Воскресная проповедь 5.03.2017 Печать

5 марта 2017 года, в Неделю 1-ю Великого поста, праздник Торжества Православия, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Ин 1:43-51):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Апостол и евангелист Иоанн, самый молодой и возлюбленный ученик Христа, Евангельскую благую весть написал по просьбе малоазийских епископов, желавших получить от него наставления в вере и благочестии, а также первым христианам дал опору для веры во Христа Сына Божия, через которую можно достигнуть спасение, и иметь в себе жизнь.

Чистый сердцем девственник, «апостол любви», в 90-х годах от Рождества Христова, в связи с появлениями ересей, отрицавших пришествие Христа во плоти, в городе Эфесе написал четвертое Евангелие. За высоту этого учения евангелисту Иоанну усвоено наименование «Богослов», по преимуществу. Сегодня мы слышали благовестие о призвании Филиппа и Нафанаила, учеников Христа, на общественное служение.

Восхотел Иисус идти в Галилею, и на пути встретил Филиппа и сказал ему: «Пойдем со Мной». Вот так просто, легко призвал на служение. И обращенный Филипп последовал за Ним.

Когда же Филипп встретил своего друга и товарища Нафанаила (евангелист говорит, что впоследствии он будет называться Варфоломеем – из числа семидесяти апостолов), и с ним, как с другом и товарищем, в волнении сообщает радостную новость. Иногда мы с вами делимся новостями с родными, близкими, с друзьями, – Филипп рассказывает, что встретил «Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета».

И вот в такой радостной беседе между друзьями и товарищами произошел душевный разговор. Варфоломей-Нафанаил говорит открыто и откровенно Филиппу: «А что может быть доброго из Назарета?» Нафанаил усомнился: странными показались ему слова Филиппа, да и сам город Назарет славился несколько дурной славой. «Разве из Назарета может выйти что доброе?» – возразил он Филиппу.

И тогда Филипп говорит ему: «пойдем со мной, и ты своими глазами увидишь».

Итак они направились к Иисусу. Когда же товарищи подошли близко к Спасителю, то Спаситель сказал присутствующим: «Вот воистину настоящий Израильтянин, ибо в его сердце нет никакого лукавства».

«Откуда Ты меня знаешь?» – сказал Нафанаил.

Спаситель, улыбнувшись, ответил: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя».

Должно быть, что-нибудь особенное для Нафанаила случилось, его пробрала дрожь, – так как никто не мог знать, где он был утром и чем занимался. Случай этот, по-видимому, был такого рода – делом благочестивым, что в нем высказывалось истинно Израильское достоинство, в котором нет лжи и лукавства. Один только намек на это обстоятельство поразил его.

Нафанаил-Варфоломей в умилении воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев».

 Спаситель торжественно ответил ему: «ты уверовал в Меня, потому что Я сказал, что видел тебя под смоковницей; увидишь еще больше сего». И, обращаясь ко всем, продолжал Спаситель: «отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Возможно, зная о мыслях Нафанаила, и сказал ему Христос, что ему предстоит увидеть Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Подобно тому, как Иаков видел ангелов, осуществлявших связь между небом и землей, так Нафанаил и другие ученики «увидят» Иисуса Истинным Сыном Божиим, взявшим на Себя грехи всего человечества.

Аминь.


Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи, всех вас. Ангела Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Всех вас с воскресным днем, первой неделей Великого поста, которая именуется Неделя Торжества Православия. И, наверное, неслучайно сегодня мы с вами освящаем киот этой иконы (не саму икону – сама икона была освящена в 19 веке), а киот, хранилище для иконы, освящаем сейчас.

Эта икона (иконопись) стала праздноваться в Русской Православной Церкви после Великой Отечественной войны, потому что война закончилась в воскресный день, в Пасху. Рассказывал уже вам, что началась война, как мы знаем, в 1941 году, в воскресный день, в Неделю всех святых, в земле Русской просиявших (в малую Пасху, потому что воскресение это Пасха), а закончилась (окончание военных действий) на великую Пасху: в 1945 году Пасха припадала на 6 мая. Европа празднует День Победы 8-го мая, а Россия празднует 9-го мая. Так как Пасха в 1945 году припала на память Георгия Победоносца, согласно Церковному уставу праздник Георгию был перенесен на третий день Пасхи, то есть 9-го мая. И вот эта двусторонняя икона, как я уже сказал, задолго, как минимум, за сто лет до начала Великой Отечественной войны, возможно была написана для этого события: с лицевой стороны видим Воскресшего Спасителя, а с обратной изображение Георгия Победоносца. И эти иконы написаны на одной доске. Удивительно – таких двухсторонних икон три или четыре на весь Православный мир.

