Воскресная проповедь 19.02.2017 Печать

19 февраля 2017 года, в Неделю о Страшном суде, совершение Божественной литургии в храме в честь иконы Божией Матери «Умиление» возглавил настоятель храма протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (о Страшном суде, Мф 25:31-46):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Множественная народная толпа окружала Великого Проповедника и Целителя душ и телес. Многие оставляли свои общественные дела и домашние заботы, чтобы не просто повстречаться с Тем, Который говорит глаголы вечной жизни (Ин 6:68), но и остаться с Ним целый знойный день, а иные пребывали за Ним несколько дней, имея сердечное желания не расставаться с Ним никогда.

Среди прочих притч, которые были обращены к слушающему народу, Он сказал еще одну, но весьма поучительную – которая только что была зачитана.

Он, предостерегая народ от ложных мессий и ложных пророков, сказал о великом и Страшном Суде. И о той простой логике, о том критерии, какими Царь небесный будет отделять народы одни от других, как пастырь отделяет овец от козлов. К суду будут призваны все люди, одновременно произойдет всеобщее воскресение мертвых, причем воскреснут они в преображенном виде и будут совершенно особыми, такими, какими нам трудно себе представить по нашей человеческой немощи (1 Кор. 15, 42-50), и на основании принципов «милосердия и человеколюбия» естественного закона, будет всеобщий Божественный Суд, который восстановит попранную человечеством справедливость и обновит весь мир.

«Когда придёт Сын Человеческий во славе Своей со святыми Ангелы Своими, то воссядет на престоле славы Царствия Своего, и соберутся пред Ним все народы».

Нам даже сложно себе представить, так как всё это находится за пределами наших обычных представлений! Все народы соберутся!

«и отделит Господь одних от других; одних поставит по правую сторону от Себя, а других – по левую». В мгновение ока народы будут разделены и всё преобразится вокруг!

«И тем, которые будут стоять по правую сторону, Он скажет: придите, благословенные Отца Моего, и наследуйте, которое уготовано вам от создания мира: ибо когда Я взалкал, вы накормили Меня; а когда Я жаждал, вы напоили Меня; когда Я был странником, вы проявили ко Мне милосердие и приютили у себя; а когда Я был болен, вы пришли ко Мне; и когда Я был в темнице, вы посетили Меня.

И тогда скажут праведницы: Господи! а когда же мы видели Тебя алчущего, и накормили? и когда мы видели Тебя жаждущего, и подали Тебе кружку студеной воды? когда же мы видели Тебя в путешествии? или в болезни, и в темнице?

И тогда скажет Господь славы: когда на вашем жизненном пути встретились те, кто нуждался в пище, вы накормили их; и кто нуждался в питие, вы дали им пить; и даже тем, которые были в путешествии, не отказали им в крове; находящимся в болезни, проявили о них заботу; и даже томящимся в темнице – оказали милосердие; так как вы проявили заботу к ним, то прежде всего вы оказали добро лично Мне.

И обратится к тем, кто будет стоять по левую сторону: отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, ибо Я никогда не знал вас: когда Я нуждался в пище, но вы не накормили Меня; когда в вашей жизни встречался человек и нуждался в элементарной помощи, в простой кружке воды, вы не проявили милосердия; и даже тогда, когда встретился вам путешественник, никакого внимания и ему не оказали; и всем тем, которые лежат на одре болезни, не проявили к ним сострадания; и даже находящимся в темнице, как вам показалось, что они заслуживают наказания, вы не нашли в себе возможности и желания проявить к ним милосердие; но так как вы не послужили им, вы Мне не послужили».

Лишение благ Царства Божия – это богооставленность, и она, по мнению святителя Иоанна Златоуста, способна причинить такую скорбь и тесноту, которая окажется сильнее геенских мук и физических страданий, открыто терзая и возмущая душу об упущенном и потерянном общении с Богом.

Заканчивая рассказ о справедливом, торжественном и открытом суде, Господь подводит итог: «И праведницы войдут в жизнь вечную, а грешники в огонь вечный».

Аминь. 

 









Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси Господи. Ангела Хранителя и Божие благословение призываю на всех вас и на предстоящую неделю, которая именуется седмица сырная - масленица.

