40 Севастийских мучеников - 22.03.12. Печать

 22 марта в храме совершена Литургия Преждеосвященных Даров памяти 40 Севастийских мучеников.

тропарь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, глас 1

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди, Господи, и вся наша болезни исцели, Человеколюбие, молимся.

Ин тропарь, глас 1

Страстотерпцы всечестнии, воини Христовы четыредесяте, твердии оружницы, сквозе бо огнь и воду проидосте и Ангелом сограждане бысте, с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас. Слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.

В день Праздника протоиерей Димитрий обратился к прихожанам с проповедью и, в частности, сказал: "Сегодня Церковь воспоминает память Сорока Севастийских мучеников. Этот праздник особо приятен в нашей Церкви и всегда особо прославляем православными. Мы чтим их подвиг перед Богом, их свидетельство веры православной.

В IV веке зять Константина Великого вместе со своим тестем подписывают Миланский эдикт о свободе вероисповедания христианского. Отныне, как они подписали, христиане больше не будут притесняться за свою веру. Но если это подписал царь Константин по своей вере, по своему сердцу, то его зять, коварный и лицемерный, подписывал это потому, чтобы сделать такой политический шаг. На самом же деле он не собирался изменять свою языческую веру. И гонения продолжались, как и были до подписания этого указа. До этого в Риме стоял конный полк. И когда пришло время по языческим праздникам возносить жертву языческим богам, то Агриколай, военачальник, приказывает это дело своим воинам, подчиненным. Среди них было сорок человек. Это был особый отряд - сильный, крепкий, неустрашимый. Они всегда защищали земного царя. Тогда они говорят своему начальнику, военачальнику: «Мы служили верой и правдой земному царю и были неустрашимы в любых боях, то тем более, мы никогда не отступим от Царя Небесного. Мы христиане. Мы веруем в Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Который сошел с Неба, воплотился через Пречистую Деву Богородицу Марию для спасения всех нас; и тебя, правитель наш. И ты должен одуматься и осмыслить смысл жизни нашей земной и цель нашей жизни, пребывания здесь, на земле». Агриколай же озлобился и приказал не только схватить их, но даже заковать их в наручники. Тогда один из воинов говорит: «Мы подданные императора, и ты не имеешь права нас заковывать». Гнев немножко спал Агриколаев, и тогда он решает их садить в темницу. И так проводят они семь дней. В это время является к ним Сам Господь и Говорит: «Доброе делаем. Но претерпевый до конца, той спасен будет». (см. Мф. 10: 22) И так, поддерживаемые Самим Богом, наутро их всех сорока приводят на суд. Им предлагают увеличить жалование, им предлагают возвысить их знатные имена, потому что это были сыны великих людей, им предлагают поднять их в звании, все условия земной цивилизации. Ну, как у нас примерно пенсии, привилегии и тому подобное. Они говорят: «Это очень хорошо. За наши заслуги, за наш труд мы приняли бы это. Но прежде всего мы прославляем нашего Господа, и никогда не принесем жертву языческим богам, безумным истуканам. Ты же от нас просишь, чтобы мы предали своего Творца. Никогда этому не быть! И сколько бы ты нас ни мучил, или же лишил нас всяких званий и положений... Мы согласны лишиться всего, так как истина дороже всего!» И тогда Агриколай принимает решение замучить их. Так как заковывать их нельзя, казнить их очень сложно. Он принимает решение ночью вывести их из темницы и отвезти на реку. Туда, где стоит лютый мороз, холод, зима. И чтобы они замерзли. Когда же их поставили на лед, мороз усиливался, тело стало покрываться даже льдом. И тут же поставили им искушение – баньку на берегу. Кто желает, пожалуйста, вот банька, истопись, искупайся, и наутро жертву богам принеси. Засвидетельствуй веру в языческого бога и живи! Мало того, получишь прибавку к пенсии - образно говоря, получишь должность еще выше, материальные блага. Живи. И вот так поставили сорока. В первом часу, в нощи один из сорока посмотрел, что все заснули стражники со стражей, только один среди них, старый темничный страж – видимо, по старости не спалось ему. И он все время размышлял: «Такой холод, а они исповедуют Бога… Такой мороз… и их ничем невозможно сломить!» И еще дальше он будет размышлять о том, когда один из сорока все же побежит в баньку, и как только зайдет, согреется и он как воск растает. И затем этот темничный страж рассуждает: «Интересно, как это может быть? Вообще, нереально, чтобы было в жизни человека, чтобы он как воск мог растаять. Эти же тридцать девять стоят, и даже живые, и не замерзают. Что за Бог? Какова сила у этого Бога? Что вот такое нереальное, невещественное, в вещественном мире происходит». И уже в третьем часу ночи он увидел свет, как вода вдруг стала таять, от воды стал происходить пар. Оказалось, что вода стала теплая. И тогда он еще больше изумляется и говорит: «Кто же… кто мог нагреть воду?? И откуда идет свет?» И когда он присмотрелся, то увидел, что Свет льется с неба. Затем сходят сорок венцов, и почивают над каждой главой этих сорока мучеников. Точнее, тридцать девять. А сороковой стал чуть выше. И вот, рассуждая, он понимает, что даже не истукан – бог, а Истинный Бог, Живой Бог, дарует им поддержку и силу. Только Он может сохранять. Тогда же он раздевается донага, как и эти воины, будит всю эту стражу, и кричит: «Я, я, я среди них! Я один из них! Я тот, вот, верю в того Бога, в которого вот эти тридцать девять веруют!» И поспешил голым, побежал к ним, стал вместе с ними. И когда он с ними стал, то венок этот опустился ему на голову. Кажется, тридцать девять сколько были мучимы, а этот сороковой за одну только веру, за одно свидетельство о Боге стал равным им…»

 

Накануне в честь праздника было совершено вечернее богослужение с чтением Евангелия от Луки (Лк. 21:12-19):

Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет,- терпением вашим спасайте души ваши.