29.01. Воскресная проповедь Печать

На Божественной Литургии протоиерей Димитрий Осяк произнёс проповедь на прочитанное Евангелие от Луки:

«Во время оно, прииде Иисус во Иерихон. И се муж нарицаемый Закхей, и сей бе старей мытарем, и той бе богат. И искаше видети Иисуса, кто есть, и не можаше от народа, яко возрастом мал бе. И предитек возлезе на ягодичину, да видит, яко туде хотяше минути. И яко прииде на место, воззрев Иисус, видев его, и рече к нему: Закхее, потщався слези, днесь бо в дому твоем подобает Ми быти. И потщався слезе, и прият Его радуяся. И видевше вси роптаху, глаголюще, яко ко грешну мужу вниде витати. Став же Закхей рече ко Господу: се пол имения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею. Рече же к нему Иисус, яко днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть. Прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго». (Лк. 19:1-10)

"Что это означает? Своей Любовию Христос пришёл во Иерихон просветить людей, которые там жили. Это был небольшой портовый город. Среди этих людей были, в переводе на русский язык, налоговые инспекторы. Там происходила продажа, покупка, и поэтому там был определённый центр. И среди них был старей, то есть старший, так сказать, начальник налоговой полиции. Прошло 2000 лет, а ведь ничего не изменяется, ничего. Это мы – молодеем, стареем, как-то меняются слова, названия, а так всё то же самое. Ничего не изменяется. Только тогда назывались «мытари», а сейчас налоговые инспекторы. Тогда он назывался «старей», а сейчас он – начальник налоговой инспекции. Он был маленького роста. Знал об Иисусе много и желал Его увидеть. Идёт народ. Конечно же, это всегда разговоры, шум, крики. И он пытался приблизиться к Учителю, но не мог, да ещё ведь был маленьким ростом. И тогда что он делает? Он начальник налоговой полиции, он решает так: вот туда пойдёт Учитель, тем путём, и он выбирает дерево, смоковницу – это в переводе означает «инжировое дерево». Он решает: я залезу на него и с дерева посмотрю. Вот, представьте, налоговый инспектор, как сейчас, в костюме; приехал на хорошей машине, поставил машину, залез на дерево и сидит, ожидает, когда придёт священник.

И он не постеснялся - залез на дерево и на дереве сидит. Хотя, понятно, богатый человека и, конечно, у него есть власть, ему дают какие-то там взятки – это жизнь, это всё естественно. И вот он не постеснялся, залез на эту смоковницу, на инжировое дерево. Подходит время, приходит Иисус вместе с народом, и Господь ему говорит: «Закхей, спускайся, чего ты залез туда?! Я сегодня в твой дом приду. Иди, готовь». Закхей спустился, поспешил в свой дом, и к вечеру Иисус пришёл, и он принял Его в свой дом, и какая радость была! Среди народа начинается роптание, говорят: «Да это же такой грешник!.. Это вот…!» И начинают промывать его подноготню, кости родных и близких, как это у нас всегда бывает. Хороший ли он, плохой ли он, и давай… И тогда Закхей говорит в оправдание людей: «Господи! Если я кого чем обидел, я верну четверицею!» (то есть в четыре раза) И Господь, обращаясь к народу, говорит: «Посмотрите, и этот есть сын Авраама. Это один из нас». И вы должны понимать, что он не только принёс милостыню, но и покаяние ко Христу, даже так, ибо здравый не нуждается во Враче. А тот, кто болит или у кого болит, тот и спешит к врачу. Так вот и Сын Человеческий пришёл в этот мир, чтобы найти, разыскать заблудших и привести ко спасению. Аминь».

По совершении Божественной Литургии протоиерей Димитрий, обратившись к верующим со словом проповеди на событие Праздника, в частности, сказал:

"Сегодня Святая Православная Церковь вспоминает или поклонение приносит честным веригам апостола Петра. Честные вериги в переводе на русский язык – это оковы, наручники. Но что за непонятность такая? Конечно, железо само не может исцелять. Если мы смотрим на икону, мы поклоняемся не доске, и не поклоняемся мы краскам. Мы поклоняемся первообразу. Потому что, взирая на икону, мы понимаем, что мы поклоняемся Самой Пречистой Деве Богородице. Или же, если мы приносим поклонение Господу нашему Иисусу Христу или Престолу Божию, мы не поклоняемся столу, мы поклоняемся Престолу, потому что на нём восседает Сам Господь наш Иисус Христос. Так и сегодня Церковь празднует поклонение веригам апостола Петра. Апостол Пёр был заключён в темницу за Имя Господне, за проповедь о Христе распятом и о Христе воскресшем. И за это по приказу Ирода его в Иерусалиме садят в тюрьму. Ему является Ангел Господень, стучит ему в бок, будит его от сна и говорит: "Выходим! Не время сейчас, чтобы ты предстал на суд". И когда же они вышли из темницы, то эти оковы, в которые был он закован, они спали. И эти оковы собрали люди православные – т.е. люди единого духа, единой веры-, взяли и положили в свои дома. И от этих железных оков стали происходить чудесные исцеления, люди стали исцеляться. Но мы понимаем – не оковы исцеляют, а исцеляет Бог Единый. Но сила Божественная даже в этом железе, которое было некогда на руках апостола Петра. Вот с этим знаменательным Праздником я вас всех и поздравляю. Часть этих оков должна была быть в Иерусалиме, часть в Риме. Но как они сейчас, я не знаю, мне они не встречались. Если я рассказывал сегодня проповедь о смоковнице, когда Закхей залез на дерево, то я был в том месте. Это дерево сухое. Оно, конечно же, огромное, там ветви. Оно метра три уже всего, т.к. обрезанное, оно давно уже умерло. Но от него пошли дети, и много вокруг маленьких деревьев – то есть, деревья-то большие, а плоды дают маленькие. Не такой инжир, как мы привыкли видеть, большой, а маленький инжир. Дерево умерло, от корней пошли новые деревья, и они свидетельствуют вот об этой истине, что когда-то, много лет назад, не постеснялся человек Закхей залезть на дерево и так встречать Господа».

"Сегодня совершалась служба с двумя дьяконами. Такого, по крайней мере, в моей практике, ещё не было. Владыка, Митрополит Меркурий, сейчас в Москве, и поэтому из Кафедрального Собора разрешили дьякону о. Андрею, который теперь уже отец Андрей – когда-то он был среди нас Андрюшей, и рос, и учился, мы его провожали и водили, и вот этот мальчик уже стал отцом Андреем - поэтому на воскресный день он получил благословение у старшего священника из Кафедрального Собора для того, чтобы совершить Божественную Литургию в своём храме, где он когда-то молился, подвизался и укреплялся Божественным духом. Но это, конечно, временно, потому что буквально в скором времени он оденет крест на грудь и станет священником, и его послушание будет проходить в храме Преполовения. Там есть воскресная школа, есть общеобразовательная школа. И вот его рукоположат, дадут ему послушание в общеобразовательную среднюю школу начальных классов, и он будет её окормлять. Там будет проходит послушание. Хотел, конечно, его сюда, но вы же знаете, из этого храма всегда забирают и куда-то отправляют. Такова воля Божия. Но на ваших глазах родился ещё один светильник православия,ещё один молитвенник.

Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение».