Воскресная проповедь 15.01.2017 Печать

15 января 2017 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Мк 1:1-8):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

«Зачало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия», – так сегодня начинает свою Благую Весть апостол и евангелист Марк.

Евангелие от Марка написано в большей степени для язычников, и для тех, которые были далеки от Христа, иудеев – но и для них было сказано: «людие сидящие во тьме и сени смертной, и им свет воссиял» (См. Мф 4:16).

Любовь Божия способна даровать спасение всем христианам, и людям, далеким до Христа. Другое дело, когда человек не желает принимать спасительные слова в свое сердце, – но возможность спастись даётся каждому. Ревностные римские христиане, не довольствуясь одной устной проповедью апостолов об Иисусе Христе, убедительно просили спутника Петра, Марка, оставить письменный памятник устно преподанного ими учения.

Евангелист Марк исполнил это доброе желание и написал для них то, что слышал о Христе в различное время от апостола Петра, Павла и Варнавы, говорит о пророчестве, сказанном самим Господом через пророка Малахию. Он свидетельствует о том, что в мир пришел Тот, Который создал мир, Тот, Который спасет мир, ибо сказано: «Се, посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (См. Мал 3:1). Несомненно, пророчества Малахии были известны книжникам и народу, в книге пророка Малахии порицалось нерадение, беспечность и самолюбие Иудейских священников. Подвергаясь нравственному растлению, Малахия вынужденно и строго с грозными обличениями обличает народ, торжественно предсказывает пришествие Спасителя и приготовление пути Ему проповедью Иоанна Крестителя.

Снова евангелист Марк, опираясь на слова пророка Исаии, который говорит: «Глас вопиющего в пустыне, – голос Божий обращается тому, кто находится в пустыне, - приготовьте путь Господу, и сделайте дороги прямыми Ему» (См. Ис. 40:3) сообразно этим намерением показывает, что Владыка всех тварей видимых и невидимых, – Всемогущий Бог, посылает Иоанна Крестителя на проповедь, который огласит пустыню Иудейскую. Послушный велению Божию, Иоанн оставляет свое глубокое пустынное уединение горного Кармила, приготовляет путь Господу, приходит на Иордан.

Первая пророческая проповедь раздается между Иерихоном и Иорданом, где когда-то под предводительством Иисуса Навина Израильтяне чудесным образом переходили эту реку. Пророк Божий и Предтеча, как ангел, сошедший с небес, является на берегах Иордана, среди множества иудеев, стекшихся сюда из разных мест Палестины для совершения в праздник труб омовений.

Мы знаем, что для Бога нет времяисчисления. Это мы с вами делимся на времена, месяцы и годы. Бог вечен, и поэтому когда придет судить живых и мертвых, то нам нужно оказаться в числе мудрых жен. Притча в Евангелии говорит о пяти мудрых женщинах, которые пришли навстречу с женихом, и даже взяли с собой немного масла про запас. Если затянется встреча, им необходимо влить масло в лампаду, чтобы светильники их не угасли (Мф 25:1-13). Мы с вами, находясь на этой земле, должны каждый день ожидать встречу с Богом, должны каждый раз быть готовыми дать положительный ответ.

Иоанн пришел на Иордан и сказал: «покайтесь, ибо приближается Царство Небесное» (См. Мф 3:2). Вдохновительные звуки пророческого голоса с глубокой убедительностью слова Предтечи, свободно падали в души его слушателей. Знание Священного Писания, глубокая убедительность и близкое его применение к настоящему случаю, сливалась с их сознанием. Молва о новом пророке разнеслась по всем окрестным странам и влекла многих соотечественников видеть и слышать учение его.

Предтеча как бы говорил иудеям: Господь уже близко; Царь Небесный Сам идет к вам; Он несет с Собой награду; но пусть никто из вас не думает, что можно прийти к Нему путем неровным и извилистым. Кто идет такой дорогой, тот никогда не встретит Его.

Вся Иудея и Иерусалимляне и вся страна Иорданская входили в воды Иорданские и приносили покаяние, и он, погружая их, говорил: «Я крещаю вас водой; но идет за мной Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень на обуви Его». Таким образом, сопоставивши свое крещение водой в покаяние с крещением Духом Святым, какое преподаст Имеющий прийти непосредственно за ним, креститель ясно показывает иудеям, что он не Христос, но голос Божий в пустыне, посланник и провозвестник Евангелия.

Народ, слушающий увещательное слово, удивлялся боговдохновенной речи пророка Божия. Он не в палатах царских родился и не в чертогах жил, но скромно в пустыне. Одеждой пустыннику служила шерсть верблюжья, ел он акриды и мед дикий и был препоясан по своим чреслам ремнем кожаным. Поэтому явление на Иордане не было чем- нибудь новым и необыкновенным для иудеев, но многие из городов и селений приходили в пустыню, чтобы видеть и слышать посланников Божиих. Непосредственно слышать Боговдохновенных людей иудеи считали для себя делом особенной к себе милости Божией.

Но когда Иоанн услышал голос, голос Божий, то он оставляет свое глубокое пустынное служение, выходит на Иордан и предуготавливает путь Господу нашему.

Аминь.


Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси и Сохрани, Господи, на многая и благая лета. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, всех вас с воскресным днем и с продолжающимися днями великой радости, так называемыми святыми днями.

Сегодня память преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и  всея России чудотворца. Этот святой, волею Божией стал покровителем нашей атомной энергетики.

Когда глубина его веры достигла особой духовной высоты, преподобный Серафим (в миру Прохор) ушел в затвор. Получив благословение правящего архиерея и своего настоятеля отца Пахомия, Серафим поселился в Саровской пустыни в глухом лесу для пустынного и безмолвного подвига. Много лет он молился, а вечерами стоял на камне, вознося руки к Господу за весь род человеческий. Питанием ему служил картофель, выращенный на собственном огороде, а также мед из своего пчельника. Келья была его скромна, а в гости к нему приходили медведи да комары, которые нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом». Вот так продолжалась его долгая отшельническая жизнь.

Глубина его веры, как я уже сказал, была такой высоты, что люди, нуждающиеся в духовном попечении, спешили к этому великому светильнику веры. Всякого приходящего в келью и просящего помощи он встречал со словами: «Радость моя, Христос Воскресе!» Перед иконой «Умиление» в келье старца горела лампада, маслом из которой он помазывал всех приходящих к нему людей, исцеляя от душевных и телесных недугов.

Сегодня второе обретение его честных мощей, а также память христианской кончины преподобного старца. Будучи еще при жизни, он говорил: «Царь, который меня прославит, того я прославлю». В 1903 году в прославлении преподобного отца нашего Серафима участвовал сам царь Николай и царская семья. Совершенно нетленные мощи были положены в раку, в Серафимо-Дивеевской обители, и там находились до 1920 года. Во время богоборчества, власть предержащая вела активную борьбу с Церковью и ее имуществом. Мощи, хранившиеся в Дивеевской обители под Арзамасом, были вскрыты, а затем изъяты, и 16 августа 1921 года вывезены из монастыря. Сначала мощи оказались в городе Темников, затем перевезены в Московский Страстной монастырь, который в то время уже был антирелигиозным музеем. Мощи преподобного Серафима, вероятно, находились до 1934 года, а после того как Страстной монастырь был взорван, бесследно исчезли. Только после того как Святая Русь отпраздновала память тысячелетия крещения Руси, в России начинается расцвет. В 1991 году чудесным образом в Казанском храме Санкт-Петербурга сотрудники музея, в связи с намеченным переездом, заново проверяя запасники, где хранились гобелены, обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда вскрыли, то на перчатке прочитали надпись: «Преподобне отче Сарафиме, моли Бога о нас».

В зашитом мешке обнаружили: мощи (человека совершенно сухого и нетленного, ни одна часть тела не поражена тлением). Тогда Патриарх Алексий II после прочтения акта о вскрытии мощей преподобного Серафима от 1920 года и акта о канонизации в 1903 году, направил в Ленинград двух архипастырей, которые исследовали мощи. Произведя осмотр, засвидетельствовали о чувстве благодатности и благоухания мощей.

Сегодня мощи хранятся в женском монастыре города Дивеево. Каждый из нас имеет возможность приехать в эту Дивеевскую обитель и поклониться молитвеннику и заступнику за всех нас Господу.

Аминь.

Во вторник вечернее богослужение в 16:00, в среду, 18-го числа, 07:30 – начало утреннего богослужения. Крещенский сочельник, в этот день строгий пост, не вкушаем ничего до Великого освящения воды. На трапезе пища без растительного масла. Эту освященную воду мы приносим в дом, освящаем и окропляем всё. Эта вода именуется «Великая агиасма», что в перевод означает «Великая вода».

Затем в среду 18-го 16:00 – Всенощное бдение. 19-го – Крещение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, начало Божественной литургии в 8:00 – по окончании Божественной литургии Великое освящение воды. Освященную воду пием и трапеза без поста, вкушаем всё и вино пием. В день Крещения Господня, освященной водой омываем: дома, квартиры, лоджии, балконы, подъезды. Если каждый из нас омоет свое жилище, вымоем весь город Ростов-на-Дону святой водой, и будем жить в святом великом славном городе.

В пятницу в 9:00 молебен водосвятный с чтением акафиста, вечерня в пятницу в 16:00, в субботу – 8:00 – начало Божественной литургии. В субботу вечерняя в 16:00, и в воскресение – 8:00 – начало Божественной литургии.

Братья и сестры, прошу вашего внимания: один раз в месяц мы собираем пожертвование на реставрацию Кафедрального собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. У кого есть возможность, пожалуйста, поддержите Кафедральный собор, потому что он является сердцем нашей епархии. Все мы, священнослужители – выходцы из Кафедрального собора. Там принимали сан диакона и священника, поэтому собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы это первый храм Ростовской-на-Дону епархии. Он сейчас находится на реставрации и нуждается в нашей помощи.

 

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

 

Евангельское Чтение

Лит. - Недели пред Богоявлением: Мк., 1 зач., I, 1-8.

1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,

2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою [1].

3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему [2].

4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

7 И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;

8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

[1]  Мал. 3, 1

[2]  Ис. 40, 3