Неделя Прп. Иоанна Лествичника Печать

 25 марта, в неделю Прп. Иоанна Лествичника, по совершении Божественной Литургии настоятель, протоиерей Димитрий, в проповеди напомнил прихожанам о том, что сегодня, наряду с прп. Иоанном, подвигу которого мы призываемся последовать, восходя поприщем Поста по лествице духовного совершенствования, в нашей Св. Церкови воспоминается также память иных великих Святых, как Прп. Феофана исп. Сигрианского, Св. Александра исп. пресвитера, Свт. Григория Двоеслова, папы Римского, Прп. Симеона Нового Богослова и Лиддской-нерукотворной иконы Божией Матери (I).

Тропарь, глас 1

Пустынный житель и в телеси ангел, и чудотворец явился еси Богоносе отче наш Иоанне: постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и души верою притекающих ти. Слава Давшему ти крепость; слава Венчавшему тя; слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 4

На высоте Господь воздержания истинна тя положи, якоже звезду нелестную, световодящую концы, наставниче Иоанне отче наш.

***

В проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие настоятель предложил прихожанам следующее разъяснение повестования апостола и евангелиста Марка об исцелении одержимого:  

«Сходя с горы, Христос заповедует ученикам: никому не говорить до тех пор, пока сын человеческий из мертвых воскреснет. Между собой ученики говорили: «Как может воскреснуть? О чём говорит Учитель?» Для них это было ещё сокрыто. А, может быть, не столько сокрыто, как потому, что Христос готовил Своих последователей, учеников, чтобы они Слово Божественное понести бы всем народам. А чтобы пойти за Господом, нужно время, чтобы утвердиться, укрепиться, как и нам с вами, чтобы войти в вечность. Каждому Господь дал жизнь, и в этой жизни он трудится, живя по заповедям Господним, готовя себя к вечности. Каждый получит ту вечность, к которой он стремился.

Наша земная жизнь – это школа, мы здесь учимся для вечности, и никто никогда здесь не задержится, но будет столько, сколько бог ему отпустит. А за порогом – смерть и вечность, у каждого такая, к которой он стремится. У каждого будет такая, в которой он жил в течение всей своей земной жизни; и когда же перейдёт в вечность, то он и унаследует.


Итак, Христос спустился с горы. В это время собралось много народу. Об этом говорит апостол и евангелист Марк в Евангелии, которое вы сейчас слышали (Марк 9; 17-31):

«Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет».

Собрался народ, и среди них спорят фарисеи, книжники и ученики Христовы. Когда же Христос подошёл, то увидел, обрадовался и поспешил ему навстречу. И тогда Учитель говорит: О чём спор? И тогда один книжник (книжник – это человек, который хорошо знает Священное Писание) так вызывающе говорит: «Учитель! Я привёл сына к ученикам, надеясь, что они его исцелят, а они ничего не смогли ему сделать…» Видимо, он много раз уже слышал, что ученики совершают исцеления, что и Сам Учитель совершает исцеления. Далее он говорит Христу: «Мой сын страдает. Вот где ни случится с ним, накроет его, он падает на землю, изо рта течёт пена, и зубами скрежещет, и оцепеневает… (т.е. деревенеет). И вот Твои ученики не смогли с этим ничего сделать».
И тогда Христос говорит: «О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне». И привели его к Нему. И когда сын этого книжника увидел Учителя, то возопил, рассвирепел и аж перекосило его всего. Учитель не спешит исцелять его, но говорит: «И давно с ним это бывает?» Хотя, неужели Христос не знает этого человека?

Давайте мы вспомним слова Евангелия, когда Господь Сказал: «Прежде даже не возгласил тебя Филипп, Я тебя уже видел под смоковницей». Когда два друга встретились и один другому говорил: «Пойдем, посмотрим, Иисус из Назарета. Это о том, это тот человек, о Котором говорил и Моисей, и пророки». И тогда Он сказал: «А что может быть хорошего из Назарета?» И всё же, когда он пришел по слову своего друга к Учителю, Он сказал: «Я Тебя сегодня видел, даже еще Филипп тебе не сказал. А я тебя сегодня видел утром под смоковницей».
А тут Христос спрашивает: «Сколько же лет он страдает?» И отец говорит: «С детства». Почему же Христос сразу не исцеляет, ведь человек попросил? А только потому, чтобы человек этот не просто получил просимое, но чтобы укрепился в вере. Не то, чтобы есть и пить - нам надо спасаться. Самое главное – нам нужно спасение. И поэтому Христос, призывая его, этого книжника, который лицемерно уже упрекает Христа. И Господь этого лицемера, или этого упрекателя, разговаривает с ним так, что он впереди еще прольет слезу и проявит своё, свою веру во Христа. Итак, этот человек говорит: «С детства. Иногда его накроет, он и в воду прыгает, и в огонь бежит. И что только с ним ни случается... Если можешь, Учитель, будь милостив, сделай». И тогда Учитель говорит: «Если хоть сколько можешь веровать, что Я могу это сделать, по вере твоей будет тебе». И тогда этот книжник преклоняется перед Господом. Тот, который сначала осуждал Его, что из Его учеников никто не смог его исцелить, он наклоняется перед Христом, со слезами, уже плачет и говорит: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» И тогда Господь,видя, как народ собирается, говорит духу: «дух немой и глухой! Тебе говорю – выйди вон из него!»

Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. (Евангелие от Марка, 9:25).

