Воскресная проповедь 25.06.2017 Печать

25 июня 2017 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк обратился к прихожанам со словом проповеди на Евангельский отрывок, зачитанный за сегодняшним богослужением (Мф 6:22-33):

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Собравшемуся народу Иисус имел сказать спасительную и назидательную речь. А речь Его была такова: Он говорит простые и понятные каждому слушающему сердцу, живое божественное слово: «Светильник телу есть око. Если око твое чистое, всё тело твое будет светло; а если око твое худо, то всё тело будет темно». Если свет, – говорит Господь, – который в тебе, – это еще не тьма, а что же тьма? Вы даже не знаете, что такое тьма, – говорит Бог.

Бог наделил человека великим даром (зрение). Мы считает этот орган в порядке всех остальных вещей, но если бы мы спросили тех людей, которые лишены этого дара, они бы сказали: «Нам ничего другого в жизни не нужно, лишь бы только получить зрение…»

Всё ценное, материальное и нам необходимое в этом мире, как нам кажется, – для слепого человека теряет всякую цену. Если пригвождаем свой ум заботой об имуществе, то мы гасим свой светильник и омрачаем свою душу, ибо чистый глаз освещает тело, а худой ввергает нас во мрак и ослепляет заботой.

Итак, имея такой великий дар от Бога, должны правильно им пользоваться. Спаситель учит нас оберегать свое сердце от страстей и осуждения. Своим оком видеть доброе, светлое, что радует наше сердце и не переставая быть для нас проводником духовного, небесного света. Направляя взор на светлое и доброе, мы пропускаем в себя это, и живём с такой же чистой радостью.

И наоборот – если худое око замечает скверное, плохое, пороки и грехи людские, то невольно нервирует нас и раздражает подобно вредоносной мокроте. Через помраченное зрение тяжело смотреть на яркий, небесный свет, больной глаз не пропускает никакой пользы, но напротив, много несет душе вреда и поражает наше тело.

И поэтому Бог наставляет нас в том, чтобы мы око хранили в чистоте и смотрели на всё чистым взором, и рассеивая мрак неведения, жизнь свою уподобляли свету божественного наставления, тщательно внимая учению Спасителя.

«Нельзя работать двум господам, – говорит Господь, – если же о первом мы будем заботиться, то о втором стаем нерадеть; если же первому угождаем, то второму не станем усердствовать. Невозможно работать Богу и маммоне», – так говорит Бог.

Что такое маммона? Маммона это привязанность к миру: к богатству, к славе, к достатку… Сколько бы человек ни имел, ему всегда будет мало. Иной имеет, может быть, пять тысяч рублей – и доволен этому. А другой имеет пятьсот тысяч, ему и этого мало, потому что он живет в том мире, где должно быть гораздо всего больше, и ему, естественно, по его статусу этого не хватает, и он каждый раз думает о том, чтобы заработать и приобрести всё больше и больше, – и тем самым удаляется от истинной жизни – от Бога, где ценности, слава, земные богатства не имеют никакой душеспасительной силы. Объятые духовной тьмой не могут служить истинному своему господину – Богу, ибо становятся рабами маммоны (по-арамейски «богатство»).

Ибо Господь говорит: «Посмотрите на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» И Соломон, – обращаясь к народу, говорит Иисус – (который в народе звался Премудрый), сын царя Давида был богатейшим человеком, но и он не мог так одеваться, как полевые лилии; но если полевые лилии, украшающие поля, – сегодня растут, а завтра могут быть сорваны и брошены в огонь, то неужели Отец Небесный нас оставит, маловеры! Отсюда научаемся, что не должно заботиться об украшении, как это свойственно тленным цветам, и что всякий, украшающий себя, уподобляется траве. Все, погрязшие в заботах – маловерны: если бы имели совершенную веру в Бога, то не заботились так напряженно.

И не заботьтесь: «что нам есть, или пить? и во что одеваться? Душа не больше ли пищи, и тело одежды?, потому что всего этого ищут язычники». Мы же должны всегда уповать на Бога, и заботы должны быть проникнуты духом надежды на Отца Небесного, потому что Отец наш Небесный знает, в чем мы имеем нужду. Фарисеи в погоне за материальными благами, не знали, что такое жить верою. Иисус говорил им и нам говорит, чтобы не заботились ни о чем, потому что тело и душа человека, сотворенные Богом – являются объектом Его забот.

Неустанно заботиться о земных вещах свойственно язычникам, и если мы пригвождаем память, действия к земному, то и сердце и душа наша будет заполнено этим временным и земным, а если сердце наше заботится о вещах духовных и ищет прежде Царствия Божия и правды Его, то все остальное приложится нам.

Если в своей жизни ставить целью жить так, как учит нас Бог, жить по правде и жизнь свою сопоставляя с этой правдой, то мы даём возможность Господу о нас заботиться, потому что всецело – и умом, и сердцем, и поступками отдаёмся на Его попечение. Бог же в свое время будет посылать все необходимое для жизни, и поступая так, будем изо дня в день жить жизнью веры. Царство Божие есть вкушение благ. Оно дается за жизнь по правде. Итак, кто ищет духовного, тому по щедрости Божией прилагается и телесное.

Поэтому Господь и говорит: «прежде ищите Царствия Божия и правды Его, и все это приложится вам».

Аминь.

       

По совершении Божественной литургии протоиерей Димитрий Осяк обратился к молящимся с напутственными словами на предстоящую неделю:

Всех вас сохрани, Господи, на многая и благая лета. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн, с воскресным днем.

Напоминаю, что сегодня вечернее богослужение с чтением акафиста в 16.00, на неделе служба: во вторник вечерня в 16:00, в среду – 8:00 – начало Божественной литургии. В среду память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца, а также память святителя Михаила, первого митрополита Киевского.

В пятницу в 9:00 молебен водосвятный с чтением акафиста иконы Божией Матери «Умиление», в пятницу вечерня в 16:00, в субботу – 8:00 – начало Божественной литургии. В субботу вечерня в 16:00, и в воскресение – 8:00 – начало Божественной литургии.

Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение.

 

 

 













Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 18 зач., VI, 22-33.

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;

23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, - тьма, то какова же тьма?

24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело - одежды?

26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.