Однако это свидетельствует тому событию, которое произойдет в 1945 году, победа русского народа над фашизмом, с нами Бог.

Освятив киот и вложив в нее двухстороннюю икону, поставим в храме с тем желанием, чтобы православные могли подойти к ней, вознести молитву и приложиться с одной стороны к Воскресшему Спасителю, а с другой к Георгию Победоносцу, заступнику нашего Отечества.

Торжество Православия было утверждено на Седьмом Вселенском Соборе – Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил – поставлять и полагать в святых храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным. Также собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа.

У нас еще событие немаловажное предстоит на этой неделе. 9-го числа в четверг в 11:00 на Армянском кладбище у могилы преподобного Иоанна Домовского будет совершена панихида архиерейским чином. Туда приглашается духовенство Ростовской епархии, а также прихожане всех храмов Ростовской-на-Дону епархии. Это будет общая молитва. Служится это для того, чтобы со временем Милосердный Господь благословил поднять мощи, – потому что по всем рассказам мощи преподобного протоиерея Иоанна Домовского нетленные. И, возможно, в скором времени Ростов обретет мощи своего небесного покровителя Ростовского и заступника.

Я могу вкратце рассказать о своей семье, поделиться историей, связанной с событием, которое случилось при жизни отца Иоанна. Протоиерей Иоанн умер в 1930 году. Незадолго до смерти, именно в 1930 году, как рассказывала мне мама, а мама моя – родилась 1926-м году, и когда ей было 4 года, то ее мама, бабушка Анна, привела свою дочь под благословение к протоиерею Иоанну Домовскому. Он на неё посмотрел и сказал: «Безбожное учение бесполезно». Для всех присутствующих услышанные слова были весьма удивительны. Но когда мама пошла в школу, она схватывала преподаваемое школьное учение очень быстро, можно сказать налету, и в школе была отличницей! Однако бабушка Анна помнила, что у ее дочери в жизни другое предначертание. Видимо, должно было так случиться, чтобы мама родила и воспитала много детей, пять из которых будут священнослужителями, а внук Епископ.

А вот рядом с ней, как она рассказывала, стоял другой мальчик, которого также привели родители. Протоиерей Иоанн Домовский посмотрел на него с улыбкой, и сказал: «Благословляю тебя на учение, познавай науки, учись с Богом».

«Уважаемые братья и сестры! 9 марта 2017 года в 11:00 в рамках увековечения памяти подвижников благочестия, просиявших на Донской земле, состоится соборная панихида на могиле почитаемого протоиерея Иоанна Домовского. Армянское кладбище, на пересечении улицы Ченцова и 10-ой Линии. Возглавит богослужение Высокопреосвященнейший Меркурий,  митрополит Ростовский и Новочеркасский, глава Донской митрополии. На общую молитву приглашаются благочинные, настоятели, клирики и миряне на панихиде благочиний.

Иоанн Алексеевич Домовский родился 30 марта 1844 г. в селе Покровском Екатеринославской губернии и уезда (ныне Днепропетровская область) в семье диакона. Закончив Екатеринославскую духовную семинарию (15 июля 1865 г.), он уже через год был рукоположен во священники и 30 августа 1866 г. назначен настоятелем Никольской церкви села Васильевки Славяносербского уезда.

Отец Иоанн занимает в епархии различные должности: член Строительного комитета при постройке общежития и больницы при Духовном училище (1875 г.), член цензурного отделения (1875-89 гг.), законоучитель в Городском трехклассном училище (1882 г.), член Попечительства о бедных духовного звания. В Епархиальных ведомостях Екатеринославской епархии 1882-1898 гг. находятся многочисленные упоминания о благотворительности прот. Иоанна Домовского. Отец Иоанн на протяжении многих лет был членом комитета Православного миссионерского общества. С 1883 г. ему было поручено прослушивание и отбор чтецов и певцов епархии. В 1886 г. о. Иоанн назначен ключарем кафедрального собора. Здесь он проводил «внебогослужебные собеседования» с народом.

