Неделя четвёртая по Пасхе, о расслабленном Печать

6 мая 2012 года, в 4-ю неделю по Пасхе, на воскресной Божественной Литургии протоиерей Димитрий обратился к верующим с проповедью на вспоминаемое Евангельское событие о чудесном исцелении расслабленного:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16)

Апостол и Евангелист Иоанн свидетельствует нам об истине. Что есть истина? Истина есть Христос. Так свидетельствовал святый великомученик и Победоносец Георгий, когда царь Диоклетиан спрашивает его: «А что есть истина?» Он сказал: «Христос есть Истина. Тот, Которого вы гоните, Он и есть Истина».

И все мы знаем – правда может быть только на Небесах. Потому что Христос есть Истина. Своею любовию Христос оберегает мир. И оберегает нас. Дарует нам силу и помощь, ниспосылает нам Ангела, который сохраняет нас во все дни нашей жизни. Но жизнь прожить, как говорится в пословице, не поле перейти. Жизнь сложная штука, это наша школа. Мы учимся всегда и везде жить со Христом – и в храме, и в доме, и на базаре, и в магазине. Мы всегда учимся жить со Христом и на поле, и в дороге, и в транспорте. В сердце нашем всегда должен быть Бог, чем бы мы ни занимались, что бы мы ни делали, но мы всегда должны держаться за руку Христа, как за нашего Отца. Господь нам дал жизнь. Дал нам земную жизнь. Земная жизнь это школа, где мы учимся для Вечности. Каждый из нас уйдет в свое время в Вечность. До нас были наши родители… Казалось, этому не будет ни конца, ни краю, когда мы сидели со своими отцами, матерями, беседовали, пили с ними чай, много говорили, но, увы, это так быстро все прошло, и они ушли в небытие, их нет. Их нет здесь, потому что они уже дома. А мы с вами еще пока задерживаемся. Мы пока здесь. Мы учимся для вечности. Мы учимся для Истины. И горе тому человеку, который не понимает, что есть Истина. Горе тому человеку, который ценности земные и суету земного мира ставит выше ценностей Небесных. Горе человеку, если он не приходит в храм, если он не молится, не постится, если он не придерживается Евангелия и заповедей Христовых. Горе человеку! Для чего он живет в этом мире? Или он думает, что Суда он минёт Божественного? Нет, никогда. Каждый из нас станет на Суд перед Богом о прожитой жизни, о своих делах и поступках. Об этом и свидетельствует евангелист – об этой Истине, об Ангеле-Хранителе, который охраняет нас, путеводит, помогает нам жить в этом мире. «Христос вошел в город Иерусалим» - слова Евангелия, которые только что вы слышали.

«После сего был праз¬дник Иудейский, и при¬шел Иисус в Иерусалим» (Евангелие от Иоанна, гл.5).

Евангелист повествует о купальне, которая находится на месте источника. Иногда вода в нём бурлит сильно, когда Ангел Господень возмущает воду; и кто первый туда прыгает, в эту воду, какая бы болезнь у него ни была, он исцеляеся. Итак, Ангел Господень входил в эту воду в разное время – это могло быть и днем или ночью, это могло быть летом или зимой, весной или осенью – никто никогда не мог знать. Но каждый имел надежду, как и мы с вами имеем веру. Каждый имел надежду на то, что он первый, когда увидит, что вода возмутилась, он прыгнет и получит исцеление. Все так же, как и у нас. Когда мы идем целовать Крест после Божественной Литургии, то у нас задние давят передних, а передние чуть ли не лезут на иконостас. Все то же самое, как две тысячи лет назад, когда сотни людей лежали у этого колодца, ждали, когда Ангел возмутит воду. Вдруг вода возмутилась – и кто-то уже поскорей лезет вперёд по головам. Все то же самое доныне. «Мне бы поскорей поцеловать Крест, я спешу. Мне очень нужно!» Вот так было и две тысячи лет назад. И когда Христос подошел, Он обратился к человеку, тридцать восемь лет одержимому болезнью, Он спросил: «Что же ты здесь делаешь?» И тот отвечал: «Я всякий раз пытаюсь прыгнуть в эту купель Силоамскую, но иной прежде меня прыгает. Пока я растормошусь, так как старый я и немощный, кто-то сноровистей вперед меня уже успеет. И я, вот сколько бы я ни ждал, сколько бы я ни надеялся, ничего у меня не получается». И тогда Христос говорит: «Вставай. Возьми свою постель и иди в дом свой». И это была суббота. Он встал, взял свою постель, а иудеи, противники Христа, стали роптать: «Опять Он исцеляет в день Божественный! Кто ему дал власть?» То, что Он совершил чудо, их не интересует. То, что Он поднял человека больного, который сколько лет нуждался в помощи… А ведь и мы иногда проявляем милосердие к животным - иногда подкармливаем собак или птиц. «Но неужели, - Господь говорит, - человек хуже животного?»

