Воскресная проповедь 2.2.2014 |
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. - Аминь. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин 3:16) Вследствие такого пути для спасения человечества, Милосердный Господь пришел с проповедью, дабы всякий в Него верующий, не погиб. Когда Господь направлялся в Иерусалим, то случилось Ему войти в Иерихон. Перед этим, как мы помним, в прошлое воскресенье читалась Евангельская весть о том, что Господь исцелил слепца, сидящего у ворот древнего города. Питался нищий тем, что получал от прохожих, на эти средства приобретал продукты, вещи, одним словом, всё то необходимое для земного существования, и так проводил десятки лет. Когда же Христос вошел в город, а за Ним множество народа, то некий человек, именем Закхей, сборщик налогов и начальник мытарей, а также человек богатый, житель этого города, весьма желал увидеть Иисуса. Сам, конечно же, он не собирал налогов, но он был старшим или главным. В Иерихоне получалось немало пошлин с обширной торговли, производства оливкового масла и бальзама, и потому было поставлено несколько мытарей для наблюдения за ввозной и вывозной торговлей, производившейся между римскими провинциями и владениями Ирода Антипы. Сейчас мы можем назвать его «налоговый инспектор». Иначе бы и быть не могло, так как все средства, которые собирались от продажи масла, от благовония, передавались начальнику, а уже он передавал деньги в городскую казну. Может быть, какую-то часть присваивал себе, или на кого-то накладывал большой оброк - наверно, не без этого, - и вот будучи таким, кто-то его уважал, а кто-то был ему противником. Его начальственное положение только усиливало народную нелюбовь к нему. Потому что иудеи считали это положение как бы наградой за особенную ревность на службе их угнетателей римлян, а на его богатство смотрели как на доказательство бессовестного взяточничества. Этот человек имел глубокое желание увидеть своими собственными глазами, что за личность был Иисус. Закхей мог и раньше о Нем слышать, но никогда не встречал Его. Имея такое желание, увидеть Иисуса, он бросает все дела, и пытается среди толпы разглядеть Путника, но так как был маленьким ростом и из-за густой толпы, не мог даже взглянуть на Него. Тогда начальник мытарей принимает решение: понимая, по какой дороге будет идти Иисус, он забегает вперед и влезает на высокое египетское дерево, смоковницу. Смоковница - это фруктовое дерево, которое приносит плоды инжира. И вот представьте такую картину - налоговый инспектор, человек весьма уважаемый, одет в костюм, при белой рубахе, с галстуком, - сидит на ветвях дерева. Народ приближается, а вместе с ним идет Иисус, и мытарю представилась полная возможность увидеть Того, Кто один во всем народе не только не показывал непримиримой и фанатической ненависти к тому классу, к которому он принадлежал, но находил среди мытарей Своих более ревностных слушателей и одного из них возвысил даже в звании апостола. Иисус подошел к дереву и произнес: «Закхей! спускайся, приготовь дом твой, потому что Я сегодня буду у тебя вечерять». С какой радостью и благодарностью должно было забиться его сердце, когда великий пророк, признанный Мессия Своего народа, остановился под деревом, взглянул вверх и, называя его по имени, велел ему скорее сойти вниз. Закхей с нескрываемой радостью сошел с дерева и поспешил в свой дом! Презренный мытарь должен был иметь своим гостем славного Мессию. Находясь в доме начальника мытарей, как я уже сказал, противники Закхея стали роптать, говоря: «Этот мытарь грешник, а вот Иисус вошел в дом к грешному человеку». И такая распря, разговоры, пересуды, - всё более и более приобретали конфликтный вариант. Закхей, умудренный речами Иисуса - о спасении, о смысле жизни, о цели, - он вышел перед всем народом и сказал: «Господи! если я кого чем обидел, я воздам вчетверо». Закхей мог, действительно, как глава мытарей, иметь большое значение в деле штрафования торговцев в материальном отношении своими доносами, не внесших узаконенную пошлину за товар. Как все низкие страсти в нем дерзко выступали на вызов презрения и ненависти, так все, что было в нем благородного, вышло навстречу почтению и доброте. Он постарается быть достойным, по крайней мере, более достойным своего славного гостя; по крайней мере, он сделает всё, чтобы не обесчестить Его. Поэтому став на видном месте среди толпы, он произнес своему Господу обет, который одним высоким поступком великодушия сразу засвидетельствовал о его покаянии и запечатлел его прощение. Это великодушное пожертвование тем, что дотоле было для него дороже всего на свете, открытое обещание и общественное покаяние - должны были служить для Спасителя залогом, что милость Его к Закхею была не напрасна. Смотря на мытаря, так облагороженного этим отвержением плодов греха, как самым истинным свидетельством искреннего покаяния, Иисус обращается к народу, который ропщет, - говорит: «Посмотрите, ведь и он сын Авраама. И вот, ныне пришло спасение и этому дому». Потому что человек всё осознал - и смысл, и цель земного бытия. «Ныне пришло время спасения не только ему, но и всему дому, потому что Сын Человеческий пришел для того, чтобы найти всех погибающих и подать им руку спасение». Аминь.
Евангельские Чтения Лк., 94 зач., XIX, 1-10 (о Закхее). 1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. 2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. 5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью. 7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. 9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
17 Изшед с ними, ста на месте равне: и народ ученик Его, и множество много людий от всея Иудеи и Иерусалима, и помория Тирска и Сидонска, 18 иже приидоша послушати Его и изцелитися от недуг своих, и страждущии от дух нечистых: и изцеляхуся. 19 И весь народ искаше прикасатися Ему: яко сила от Него исхождаше и изцеляше вся. 20 И Той возвед очи Свои на ученики Своя, глаголаше: блажени нищии духом: яко ваше есть Царствие Божие. 21 Блажени, алчущии ныне: яко насытитеся. Блажени, плачущии ныне: яко возсмеетеся. 22 Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят, и пронесут имя ваше яко зло, Сына Человеческаго ради. 23 Возрадуйтеся в той день и взыграйте: се бо, мзда ваша многа на небеси. По сим бо творяху пророком отцы их. |