15 сентября 1896 г. о. Иоанн «Согласно прошению перемещен временно к Софиевской церкви г. Нахичевани-на-Дону». Два с половиной месяца спустя он назначен настоятелем только что построенной Александро-Невской церкви г. Нахичевани-на-Дону.

Великою любовью пользовался он в причте, тем более в народе – за его доступность и за внимание к совершению церковных служб, которые всегда были благолепными и торжественными», – так отзывался о батюшке один из его алтарников, впоследствии диакон. «Подвиги отца Иоанна были: особое смирение, его любовь ко всем, от начальства до самых малых, служащих в храме; мир, который он вносил в духовенство».

В сан протоиерея о. Иоанн был возведен 13 июня 1899 г. В 1914 г. за заслуги перед Православным отечеством батюшка был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени и, вскоре, – Св.Анны 2-й степени. В 1916 году о. Иоанн уходит на покой, оставаясь почетным настоятелем Александро-Невского храма (на настоящий момент храм не сохранился, территория, где находился храм, находится в черте г. Ростова-на-Дону).

История пастырского и духовного подвига о. Иоанна тесно связана с обретением иконы Божией Матери, которую ростовчане назвали – «Нечаянная Радость», хотя с точки зрения иконографии это был список с Казанской иконы. По воспоминаниям митрополита Вениамина (Федченкова) (+1961) «В 1916 г. о. Иоанн ушел на покой, оставив должность настоятеля церкви, с намерением провести последние годы жизни в монастыре», «но старцы не благословили его, говорили: «Тебе надо быть в Ростове – утешать и молиться о людях». «И так до самой смерти о. Иоанн молился с народом в своей келье». Временами продолжал служить в церкви. Дом же его стал своеобразным «монастырем в миру», где постоянно шло духовное делание. До конца своих дней о. Иоанн проживал в Ростове-на-Дону, постоянно принимая у себя людей, нуждавшихся в пастырском совете и помощи.

В годы послереволюционных гонений на Церковь и церковной смуты, вызванной «обновленческим» расколом, о. Иоанн Домовский был для духовенства и народа «правилом веры».

Кроме того, о. Иоанн Домовский был духовным отцом прославленного Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. в лике священномучеников епископа Захарии (Лобова). Даже этих небольших эпизодов достаточно, чтобы представить образ о. Иоанна как вдохновителя сопротивления обновленчеству на Дону в 1922-1924 гг., т.е. с самого начала распространения его в пределах Донской и Ростовской епархий.

Умер о. Иоанн в 1930 году и был похоронен при бывшем Софиевском храме; а впоследствии прах его был перенесен на «Армянское» кладбище, где он покоится и в настоящее время. Он предсказал, что прах его будет погребен два раза, – что и исполнилось.

В книге митрополита Вениамина (Федченкова) «Записки архиерея» о. Иоанну посвящена глава под названием «Ростовский угодник», где довольно подробно приведена биография о. Иоанна и рассказ о прижизненных и посмертных чудотворениях. Имеются и другие многочисленные свидетельства о посмертных чудотворениях о. Иоанна Домовского.

После смерти о. Иоанна, к нему на могилу постоянно шли люди, священнослужители Ростова-на-Дону довольно регулярно служили панихиду.

В настоящее время народное почитание о. Иоанна не только не ослабло. Но еще более усилилось. Продолжается активная работа по сбору материалов о жизни и подвиге о. Иоанна Домовского, собирается материал о чудесах и исцелениях, совершенных по молитвенному предстательству протоиерея Иоанна Домовского, регулярно совершаются панихиды на его могиле.

Итак, 9 марта, в четверг, в 11:00, состоится соборная панихида на могиле почитаемого протоиерея Иоанна Домовского. Армянское кладбище, на пересечении улицы Ченцова и 10-ой Линии».
















Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 5 зач., I, 43-51.

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.