«И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. (Евангелие от Матфея, гл. 12, 10-12)

Ведь это создание, это образ Божий и подобие Божие - человек. Неужели не должно к нему проявить милосердия и сострадания?!» Иудеи же имели злобу и ненависть – а все это из-за зависти. Зависть вообще страшная штука. Из-за завистью, помните, брат брата убил? Казалось, два брата, которых родила одна мать – Ева. Как вообще такое может быть? И брат из-за зависти убивает брата. Когда бывает в наших семьях проявляется зависть, мы не должны содрогаться, потому что есть пример. Страшно, чтобы мы не уподоблялись этому, чтобы мы не завидовали, чтобы мы над собой работали, боролись, сдерживали себя в страстях – вот, что нам нужно. И тогда расслабленный взял свой одр и пошел в дом свой. Иудеи его остановили и говорят: «Кто это тебе сделал? Кто сотворил чудо с тобой?» Он говорит: «Я не знаю этого человека, я его первый раз вижу. Он ко мне подошел, спросил у меня, и я сказал, что я вот так и так, болею. И я бы рад был опуститься в купель, но нет сил у меня, и не успеваю я. Этот человек сказал мне, чтобы я взял свою постель, и я вдруг почувствовал, как силы ко мне вернулись. И те упругие руки и ноги, которые меня не слушались сколько лет, они совершенно стали мне подчиняться. И я поднялся, взял свой одр и пошел». Когда же прошло время и Христос встретил его в Храме, и сказал: «Вот, ты получил исцеление, ну живи дальше. Поверь, не согрешай. Ибо, чего хуже с тобою бы не случилось по грехам. Аминь».

(См. Евангелие от Иоанна, глава 5):
«После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов. //*Дом милосердия. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также».

***


По совершении Божественной Литургии настоятель пожелал всем присутствовавшим Ангела-Хранителя и Божьего благословения на предстоящую неделю. Причастников поздравил с принятием Святых Христовых Таинств, всех - с Воскресным днем, четвертой неделей по Пасхе:


«Четвёртая неделя по Пасхе – это неделя о расслабленном. Святая Церковь вспоминает то чудо, которое сотворил Господь одним только словом. Ведь для Бога нет ничего невозможного. Он Творец, Он Создатель всего. Поэтому, когда Христос пришел в Силоамскую купель через вход, то увидел там расслабленного и, обратившись к нему, совершил над ним исцеление. Одним только словом. Сказал: «Возьми одр твой и иди».

Глаг?ла ем? Иис?съ: вост?ни, воз¬ми? ?дръ тв?й, и ходи?. (Евангелие от Иоанна, гл. 5, 8: Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи).

Дай, Господи, и нам иметь веру и надежду. Имел надежду и этот расслабленный, который сколько лет страдал болезнью, и вера его не оставила. Он сам со смирением нес свой Крест - тот, который ему уготован. Ведь у каждого свой крест. Иногда мы думаем, что это нам не под силу. Совершенно это не так. Есть рассказ: Один монах, один инок, все скорбел, что ему тяжело в монастыре – и искушения, и всякое такое жизненное. И вот ему снится сон, и во сне он находится на большом кладбище, где десятки тысяч крестов. И ему голос говорит: «Выбирай крест». И он пошел, посмотрел - крест один красивый, он пытался его поднять, но он тяжелый. Он пошел, выбрал другой крест – дергал, дергал, но не по силам. Ходил, ходил, в конце концов он нашел самый маленький крест. Он пробует: «О! Это крест для меня». А ему голос говорит: «Это вот и есть твой крест. Потому что по твоим силам, по твоему состоянию ты больше и не понесешь». Поэтому у каждого свой крест.
Дай Бог, чтобы мы всегда несли свой крест со смирением, с любовью во Христе. Вера наша должна укрепляться, должна питаться смирением, по приведённому примеру, когда расслабленный сколько лет надеялся войти в купель, чтобы получить исцеление, и когда кто-то вперед его успевал, он не озлоблялся, но со смирением терпел и имел веру, надежду: «Я все же когда-то, да успею». Хотя он, пока Сам Христос к нему не пришел и не совершил над ним исцеление. Вот с этим величайшим праздником, с этой Любовию Христовой, я вас и поздравляю. Спасибо Господу!
Сегодня у нас память Святаго великомученика и Победоносца Георгия. Георгиев поздравляю с именинами. Можно говорить много о великомученике, но сказать великие слова, которые говорят обо всём. Когда Диоклетиан призвал Георгия нести ответ. Точнее, он сам раздал свое имение – человек был весьма богатый, имел большое положение, был военноначальник. И он больше не смог терпеть, как христиан мучили за Имя Господне, потому как он сам являлся тайным христианином. Он раздал свое имение, распустил рабов и пришел к своему правителю и сказал: «Царь! Я христианин. Я не могу больше терпеть и видеть унижения, как многих предаешь ты казни за истину». И тогда царь Диоклетиан ему говорит: «А что такое истина? Что, по-твоему, истина?» И Георгий ему сказал: «Господь наш Иисус Христос, Которого мы распинаем всякий раз своими грехами. Это и есть наша Истина». Вот и нам дай, Господи, иметь веру, и в сердце своем иметь всегда истину. Веру в истинного Бога. Телесного здравия дай нам, Господи, и душевного спасения. Спаси нас, Господи».