Воскресная проповедь 26.02.2017 Печать

26 февраля 2017 года года (Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания, прощеное воскресенье) настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Нагорная проповедь, Мф 6:14-21):

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Собравшемуся народу, по Своему обыкновению и человеколюбию, Христос возвещает глаголы Божественной истины. Простые и совершенные, легкие для восприятия и понятные для исполнения слова исходили из уст Благодатного Учителя. С выдающегося склона горы, западной стороны от Галилейского озера открывалась для собрания народа площадка, которая и послужила пригодным местом для нагорной проповеди.

К Нему стекались не только с густо населенных берегов Галилейского озера, стремились прикоснуться и послушать Его учение жители отдаленных берегов Средиземного моря, из Тира и Сидона.

Спаситель сошел на плоскую равнину и спокойным голосом, возведши очи, произнес: «Если прощаете согрешения своим обидчикам, то и Отец ваш Небесный простит вам согрешения ваши, а если не прощаете прегрешения своим обидчикам, то и Отец ваш Небесный не простит вам».

Какие легкие и понятные слова, даже самый невнимательный человек не может не поражаться глубиной значения! Что же в них значимого и сложного? В них сложное то, что естественное и прекрасное наставление трогало сердце каждого слушателя бесконечно кроткими словами мира, и призывало к любви и нравственной жизни, подчинение сердца и воли, внутреннему смыслу и духу заповедей. Переступая через свою гордыню, свою обиду, свою боль, Христос предлагает Своему творению закон соблюсти всем сердцем.

Разве не Христос дал нам пример Своего уничижения, - на Свои плечи взял крест, бремя креста, и орудие смерти понес на Своих плечах. Разве это не пример величайшего смирения?..

Господь – опять же, простыми, легкими и житейскими словами говорит: «как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с ними»; «ибо, какою мерой мерите, такой же и вам возмерится» (См Лк 6:31, 38).

Как всё понятно просто и легко! Но как нелегко их выполнять!..

Сложности всегда есть и будут в нашей жизни, потому Господь говорит: «Царство Небесное нудится, и нуждницы его унаследуют» (См. Мф 11:12). То есть путь к Богу, путь к спасению, к жизни вечной, идет тернистой дорогой. И, конечно же, чтобы спастись, необходимо себя сдерживать, себя воспитывать, себя останавливать, себя смирять, чтобы в сердце была и оставалась любовь, чтобы в сердце была чистота и сохранялось то внутреннее духовное состояние, которое не дает потерять своего милосердия в сердце, сохраняться в чистоте и быть чистым. И горе тому человеку, который потеряет эту внутреннюю сердечную чистоту!

Христос открывает народу иное блаженство – блаженство бедности, царственность смирения, высокое блаженство скорби и гонений. Этот новый закон, который должен был не только повелевать, но и давать силу к исполнению, как соль для предохранения мира от растления и как свет, чтобы руководить его во тьме. «Когда поститесь, не будьте, как лицемеры, которые помрачают свои лица, не приводят в порядок свою голову, являясь народу в образе глубоко постящегося человека. Но когда ты постишься, то умой лицо свое и голову приведи в порядок, и являйся Отцу твоему, Который втайне; и Господь, видя тайное, воздаст тебе явно».

Молиться нужно не с лицемерною публичностью, но в святом уединении. Пост необходимо содержать не как самохвальную добродетель, но как тайное самоотречение.

«И не собирайте богатство на земле, где моль и ржа истребляют и воры подкапывают и крадут, но собирайте богатства, где нет моли, которая не проедает одежду, и нет ржи, которая истребляет серебро и золото, и там нет воров, которые будут подкапывать и красть». Все эти дела благочестия надлежит совершать из любви к Богу, в простоте, не ища земной награды, но скопляя для себя нетленные сокровища на небе.

