Почаевской иконы Божией Матери. Воскресная проповедь Печать

 

5 августа 2012 года, в день празднования Почаевской иконы Божией Матери (1675), по совершении Божественной Литургии в сослужении всего духовенства храма, протоиерей Димитрий поздравил прихожан и произнёс проповедь на событие праздника; а также рассказал о собственном опыте паломничества к Почаевскому Образу Божией Матери на Западную Украину и сопутствующих искушениях, выпавших также на долю входивших в состав паломнической группы прихожан, которым довелось наблюдать беснование и помочь болящим бесоодержимостью людям приложиться к Святыне,  после чего, в частности,  произошло чудесное избавление одной болящей паломницы от действия бесовских сил.

 

 

 

 

 

 

Затем иерей Михаил в сослужении иерея Владимира отслужил водосвятный молебен, на котором была также освящена принесенная верующими икона Божией Матери Почаевская, предназначенная для домашней 'малой церкви'.

 

 

***

На Божественной Литургии 05.08.12г. протоиерей Димитрий обратился к собравшимся с проповедью на Евангельское чтение:

"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь!

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин., 3:16)

Христос, сотворивший чудо, насытил пятью хлебами пять тысяч мужчин. «Пять тысяч человек, - так говорил евангелист, - не считая жен и детей». В руках было пять хлебов и две рыбки. Господь  проявляет любовь к человечеству.

И не просто любовь духовную, но даже любовь телесную. Чтобы люди, которые слышали слова спасительные, когда пойдут в свои дома, чтобы в пути не устали или же чтобы не ослабли. И поэтому Христос сказал ученикам: «Посадите их на траву».

"Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве". (Евангелие от Марка, 6:39)

И весь народ, который слушал слова, - тот народ, который оставил свою жизнь иного мира, поспешил навстречу ко Христу. От того дня до сего дня прошло, как мы знаем, две тысячи лет, а ничего не меняется. Это мы с вами меняемся. В каком плане? В таком, что вчера мы родились, Бог нам дал вечность. Вчера мы пришли в этот мир, а завтра мы уходим из него. А за нами наши дети, пришедшие в этот мир, завтра или послезавтра уйдут домой. А следующий черед их детей - наших внуков. И так идет жизнь... Прошло две тысячи лет, а мы с вами стоим здесь, в храме, потому что оставили свои дела, оставили суету - хотя бы на какое-то время - суету этого земного мира. Мы пришли на встречу с Господом нашим Иисусом Христом. Потому что сказал Христос: "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". (Мф., 18: 20)

Посреди нас стоит Христос. Пусть даже мы Его не видим, но мы ощущаем Его, если же молитва наша идет от сердца. Если мы живем по заповедям. Ведь сказал Господь наш: «Возлюби ближнего своего, как сам себя». Первая заповедь: «Аз есмь Господь Бог твой, и не будет тебе иного бога, кроме Меня». (См. Исх 13:14; Пс 80:11; Исх. 20:2-3) 

«Вторая же, подобная ей, - говорит Христос, - возлюби ближнего своего, как самого себя».

"Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки". (Мф. 22: 37-40)

И вот если мы эти заповеди – хотя бы эти две, будем соблюдать, хранить их в своем сердце, и свою жизнь направлять по этим заповедям, то мы уже спасемся. И всякий раз, когда мы будем возносить молитву в Доме Божием, Господь будет ее слышать. Она будет приятна Богу, потому что мы любим Христа всем сердцем. Как я уже сказал, оставили все свои дела - хотя бы хоть на какое-то время; проснувшись от сна, поспешили в Дом Божий. И к этому еще нужно прибавить: «Любить ближнего своего, как самого себя». И имея и исполняя эти заповеди, мы унаследуем вечность.

Христос проявляет любовь - любовь к этому народу, чтобы они не ослабли, когда будут возвращаться в свои дома. Он их кормит и впредь. И из Евангелия мы знаем, что люди были сыты. И не просто как-то бы утолить жажду в пути, но когда ученики раздали народу… А ведь заметьте – ученики раздали, не Сам Христос.

"Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел". (Ин. 6:11)

Почему же так? Потому как Христос вам ставит священников, которые должны вас вести по жизни, Христос дает ученикам хлеб, а ученики - народу. И когда все покушали, то оказалось, что остатка от того, что изобильно покушал народ, осталось двенадцать больших корзин остатков хлеба. Народ ликует. Народ, сытый, славит Бога и замышляет нечто, что не угодно Богу. Замышляет потому, что не понимает, для чего Сын Божий пришел в этот мир.

В Евангелии, которое вы только что сейчас слышали, Христос "тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ". (Марк, 6:45)

Что это за слово? После того, как совершилась трапеза, Христос говорит ученикам: «Езжайте, не ждите Меня. Садитесь в корабль и уезжайте на ту сторону Галилейского моря». Мы в Евангелии слышим слова «Галилейское море», «Геннисаретское озеро», «Тивериадское море». Сколько названий! А ведь это всё одно большое озеро. Озеро огромное. Когда Господь меня сподобил быть в Капернауме, я своими ногами становился, ходил по берегу этого озера. И видел палнамик. «Палнамик» - это значит маленький корабль. Прошло две тысячи лет, а все на месте. И вот почему Господь отправляет сразу учеников? Потому что народ помышляет в себе: «Мы поставим Его царем. Он нас накормил. Кто нам еще нужен? Он говорит правильные слова, Он учит нас жизни. Он Велик. И даже накормил нас хлебом. Давайте... Он нас с тобой не знает, мы соберемся, возьмем Его и поведем Его в Иерусалим. Пусть правит нами. Пусть будет наш царь».

"Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один". (Ин. 6:15) 

И чтобы такими поступками не заразились ученики, которых Христос постепенно приводит к тому, чтобы они были апостолами. Время от времени Господь совершает чудеса на глазах у Своих учеников. Много чудес. И они постепенно возрастают духовно. Не сразу! Сразу ничего невозможно. Так же, как и мы с вами. Ведь когда-то некоторые из нас и в храм и не ходили. А потом, всё же, мы, когда пришли в храм, что-то нас остановило и мы почувствовали какую-то теплоту. И мы стали тогда чаще и чаще быть в церкви. А затем и вовсе не представляем жизни без Бога, без церкви, без служб. Потому, что мы уже усовершенствовались.

Ничего не может быть так, одним разом, или наскоком!  Христос постепенно подводит учеников Своих к духовности.  И чтобы они были не поражены этой скверной, мыслями - так как народ хотел уже ставить Его своим царем земным - Господь тут же отправляет учеников на другой берег. Сам же Он сказал: «Я сейчас закончу и отпущу народ». И когда Христос закончил Свою проповедь, Он удалился от них на гору Один. И когда народ уже был готов взять Его, оказалось, некого брать: учеников нет, и Учитель куда-то исчез. И народ, несолоно хлебавши, побрел в свои дома.

Глубокая ночь. «В четвертую же стражу ночи…» - говорит евангелист. Ученики пытались доплыть до другой стороны берега. Поднялся ветер сильный и било лодку волнами. Они гребут уже несколько часов, но отплыли сто восемьдесят - двести метров от берега. Ветер не дает. И вот уже глубокой ночью, когда они уже не махали своими веслами, вдруг видят своего Учителя, Который идет по воде к ним. «От страха, - говорит евангелист, - они возопили». Не просто, а в ужасе стали кричать. Тогда один из учеников, Петр, говорит: «Господи!» И Господь обращается к нему: «это Я, не бойтесь». Потом говорит Петр: «если это Ты, позволь мне, чтобы я смог так же, как и Ты, мой Учитель, стоять на воде». Господь говорит: «Дерзай». Имея веру – твердую веру в своего Учителя и сказанные Им слова, Петр выходит из лодки, становится ногами на воду, и она его держит. Он идет к Учителю. Взирая вокруг, он видит не только ветер, но и волны, которые впереди подымаются, и, видя эту волну, он испугался, что сейчас она его захлестнет... И как только он это подумал, как только пошатнулась его вера, ведь Учитель сказал ему: «Дерзай. Иди ко Мне». Но как только вошли сомнения в его душу, вода перестала его держать, и он стал погружаться. Тогда он кричит: «Учитель! Погибаю!» Господь подает ему руку. Кажется, Он был далеко от него, но Он тут же оказался возле него. Так и мы с вами. Иногда мы думаем: «Где же Господь?..» А стоит нам только пролить слезу, сказать это от сердца, без всякой корысти, а просто приклонить голову перед своим Учителем, как Господь окажется всегда рядом с нами. Господь подает ему руку, говоря: «Маловерный! почто же ты усомнился?»  И как только вошел в лодку, море утихло. То море, которое било несколько часов, оно тут же улеглось. Ветер стих. И тогда, бывшие в лодке, остальные ученики Христа, пришли к Нему и преклонили перед Ним колена, говоря: «Воистину Божий Сын еси Ты». Аминь".

Евангелие от Матфея, глава 14, стихи 24-33:

24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

26 И ученики, увидевши Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.

29 Он же сказал: иди. И, вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,

30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

32 И, когда взошли они в лодку, ветер утих.

33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

***

По окончании Божественной Литургии о. Димитрий произнёс проповедь на событие праздника:

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня Православная Церковь воспоминает событие – явление Богородицы в городе Почаев. Западная Украина. Явление Пресвятой Богородицы – не просто явление, а Пречистая оставила также следок стопы на камне, откуда истекла святая вода. И до сего дня истекает святая вода. Святая вода имеет такую силу, что многие получают исцеления  по молитвам. Иногда в людях проявляется то сокровенное, сокрытое, вредоносное, когда враг рода человеческого дьявол входит в человека. А иной человек, когда у него  проявляется какая-то свирепость, злость, может быть, он и не поймет, отчего с ним это.  Но когда ему стоит прийти и приехать в Почаев, а более того, прикоснуться к этой стопе, к камню, откуда истекает святая вода, то в этом человеке дьявол ох как проявляется!  Когда мы были в этом месте - а там обычно в Почаеве, в храме, стоит всегда очередь – к тому месту, где истекает святая вода. И мы так, как и все люди, стали в очередь, и ждали, пока дойдет наше время. С нами были Сергей Михайлович, Юрий Иванович и другие прихожане. И вот, мы стояли. Идет молитва, Богослужение, а тут женщина на коленях стоит и падает, кричит, извивается – ужас такой... Бесноватых очень много. Со всех концов, краев Земли Русской съезжаются туда. Мы все стоим, молимся, ну и какие-то вопросы потихоньку задавали, а к нам сзади в очередь пристроилась молодая пара. И чем ближе, – сначала мы были в притворе, потом за пятьдесят метров от этого места, затем тридцать метров - и вот сзади нас всё эта женщина с парнем. Наверное, они муж и жена, может быть, так. Мы, правда, не спрашивали, потому как нас и так объял ужас. Сначала она дула в одну сторону носом, потом в другую сторону, потом стала по уху стучать, потом стала рычать. И чем ближе она стала подходить – какой ужас! Сергей Михайлович помогал ее подводить. И тогда уже, когда пришло время касаться в Почаеве этой святыни, тогда Юрий Иванович, Сергей Михайлович и ещё кто-то – всего  четыре человека, - не могли удержать эту хрупкую девушку, которая так извивалась, что они, мужчины, вчетвером едва смогли ее наклонить! И как только лбом она коснулась этого камня, она тут же, тут же обессилела. Пришла в себя, успокоилась...

Вот такие чудеса, которые были в наше время. Как я уже сказал, Сергей Михайлович, находящийся сейчас с нами, был там. У него, конечно, «шкура поднялась», видя такой ужас. Я ему о таком рассказывал когда-то, и ему казалось: «ну, где-то это, когда-то», а тут он посмотрел своими глазами. Да мы даже не ожидали - они стояли сзади нас. И услышали, что вести себя стала не как все люди, а затем, вообще, такие вещи стала делать.., а потом и вовсе стала и кричать, и рычать.

И вот сегодня прославление этого места явления Божией Матери в городе Почаеве. До сего дня и истекает с этого источника, точнее - из стопы, из камня, истекает живая вода. Сейчас, конечно же, там храм. Тогда это была каменная скала. Сейчас уже построен храм и прямо в середине храма есть такая рака, где все это сохранено и вода бежит. Поэтому если у кого-то из вас будет такая возможность поехать в Почаев, пожалуйста, прикладывайтесь к этому месту. А еще там есть пещера преподобного Иова Почаевского, которая также полна всяких чудес. Но я не буду сейчас рассказывать, чтобы не занимать ваше время. Но это удивительное, великое место…

Вам же Ангела-Хранителя и Божьего Благословения».

«…И вот, у Виктора родились стихи по случаю прославления Богородицы:

О, Богоматерть Пресвятая!

К Тебе молитвенно мы притекаем.

Все Твои чудеса, что явила в Почаевской Лавре святой, прославляем.

Твоего заступления просим, Благая!

От скорбей, и нужд, и болезней,

Яко плодов падений наших, спасая,

Воздвигши руци Твои Всечестные,

К Сыну Твоему и Богу предстани,

И за содеянное нами отпустит нам и всё простит,

И лица Своего от рабов Своих не отвратит.

Да Благодатью Своею спасением нашим жизнь всем нам продлит.

И время даст на исправленье,

Подарит нам любовь, терпенье,

Ходатаицей буди нашему спасению!

Умы наша просвети, телеса очисти,

Помышления исправи

И веру нашу укрепи и утверди надежду.

Любви сладчайший дар принять сподоби,

И избави нас, маломощных, от бед, болезней нестерпимых,

Клеветы, порока, нужд,

Благоустроение даруй и мир христианству,

Православную веру в стране утверди,

Сохрани все Уставы Святых Отец наших,

Навеки от погибели всех нас спаси.

И в ереси уклонившихся братий наших

Или веру спасательную во греховных страстех погубивших

Ко истинной вере и покаянию их приведи!

Твое представительство пусть исповедят,

От козней вражьих их освободи!..

О, Пресвятая Богоматерь!

Мы чтим и славим образ Твой.

Своею теплою молитвой

Нам души, грешным, успокой.

И нас, молящих и просящих

В молитвах к Богу не покинь.

Мы в Троице прославим Бога –

Отца, и Сына, и Святаго Духа

Во веки вечные. Аминь».