Воскресная проповедь 6.07.14 Печать

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Евангелие, прочитанное за Божественной литургией, говорит о следующем: Иисус вошел в Капернаум, – небольшой, ничем ни приметный, обычный иудейский город. На пути божественного следования Иисуса, Его встречает сотник, – человек воинского звания, вероятно служивший в армии Ирода Антипы, войска которого, по свидетельству Иосифа Флавия, состояли из наемников.  Военачальник обращается к Нему со словами: «Учитель! отрок мой лежит в расслаблении и жестоко страдает».

Господь, посмотрев на просьбу офицера того времени, говорит ему: «Жди, скоро приду в твой дом и исцелю его».

Услышав ответ о скором пришествии в его дом Иисуса и исцелении расслабленного, сотник сказал: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров дома моего; ибо я человек и подвластный, но имею под своим командованием воинов и слуг, и говорю одному: иди, и он идет; и другому говорю: приди, и он приходит; и рабу моему говорю: сотвори, и он делает. Но скажи только слово, и будет здоров отрок мой;» (Мф 8:5-9).

Слово «отрок» в Евангелие означает «слуга». Человек большого воинского звания был опечален болезнью своего слуги, и просит у Бога помощи, так как слуга был ему особо мил и близок его сердцу, сотник бросил свои служебные дела, и вышел на встречу к Христу. Поведение сотника свидетельствует о его искренней и твердой вере в Божественное могущество Христа Спасителя. Он был одним из первых плодов языческой жатвы, которая будет обильной и превзойдет жатву Израиля.

Истинная вера способна творить чудеса. Истинная вера приятна Богу и спасительна для нас. Какие же преимущества дает нам истинная вера? Кто истинно верует в Бога Отца, Вседержителя и Промыслителя, тот убежден, что его жизнь, полученная от Бога, всегда в руках Божиих, что все посылается Богом, на Которого надобно возлагать свою надежду. Кто верует в жизнь вечную, тот, живя на земле, готовит себя для неба, пользуясь земными благами, умножает свои духовные сокровища.

Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: «Во всем Израиле Я не нашел веры такой, как то, что Я сейчас услышал. Говорю же вам: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном». Не «воссядут», а, заметьте, говорит Евангелие, а «возлягут». Привилегия возлежания с Господином касается особо избранных гостей, – а сыны царствия сего будут, пойдут во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов» (Мф 8:10-12).

Слова эти мы должны понимать в переносном смысле этого слова. Ну, какой может быть плач и скрежет зубов во тьме внешней?

А может быть именно так и есть?.. - мы с вами всю свою жизнь готовим к встрече с Богом. Ведь что такое жизнь? Это малый отрезок пути, в котором мы учимся жить по заповедям Божиим и с Богом. Земная Церковь – прообраз Церкви Небесной. И находясь здесь на Богослужении, мы готовим себя к встрече с любимым Человеком, ведь мы любим Бога всем своим сердцем! И мы с вами знаем, что земная жизнь скоротечна, тело наше бренное, и с каждым годом мы становится всё старше и старше, и в конечном итоге мы приходим в такое состояние, что уже руки и ноги нас почти не слушают, и глаза наши нуждаются в очках, ноги наши едва переступают порог церковный… Одним словом, приходит старость. А старость – это переход в вечность. Либо в рай, либо в ад, третьего не дано. И каково будет нам, когда Ангел поведет нас на встречу с Творцом? Какая радость будет, какое ликование, торжество – то, что мы увидим! Ведь это будет самый великий день в нашей жизни, когда мы встретимся с любимым Человеком! И не дай Бог, если всё будет по-другому – если не допустит нас Ангел к Творцу. Мы лишимся той радости, ради чего человек получил жизнь. Поведут нас туда, где нам будет неприятно, поведут нас в место, где будет жутко и противно, – я даже не знаю, как охарактеризовать то место, где находится враг рода человеческого! Местопребыванием диавола сделалась та бездна, которая отделяет наш мир от мира святых Ангелов и обителей рая. Эта промежуточная поднебесная область иногда называется в Писании «воздухом». Так в книге Иова диавол сам свидетельствует, что он обошел всю землю и протек поднебесную (Иов 1,7; 2,2). Святитель Афанасий Великий пишет: «Диавол - враг нашего рода, ниспал с Неба, блуждает в пространстве этого нижнего воздуха, где, - начальствуя над другими демонами, сделавшимися непокорством и гордостью подобными ему, - при содействии их обольщает людей привидениями и старается воспрепятствовать тем, которые стремятся горе». Получается, что мы пойдем не к любимому Человеку, а нелюбимому! Потому что в своей жизни мы не приготовили себя к встрече с Богом. Мы выполняли волю бесовскую, жили по своим похотям и страстям, и тем самым лишаем себя радостного пути. И каково будет нам, что мы, прожив жизнь, не оказались с любимым Богочеловеком? Вот тогда-то и настанет плач и скрежет зубов! Тогда-то мы осознаем, что мы сделали. Какой ужас!.. Как исправить то, что мы унаследовали? Надежда будет только на наших детей, на наших сродников, на богомольцев, – на тех, кто умеет молиться Богу, на тех, кто имеет в сердце своем хоть чуточку любви к Творцу. Надежда на своих близких и дальних, тех, кто нас знал, на всех тех, кто сможет вознести за нас молитву к Богу.

Привести пример из Евангельского бытия.

Когда Христос находился в доме Петра, а вместе с ними было столько людей, что даже не то, чтобы войти в дом, сложно было войти во двор Петра! Многие смотрели в оконные проемы на Учителя, а другие довольствовались тем, что слушали слово Его. Тем временем четыре друга, товарища, узнав, что Иисус находится в доме Петра, по согласию своего пятого болящего товарища, взяли постель с четырех сторон и понесли в дом, но, дошедши, оказалось, что войти невозможно из-за скопления народа! И получив согласие Петра, они раскрывают кровлю дома (крышу), сверху спускают постель и человека, который лежал на одре, тридцать восемь лет.

Иисус, увидев такую картину, человека спускают и ставят пред Ним, улыбнувшись, сказал, – нет, даже не требуя покаяния расслабленного! – Он, увидев веру их, этих четырех, обращается к расслабленному: «чадо! прощаются тебе грехи твои. Иди в дом твой». Вдруг жизненными силами наполнились руки и ноги, которые на протяжении достаточного количества лет были безжизненные, ожили! И он встал с постели, взял ее, и пошел в дом свой.

Так вот, заметьте – чудо совершилось по вере этих четырех. Даже не по вере расслабленного и не за его покаяние, а за веру четырех!

Поэтому мы должны помнить засвидетельствованное Евангельское чудо и иметь надежду: если мы с вами по переходе в вечность не унаследуем жизнь с Богом, то должны надеяться на наших богомольцев, которые вознесут Господу Богу молитвы за нас. Сущность Божественного Промысла заключается в том, что Господь даже приключившееся зло обращает в добро. Он благим Промыслом покрывает мир и человека, осуществляя правду и спасение.

И заканчивая слова Евангельского благовестия, Христос говорит сотнику: «иди, и буди тебе, как ты веровал». И выздоровел слуга его в тот же час. (Мф 8:13) Аминь.  

2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

(Мф 9:2-8)

Евангельские Чтения

Лит. - Мф., 25 зач., VIII, 5-13. Богородицы: Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:

6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;

9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;

12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

 

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

 

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.