Иоанн Златоуст на это евангельское слово отвечает: «Не цените земное выше небесного. Бог создал два века, один настоящий, другой будущий, один чувственный, другой духовный, один доставляющий телесное успокоение, другой – не телесное (душевное), один на опыте, другой в надеждах, одному пове­лел быть поприщем, другому – местом награды, первому в удел назначил борьбу, труды и подвиги, второму – венцы, на­грады и воздаяния, один сделал морем, другой пристанью, один – кратким, другой – нестареющим и бесконечным» (Св. Иоанн Зл. – Беседа о наслаждении будущими благами).

Нужно понимать, что есть истинно ценное в нашей жизни. Церковь не призывает бросить всё земное и материальное и идти в нищету. Совершенно это не так. Но Господь, божественным Своим словом касаясь сердца каждого слушателя не столько обличает, сколько научает: «Что же вы цените не то ценное, которое нужно ценить»? Потому что земная ценность, которой обладаем, совершенно не имеет цены перед вечностью. Если в сердце человека преобладает любовь к земным сокровищам, то небесные отходят на второй план.

Не пригвождай свой ум заботой об имуществе, иначе погаснет светильник и омрачит душу.  «где сокровище ваше (богатство), там будет и сердце ваше». Спаситель в Своих словах раскрывает глубокое обличение и объяснение тайных, сердечных человеческих помышлений. Чаще всего сердцем своим бываем привязаны к земным, и самые наши стремления к небу бывают только видимостью и предлогом для сокрытия от посторонних взоров нашего любвеобилия к сокровищам земным.

Аминь.


Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси Господи. Ангела Хранителя и Божие благословение призываю на вас и на предстоящую неделю.

Вот и дожили мы до того дня, когда Церковь предлагает заговеться на Великий пост. Сегодня Неделя «сыропустная». Это слово в переводе означает последний скоромный день перед постом, когда мы вкушаем сыр, масло, молоко, яйца, но уже при смене дня с воскресенья на понедельник – наступает первый день Великого поста.

Каждый год напоминаю вам, что пост это не только ограничения в пище, пост это воздержание во всем: «мыслях, делах, поступках». Если кто ел три мясные котлеты на завтрак, обед и ужин подумает о себе, о жизни, что он делает здесь на земле, пусть хотя бы на одну котлету вкушает меньше. Хотя бы с этого простого поступка начнет свой пост. Ну а тот, кто крепок в посте и молитве, то Церковный устав гласит: первые три дня, - «никакоже дерзнем ясти». В среду по окончании Божественной литургии мы вкушаем вареную пищу без растительного масла.

Строгость поста заключается в том, что мы через воздержание в пище, своим  добровольным поступком, являем любовь к Богу. Ведь сегодня Церковь предлагает нам вспомнить «Адамово изгнание», - которое случилось с первыми людьми, прародителями Адамом и Евой.

Бог изгнал первых людей. Но что такое изгнание? Смысл события очень значителен и имеет отношение к нашей с вами жизни. Бог отдалил людей от общения с Собой и показал видимый образ отторжения. Конечно же, Бог лишил человека общения с Собой, но в этой связи последовала только временная смерть (усыпание). Прародители были изгнаны с Эдемского рая, так называемого сада – особого места, где всегда царило присутствие Божие. Нарушив заповедь, человек должен был испытать на себе действие Божественного приговора: в тот же день смертью умрете (Быт. 2:17). Телесная смерть – разлучение души и тела – для Адама последовала через 930 лет, но духовная смерть – разлучение души с Богом – осуществилась немедленно. Главная причина происхождения греха заключалась в самих прародителях. Склонившись на обольщение диавола, они злоупотребили своей свободной волей, но сделали это не по необходимости и не по принуждению, а единственно по своему собственному решению, почему и понесли ответственность за свою вину.

Когда человек перестаёт понимать человека, они теряют общность, они теряют единомыслие, и случается так, что два человека – муж и жена, теряя общность: единомыслие и единопонимание, начинают общаться между собой на разных языках, не в прямом смысле этого слова. Они потеряли целостность, стали дерзить друг другу, и такое отношение приводит к обоюдной ненависти, и в конечном итоге расходятся, как в море корабли. «Отторгается одно от другого тогда, когда нет взаимного притяжения. Распадаются браки, распадаются человеческие общности и коллективы, различного рода организации. Как только у людей исчезает доверие, как только они начинают говорить на разных языках, как только они начинают преследовать разные цели, они теряют способность сохранять единство», сказал патриарх Кирилл (Патр. календарь 2017 г. стр 51).

