Воскресная проповедь 1.01.2017 Печать

1 января 2017 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (родословие Иисуса Христа, Мф 1:1-25):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Сегодня мы слышали Евангелие от Матфея, добрую весть о событии и жизни Христа. Евангелист предоставляет родословие Иисуса Христа, Сына Божия, перечисляет имена праотцов, идущих из поколения в поколение. Слово «генезис» обозначает не только рождение, но и происхождение, возникновение, подразумевается не одно рождение, а целый ряд рождений. От Авраама до Давида, от Давида до переселения Вавилонского, и от переселения Вавилонского до рождения Богомладенца Иисуса, глаголемого Христа. Христос в переводе означает «Спаситель» или «Мессия».

Евангелист Матфей показывает набожным Иудеям, которые, собственного, и распяли Христа, свидетельствует им, что воистину Иисус, называемый Христос, Которого они распяли, Сын Божий, Сын Давидов. Он свидетельствует о Божественной Истине, как говорит Священное Писание Ветхого Завета, Христос пришёл спасти человечество. Не достаточно было евангелисту назвать историческую Личность Иисусом,  потому что было бы неопределенно. Матфей показывает родословие Иисуса не простым лицом, а Христом, Помазанником и доказывает Его происхождение как от Давида, так и от Авраама. Истинный Христос должен происходить от евреев (семя Авраама) и был немыслим для них, если не происходил от Давида и Авраама.

По иудейскому и христианскому преданию мы знаем, что первые книги Священного Писания начали появляться со времени Моисея, который был первым богодухновенным писателем Ветхого Завета. Пятикнижие Моисея есть повеление Господне записать в «книгу Завета», а заветом назывались не только законы, но и обетования, полученные патриархами от Бога, поэтому книга Завета обнимает собой патриархальный период. Очень важно отметить то, что Господь повелевает Моисею записать не только законы, имеющие значение для последующего поколения, но и современные Моисею события.

До этого не было надобности историю и культуру народа и память о событиях сохранять на листках. Ведь Адам прожил 930 лет, а Ной прожил 950 лет – это целые эпохи, это огромное продолжительное время жизни на земле. Первым естественным и общепризнанным средством сохранения воспоминаний о древнейших событиях из истории человечества служило устное предание, переходившее неизменным из поколения в поколение. Народная память твердо хранила сказания о древних лицах и событиях, к которым люди относились с особым благоговением как к предметам священным. Достоверность устного предания подкрепляется библейскими свидетельствами о долголетии носителей устного предания патриархов допотопного и послепотопного человечества. Вследствие этого долголетия устное предание дошло до Моисея через небольшое количество поколений.

Свидетельства, указывающие на принадлежность Пятикнижия Моисею, имеются в Новом Завете. В беседе с иудеями Иисус Христос прямо указывает на Моисея: «Не думайте, – говорит Он, – что Я буду обвинять вас перед Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин. 5, 45-46). После воскресения из мертвых в беседе с Лукой и Клеопой на пути в Еммаус Он сказал: «Надлежит исполниться всему написанному о Мне в законе Моисеевом, и пророках, и в псальмах» (Лк. 24, 44). Поэтому апостол и евангелист Матфей, основываясь на достоверном богодухновенном источнике писания Ветхого Завета, обоснованно перечисляет родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

Рождество Иисуса Христа было так: «По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго». Иосиф муж Ее, будучи праведен (благочестив) заметил, что Мария беременна, подумал непотребное о Ней и решил, не желая огласить Ее (рассказать другим о Ней и пристыдить Ее), тайно принимает решение развестись с Ней. Но когда он помыслил это, то во сне получил предупреждение от Ангела Господня, который явился и сообщил ему, чтобы он не боялся принять Марию, жену свою, потому что родившееся в Ней есть от Духа Святаго. Родит Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грех их.

Евангелие именует Иисуса Сыном Божиим. Всемогущий Бог из любви к Своим созданиям уничижает Себя, воплощаясь в облике смертного человека, подверженного усталости, голоду, боли, и тем самым утверждает реальность чуда, соединившего конечное с бесконечным, тленное с вечным, земное с небесным.