И опять этого человека затрясло всего, он закричал сильно, упал на землю, и народ говорит: «Всё, умер». Вспомним, опять же, слова Евангелия. Когда Христос пришел в дом Иаира, исцелил его дочь. Случилось это так: когда Христос ишёл по Иерусалиму, к Нему пришли люди и говорят: «Есть у нас добрый человек. Он и помогает нам, и церковь нашу содержит. Будь милостив, Учитель, зайди в его дом. У него дочь одна-единственная очень болеет, и она уже при смерти. Приди и исцели ее». И тогда Учитель пришел к ним домой, а народ всегда останавливает, задает вопросы. И пока Учитель дошёл до дома Иаира, прошло некоторое время. Этим временем дочь уже умерла. И когда пришел Учитель, там уже идет погребальная процессия – сетуют, плачут. А Он Сказал им: «Она не умерла, она спит». И все начали роптать: «Что ты, не видишь, она уже мертвая». Господь Сказал: «Вон выйдите». Они все ушли, Он зашел и Сказал слово. Коснулся руки и сказал: «Девица, тебе говорю, встань!» (Марк, 5:41).
И она встала, и все дивились.
И тут мы знаем другой случай, когда Христос призывает одного из учеников Своих на проповедь. Он говорит: «Учитель, позволь мне погребсти отца моего».
(«Друг?й же от¬ учени?къ ег? реч? ем?: Г?споди, повели? ми пр?жде ити? и погребсти? отц? мо¬ег?». (Матфея,8:21).

Вот заметьте – «Позволь мне погребсти отца моего». Здесь Христос исцеляет умершую душу. А Апостол еще не уверовал во Христа так, чтобы быть Апостолом. Он мог бы сказать: «Учитель, приди ко мне домой!», так ведь? «Воскреси моего отца, он умер». А Апостол к этому (это будущий Апостол) еще не готов. Он еще не уверовал во Христа. И поэтому он обращается к Нему с совершенно другими словами, он Ему говорит: «Позволь мне пойти и погребсти отца моего, а потом я за Тобой пойду». И Христос ему отвечает: «оставь мертвых погребсти своя мертвецы. Иди за Мной».

А если бы он сказал: «Учитель, пойдем, исцели отца моего», все было бы по-другому. Вера – вот что нужно нам в нашем спасении. Вера ко Христу. И вот так и здесь мы сегодня слышим слова эти. Тот, который Христа вызывающе осуждал, уже преклонил перед ним колена и «со слезами» («И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию». ( Марк, 9:24), так говорит Евангелист, плачет. Мужчина плачет. И просит, чтобы Он исцелил его. И Христос тогда взял за руку уже упавшего человека, и говорил, Сказал: «Восстань». И он восстал выздоровевший, совершенно здоровый человек. И народ торжествовал. Народ ликовал. Народ прославлял Христа. Христос стал уходить от этой славы. А народ же говорит: «Мы поставим Его Царем нашим и Он будет управлять нами». Христос прошел тайно через всю Галлею, чтобы народ Его не увидел. Тайно прошел. Почему Он так делает? Потому, что народ в скором времени будет кричать: «Распни Его! У нас нет Царя, у нас кесарь царь». Этот народ, который сегодня ищет Его поставить Царем, через несколько дней этот народ будет против Него идти. И потому Христос, совершает такое чудо, зная, что Он пришел именно на Крестные страдания, чтобы спасти род человеческий. Кто может жизнь свою отдать за человека? А Творец, Создатель, Сошел с Неба, чтобы Свою жизнь прибить ко Кресту, Свое Тело, чтобы Жизнь Свою отдать людям для спасения всего человечества. Христос проходит сквозь Галлею тайно и народ пытается Его найти, но не поймут – как, куда делся Учитель? Он же, проходя, Говорит ученикам: «Настает время, когда Сын Человеческий будет отдан в руки человек грешных, и убьют Его. И, убивши, в третий день воскреснет. Аминь.»

По окончании богослужения настоятель обратился к прихожанам с наставлениями по подготовке к богослужению архиерейским чином, которое 31 марта Митрополит Меркурий изволил совершить в нашем храме:


"Я прошу вас, прихожан, навести порядок как в церковном доме, так и в церковном дворе. Если вы скажите, что вот, мол, мы стары и немощны, то это не будет вам служить оправданием. Потому что всегда всякие приходят старики и старушки. Вот именно эти старики и старушки в основном и содержат храм. Я вас прошу набраться сил, потому что вот это будет проявлением вашей веры. Господь говорит: «Вера без дел мертва, но дела наши осудят нас». Если дела наши хорошие, то и суд нам будет благосклонен. Если дела наши жестоки, то и суд будет строг. Если мы скажем, что мы больные и усталые, и не можем трудиться, то где наша вера? И как мы станем перед Богом? Но если мы скажем с Богом себе: «Да будет во Славу Божию и во Имя Пресвятой Богородицы!», то Сам Господь нам даст сил, и не только в этот день потрудиться, но даст нам сил и на будущие дни. Потому, что Господь любит Своих и дарует всякому просящему. Поэтому я вас прошу набраться сил – и мужчин, и женщин, к тому, чтоб привести в порядок и церковный двор, и цокольный этаж, где у нас воскресная школа, где там мы будем встречать на празднике Владыку. Я много раз вам говорил: «Церковь – это мы с вами». Один в поле не воин, а все мы вместе – мы и есть Церковь. Поэтому я прошу нашу Церковь, чтобы она вот за эти отпущенные 5 дней собрались бы, между собой договорились, кто что делает, как, чего. Привести в порядок. И не спрашивать: «Можно я то-то или то-то», а нужно всё сделать. Пожалуйста, приведите всё в порядок. Ангела Хранителя и Божие благословение».

 

 Фото 25.03.12:

 

 

Накануне, 24.03.12., в поминальную субботу, в храме было совершено последнее в Великом посту особое поминовение усопших: