в 07:30 начало Великопостных часов, а затем Литургия Преждеосвященных Даров.

В четверг память Марии Египетской. О чем свидетельствуют нам эти дни? О том, что прошла уже бóльшая половина Поста. И в четверг пятой седмицы, всегда воспоминается память преподобной Марии Египетской. Великой и смиреной подвижницы. Такой она стала называться после семнадцати лет пустынножительства, борясь со своими безумными страстями. В двенадцать лет она отвергла любовь своих родителей и отправилась в Александрию. Так она потеряла свою девическую чистоту и стала неудержимо, ненасытно предаваться любодеянию. Ей нравилось это делать не ради подарков или платы, но чтобы больше удовлетворять свою похоть. Однажды, не стесняясь своего бесстыдства она сподобилась приехать в Иерусалим - в Место Святое, на корабле, и там во время путешествия занималась своим любимым делом. Она не придавала значения своему ремеслу, ибо диавол ее искушал, а она совершенно не боролась со своим пороком - потому что жила без веры в Бога, но погрязала в тине блуда. Когда корабль   прибыл в Иерусалим, рано утром все, один за другим, пошли в церковь, а для нее было закрыто. И сколько бы она ни пыталась войти в Иерусалимский храм, - Божественная сила не допускала ее. Она удивлялась - как это может быть? Все вокруг нее проходят, а она в храм войти не может! Она пыталась войти в него три или четыре раза! Но не имела успеха.

Иногда люди приходят в наш храм, говорят: «Ах, мне здесь плохо. Что-то нехорошо, мне здесь дурно». А дурно потому, что грехов пóлно, - потому и дурно, потому что живем без Бога и Его благодати. Потому человеку тяжело здесь в храме, он ищет место, где ему посидеть, чтобы не упасть без сознания.

Преподобная Мария встала в углу притвора и размышляла: «Почему все проходят, а меня невидимая сила удерживает?» Как бы она ни пыталась войти  внутрь храма - стоит как-бы стеклянная стена, заграждая ей путь. Очнувшись, она подумала, что за сила? Какая еще есть сила,? О которой она никогда не слышала. Что это за сила? Какая у нее вина, что не дозволяет ей видеть животворящее древо Креста Господня. Свет спасительного разума, правда Божия, коснулась ее сердца и указала, что мерзость дел ее возбраняет войти в церковь. Принесши покаяние Богу, стена вдруг исчезла, и она вошла в храм Иерусалима. Падши на землю, поклонилась Честному Кресту и облобызала его с трепетом. По дороге из храма кто-то дал ей три монеты. На эти монеты купила три булки хлеба, ушла за Иордан. И там подвизалась семнадцать лет. Эти три булки кормили ее семнадцать лет. Братия и священники монастыря имели обычай уходить на сорок дней в пустыню и там  подвизаться, как Христос сорок дней постился в пустыне. Брали с собою Дары – на персях имели Дароносицу, и каждое утро причащались Тела и Крови Христовой. За Иорданом монах с именем Зосима, встретил Марию, причастил ее. Она встала на воду, как мы становимся на землю, ушла в свое место, где она несла покаяние. Давайте сравним свою жизнь – похожа ли наша жизнь на жизнь преподобной Марии?..

***

Затем служба будет в пятницу 16:00, вечерняя – суббота Акафиста, служба особая, потому что на вечерней службе в пятницу будет прочитан Акафист. А затем в субботу в 07:30 начало часов. В 08:00, часов утра начало Божественной литургии. Через несколько дней (я говорю образно), через несколько дней Пасха. Дни незаметно пролетят. Нам нужно навести порядок в Доме Божием, привести в порядок – церковный двор. И также за территорией церковного двора привести всё в порядок. Мы с вами заходим в храм с разных сторон церковного двора. Мы, православные строили этот храм, мы вложили душу, и сердце, и часть нашей жизни. Необходимо заботиться и о его чистоте. Если мы прошли мимо этого мусора - а кто его уберет, если не мы? Если мы с вами не убираем, то кто его уберет, скажите мне? Неужели мы будем в грязном дворе встречать Пасху? Я вас прошу привести храм в порядок, привести церковный двор в порядок, а также и за территорией церковного двора. Я вас прошу и сегодня, а также с понедельника по пятницу, наберитесь сил. Давайте все вместе приведем Дом Божий, двор церковный, и за территорией двора приведем всё в порядок. Я вас прошу – мы сейчас наведем порядок, а потом будем его просто поддерживать. Вам же дай, Господи, телесного здравия, душевного спасения и помощи Господней на предстоящую неделю. Ангела-Хранителя и Божия благословения".