Иосиф, встав от сна, сотворил так, как повелел ему Ангел, и принял жену свою, и не знал Ее. Когда же наконец настало время, Мария родила Сына Своего первенца, и нарекли имя Ему Иисус.

Аминь.

 









Проповедь по совершении Божественной литургии

Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, всех вас с воскресным днем. Всех поздравляю с Новым 2017 годом, наступившим по государственному (европейскому), григорианскому календарю.

Если судить по исчислению юлианского календаря, которого придерживается Русская Православная Церковь, то сегодня всего-навсего 19 декабря 2016 года, разница в 13 дней.

Много раз рассказывал вам об этой разнице, сегодня в двух чертах расскажу вам, как это получилось, но в целом хочу обратить ваше внимание, что это условные даты. Тем не менее, сейчас время поста, а раз пост, то мы не в праве его нарушать, вкушая скоромные продукты, или веселиться, танцевать, пиршествовать… – это будет неправильно, потому что вся полнота Русской Православной Церкви, да, наверное, и всего православного мира, призывает нас на постовое воздержание и молитву. Господь сказал: «созижду церковь Мою, и врата ада не одолеют до скончания века» (См. Мф 16:18, 28:20). Следовательно, необходимо руководствоваться Церковным установлением, а Церковь предписывает нам в настоящее время пост и молитву.

По юлианскому календарю сегодня наступил 19 день декабря. Почему произошла разница в числах? Потому что Русская Православная Церковь с IV века официально приняла юлианский календарь, который имеет начало (реформация) в I (46 год) веке до нашей эры, при Гае Юлии Цезаре. По указу папы Григория XIII (календарь назван по имени папы – григорианским) в 1582 году Европа перешла на новый календарь и новое исчисление. А вот во времена безбожия и потрясения России, в 1918 году, декретом советского правительства год стал исчисляться по европейскому, то есть григорианскому календарю. Декретом СНК (аббревиатура Совета Народных Комиссаров) от 24.01.1918 было предписано 1 февраля 1918 года считать 14-м февраля. Тринадцать дней было выброшено.

Православная Церковь сохранила приверженность юлианскому календарю (старый стиль). Разница между календарями к XX столетию достигла 13 суток. Следовательно, в восемнадцатом году Россия перешла на новое исчисление, а Русская Православная Церковь осталась верна юлианскому календарю (старому стилю). Новый год оказался раньше Рождества Христова. День отсчета нового года в России переносился дважды. До XV века его встречали в марте, затем в сентябре, а в 1699 году Петр I «назначил» празднование на 1 января. 20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед – привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января.

Видите, как всё неоднозначно! Поэтому прежде всего мы должны понимать, что это условные даты, и поэтому с сегодняшней условной датой вас поздравляю, с наступившим Новым годом. Окончание поста только в день Рождества Христова 7-го января. Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение.

Служба сегодня вечерня в 16:00, завтра – 8:00 – начало Божественной литургии, память преподобного отца нашего Иоанна Кронштадтского.

В четверг вечерня в 16:00. В пятницу навечерие Рождества Христова, Царские часы, и затем Божественная литургия, начало Богослужения в 8:00.

Служба Рождественская с 6-го на 7-ое – в 22:00 начало Всенощного бдения. 22:00. Окончание Богослужения примерно в 3 часа ночи.

7-го января 2017 года окончание поста. В субботу вечерня в 16:00, в воскресенье 8 января – 8:00 – начало Божественной литургии.

Обращаю ваше внимание, дорогие мои, на то, что с 12-го по 17-ое января 2017 года, как уже сложилась традиция в Ростовской-на-Дону епархии, на «Роствертоле» состоится православная выставка. Имеем достаточно билетов с бесплатным входом на эту выставку. Владимир Викторович раздаст вам, кто желает, пожалуйста, подходите и берите.

 

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.










Евангельское Чтение

Лит. - Недели пред Рождеством Христовым: Мф., 1 зач., I, 1-25.

1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;

3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;

4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;

5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;

6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;

8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;

9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;

10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;

11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;

13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;

14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;

15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20 Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;

21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,

25 и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.