Нечто подобное случилось в Эдемском саду, когда человек совершил грех. Простая и легкая заповедь, данная человеку, содержала в себе вкратце весь Закон: богопочитание, послушание воле Божией, воздержание. Адам преступил закон Бога и стал разговаривать с Творцом несколько на другом языке. Мы видим из слов Библии – когда Бог сказал Адаму: «где ты?», Адам ответил Ему: я наг, и убояхся. Снова Бог говорит ему: «А кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от древа плода, что Я запретил вам?» И снова Адам говорит со своим Отцом Небесным на другом языке. Он обвиняет Его, отвечая Ему словами: «жена, которую Ты дал мне, дала мне плод, и я ел» (См. Быт 3:9-12).

Вот в этом-то и начинается разность. А ведь что стоило Адаму сказать: «Господи, прости меня. Я низко пал, нарушил Завет Твой»? Он же – обличает Бога. Вместо покаяния прародители избирают лукавое самооправдание и враждебность по отношению к Богу.

Поэтому Церковь нас призывает, чтобы мы были как можно ближе к Богу, и первое проявление нашего шага к Господу заключается в постном воздержании. Это особое действие человека, когда, вспоминая грех своих родителей, вкусивших запретный плод, получили смерть. Поэтому и мы, ограничивая себя в пище, делаем хоть какие-то шаги для того, чтобы заслужить сыновнюю любовь.

Чтобы зло и грех в человеке не стали вечны, Бог лишает праотцов возможности вкушать плоды древа жизни и изгоняет их из рая. Вход в рай человеку преграждает херувим с пламенным мечом.

Пост заключается не только в том, что мы исключим из рациона питания мясные и молочные продукты, рыбу и растительное масло, но нужно и не есть по полведра картошки и пять булок хлеба… Иначе какой же это пост?

А хуже того, - как говорит апостол Павел: «Ядый не ядущаго да не укоряет: и не ядый ядущаго да не осуждает» (См. Рим 14:3). Вспомните эти слова, когда увидите кого из ваших ближних или дальних, что не держат пост, не надо обличать. Но лучше в тихой вечерней молитве, став у иконы Господа, вознести молитву за себя и своих родных, – и за этого человека. Попросите Бога, чтобы Господь коснулся его сердца и вразумил его.

Есть наглядный пример из Евангелия, когда Господь исцелил человека, лежащего много лет на смертном одре. Товарищи принесли одр к дому Петра, и в связи с тем, что невозможно было войти в дом через обычный вход, вследствие огромного стечения народа, договорившись с хозяином разобрать часть черепицы, товарищи свесили своего друга на воловьих жалах к ногам Спасителя. Больной ничего не говорил Великому Чудотворцу и  Проповеднику, но Сам Бог ответил им на их труд. Он увидел веру их и истинное желание помочь своему другу. Иисус сказал: «чадо! прощаются тебе грехи твои; иди в мир» (См. Мк 2:5,11). И тут же жизненная сила пробежала по суставам, восстановила расслабленные руки и ноги и больной встал.

Из этого случая и мы должны понимать: чтобы помочь не постящемуся, потрудитесь сами и своим примером покажите ему дорогу к источнику Спасения. Мы должны помнить слова Господа нашего, поступайте так: «чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного» (См. Мф 5:16). Везде и всегда мы должны поступать так, чтобы люди через наши добрые дела и поступки славили Отца нашего, Который на Небе.

Сегодня вечерня с чином прощения в 16:00.

Завтра в 7:30 начало утрени, Великопостные часы.

Каждый день в храме до следующего воскресенья вечернее богослужение в 16:00,  начало утреннего богослужения в 7:30.

 

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

 









Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 17 зач., VI, 14-21.

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое,

18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.