Воскресная проповедь 5.02.2017 Печать

Подготовка к Великому посту начинается за три седмицы (недели) до его начала. Недели направлены на то, чтобы подготовить верующих к покаянию – главному и единственному смыслу поста. Каждая из предшествующих Великому посту Недель (воскресений) и седмиц имеет свое название: Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне и Неделя о Страшном Суде.

5 февраля 2017 года, в Неделю о мытаре и фарисее, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (о мытаре и фарисее, Лк 18:10-14):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Два человека вошли в церковь: один из них был фарисей, а другой мытарь. Оба вошли для того, чтобы помолиться в храме «дом Мой домом молитвы наречется» (Мф 21:13), а не для того, чтобы какими-либо праздными делами занимать ум.

Когда входим в храм, то читаем молитву: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем» (Псалом 5:8), то есть с уважением, с великим почтением мы входим в особое место, которое посвящено Богу, Который живет в нем Духом Святым, не отступая и не удаляясь, но всегда наполняя и освящая его Своим присутствием.

И вот фарисей, несколько на возвышенном месте стал молиться в себе так: «благодарю Тебя, Господи…» Начало молитвы было правильное, потому что он благодарит Бога, – как и мы с вами должны благодарить Господа Бога нашего. Но тут же его молитва переходит в осуждение. Он благодарит Бога, но, перечисляя, говорит, что «я не таков, как грабители, обидчики, прелюбодеи», – и вдруг посмотрел на того, кто вошел с ним в храм, на мытаря, и говорит: «или как этот мытарь».

Мытарь – сборщик налогов. Если сказать коротко, – это старое слово, которое описывает человека, служба которого заключается в том, чтобы собирать налоги с простого народа. Неудивительно, – они были не в почете народном, и к этим людям относились негативно в обществе.

«Я дважды пощусь в неделю…» – размышляет в себе фарисей. «Я даю десятину из того, то я приобретаю…» – перечисляет свои качества и заслуги перед Богом.

Действительно, перечисленные качества, может быть, и были бы хорошú, но в том случае, если бы он сказал: «Господи, благодарю Тебя, что я от своего избытка имею возможность помочь храму на его содержание. Благодарю Тебя, Господи, что Ты даешь мне силы и бодрость духа, чтобы поститься», – а он, фарисей, перечисленные качества приписывает самому себе, считая себя самым праведным, самым религиозным, самым святым, самым богобоязненным из всех людей. 

Во время молитвы он забылся, куда и к Кому он пришел. Как должен вести себя в храме, с какими глазами смотреть на образ Бога, а не на молящихся, и тем более не давать повод в мыслях осуждать кого-либо, но напоминать себе, что Судья только один Бог. И как мы можем судить человека, когда сами будем судимы Всемогущим Богом?..

А стоящий вдали мытарь, которого осуждал фарисей, не смел даже глаза свои поднять на небо; но переосмысливая свою жизнь и поступки, при том не осуждая никого, но обличая себя самого и свои пороки, житейские страсти, личные обиды, – только и смог произнести слова, всем нам хорошо знакомые. Считая себя окаянным грешником, недостойным Его милостей, мытарь говорит: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!»

Один покаянный вздох мытаря при его грехах оказался в очах Божиих достаточным к оправданию, и этот внутренний переворот, осознание своей греховности, это стремление к Богу и было тем драгоценным, что отличило в глазах Божиих этого грешного человека от фарисея.

Заканчивая притчу, Господь сказал: «Воистину, этот мытарь вышел из храма оправданным, нежели тот: ибо всякий, кто себя возносит, будет смирен, а всякий, кто себя уничижает, будет возвышен».

Аминь.

 









Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси Господи. Ангела Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Поздравляю всех вас с воскресным днем и приобретением святыни, новых киотов в наш храм – вставленные иконы будут расположены в алтарной части храма. По неточным данным, эти две иконы некогда находились в храме иконы Божией Матери «Одигитрия» на Шолохова/Воровского, но после разрушения храма долгое время пребывали в святом углу одного дома и теперь переданы в наш храм. Этот храм был построен в 1943 году, во время Великой Отечественной войны и до 1962 года в нем совершалось богослужение. Среди нас есть такие, которые в этом храме принимали Таинство Крещения, а их родители были ревностными прихожанами оного храма.

Приятно сообщить, что нашелся прихожанин, который решил восстановить историческую справедливость, оплатил работу по изготовлению киотов из липы с золочением. Несколько месяцев под эти иконы делались киоты – и очень надеемся, что реставрация киотам и иконам не понадобится как минимум триста, а то и пятьсот лет. Как уже было сказано, иконы, помещенные в новые киоты, займут место в алтаре, будут размещены на восточной стене храма, и увидеть их снова можно будет только тогда, когда будут открываться Царские врата.

Напоминаю, что сегодня вечернее богослужение в 16:00 и завтра – 8:00 – начало Божественной литургии. Завтра память преподобной матери нашей Ксении Петербургской.

Еще одно знаменательное событие: так как припадает моя череда у чудотворной иконы Божией Матери «Донской» в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы, то, милостью Божией, буду совершать завтра четыре молебна у иконы: в 11:00, в 12:30, в 14:00 и в 15:30. Такая череда совершения служений священнослужителями может припадать один раз в год. Если кто желает помолиться вместе со мной, милости прошу на молебны в Кафедральный собор.

Хочется сказать, что этот чудотворный образ Божией Матери был написан в 21 веке, в наше с вами время. Благословение на то было получено от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и стараниями митрополита Меркурия, главы Донской митрополии. Чтобы совершилась историческая справедливость, было принято решение написать икону. Монахи Троице-Сергиевой Лавры и Данилова монастыря, потрудившись вместе, написали точную копию Донской иконы Божией Матери, списав с оригинала, который хранится до сегодняшнего дня в Третьяковской галерее. Икона освящена и привезена в город Ростов-на-Дону и на нее возложили ризу, подобно той, правда, без драгоценных камней.

Мы с вами имеем возможность послужить и помолиться у иконы Божией Матери «Донская», которая является покровительницей города Ростова-на-Дону и  Донского края.

Напоминаю, что служба на неделе: в среду вечерня в 16:00 и в четверг – 8:00 – начало Божественной литургии, память перенесение мощей Иоанна Златоуста.

В пятницу в 9:00 молебен водосвятный, в пятницу вечерня в 16:00, в субботу –  8:00 – начало Божественной литургии. В субботу вечерня в 16:00, в воскресение – 8:00 – начало Божественной литургии.

И еще, хотелось обратить ваше внимание на то, что следующая неделя, – сплошная, то есть в среду и в пятницу поста нет и мы можем кушать шашлыки.

Ангела Хранителя и Божие благословение.

 

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.















 


Статья "Одигитриевский молитвенный дом": Малаховский, Е. И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие / Е. И. Малаховский. – Изд-е 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д, 2012. – 311, [1] статья на странице 168.


Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 89 зач., XVIII, 10-14.

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.