Сегодняшняя Неделя именуется Неделя о Страшном суде. Так Церковь предлагает нам поразмыслить о том, как подготовиться к вступлению Великого поста, проанализировать свою жизнь – что мы сделали доброго, чтобы оправдаться перед Господом. Ведь истинный пример братолюбия положил Сын Божий. Приближался праздник Пасхи. Иисус знал, что настал час Ему покинуть этот мир и вернуться к Отцу. Находясь с учениками в горнице и сообща вкушая пасху, для Него уже очень скоро должны были наступить те самые ужасные события, которые, в итоге, закончились распятием Господа. Иисус прекрасно понимал, что споры между учениками, кто из них первый, могли привести к весьма трагическим последствиям.

Поэтому, незадолго до Тайной Вечери  (перед тем как принять хлеб и вино) Иисус, подав урок смиренного служения, омыл ноги Своим ученикам. Даже горячему и импульсивному Петру, который сказал: «Господи! вовек не омоешь мне ноги». На что Спаситель ответил: «если не омою твои ноги, не имеешь со Мной части». Услышав такие слова, он сказал: «Господи! не только ноги, но и руки и лицо». «Чистые не требуют омовения, но токмо ноги», - сказал Господь. Со всей присущей ему мягкостью Иисус показывает своему неуёмному ученику, что прежде чем тот будет готов сделать что-либо для своего Учителя, он должен позволить Господу послужить ему самому, и очистить его горячее, но при этом плотское сердце. Если Учитель показал пример глубочайшего смирения и служения Своим ученикам, то мы, получая этот наглядный пример, должны поступать так же со своими близкими и дальними». (См. Ин 13:3-17)

Поэтому Церковь напоминает нам, что если в нашей жизни встречаются те, которые нуждаются в помощи, мы должны помогать им, потому что, помогая им, мы помогаем Господу. Но и не надо забывать, что в добродетели к ближнему помогаем самим себе. Если положили лепту в жертвенную кружку на содержание храма, то должны понимать, что прежде всего мы делаем добро самому себе, потому что этой лептой мы оправдаемся. «вера без дел мертва, – говорит Господь, – но дела наши осудят нас» (См. Иак 2:17, 26).

Пусть наши дела будут полны добра и милосердия. Мы должны понимать, что проявление сострадания и милосердия к тем, кто лежит на болезненном одре или находящимся в заключении, в темнице, прежде всего это проявление любви и милосердия к Самому Господу, - и добрые поступки милосердия служат оправданием человеку. «Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2.8-10).

Стоящим по правую сторону Спаситель произнес: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25.34).

Сегодня заговенье на мясо. Слово «заговенье» (за́говин, запусты, мясопустье; от говеть «поститься»)  означает в аскетической традиции Православных церквей название последнего дня перед длительным постом, когда ещё можно употреблять скоромную пищу (животного происхождения).

Мы сегодня вкушаем пищу животного происхождения последний день, а с завтрашнего дня начинается масленица, то есть в рационе питания молоко, яйца, сыр, сливочное масло, также в среду и в пятницу. Церковь постепенно подготавливает нас к дням Великого поста, когда теснейшим образом будем молиться всем сердцем, всею душой, всею своею крепостью, чтобы ближе стать сопричастниками с Господом здесь, на земле, потому что, соединяясь здесь, будем жить со Христом в Царствии Небесном. Христианин должен быть открыт к новым вдохновениям, новым вразумлениям. Эта открытость стоит в основе богообщения, и как говорит Господь: «сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор 11:24).

Сегодня вечерня с чтением акафиста в 16:00. На неделе служба: в понедельник вечерня в 16:00, во вторник – 8:00 – начало Божественной литургии, Отдание праздника Сретения Господня.

В пятницу в 9:00 водосвятный молебен с чтением акафиста Божией Матери, и в пятницу вечерня в 16:00, в субботу – 8:00 – начало Божественной литургии.

В субботу вечерня в 16:00, и в воскресенье – 8:00 – начало Божественной литургии. Следующая неделя именуется «Воспоминание Адамова изгнания».

Как уже сложилась традиция – не только в нашем храме, но во всех храмах Ростовской-на-Дону епархии, –  один раз в месяц собираем пожертвования на реставрацию Кафедрального собора. Поэтому снова напоминаю вам, дорогие мои: Кафедральный собор сейчас находится на реставрации и нуждается  в нашей помощи. Возможно, настанет время, когда храмы не будут нуждаться в нас и в нашей материальной поддержке. Но это будет худшее время. Сейчас храмы нуждаются в нас, а у нас есть возможность проявить милосердие к дому Божию, помня, что, оказывая помощь близкому, или Господу, мы оказываем самим себе.

Ангела Хранителя и Божие благословение.

 

Слава Тебе, Боже.   

Слава Тебе, Боже.  

Слава Тебе, Боже.

 









Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 106 зач., XXV, 31-46.

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.