Воскресная проповедь 13.08.2017 Печать

13 августа 2017 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (об исцелении бесноватого отрока, Мф 17:14-23):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

«Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни», – так говорит пророк (См. Ис 53:4). И в свидетельство этих пророческих слов, евангельская весть благовествует, – некий человек приступил к Иисусу, поклонился Ему и сказал: «Помилуй и помоги нам, Господи! Я имею сына, который тяжко страдает, а особенно степень его болезни проявляется во время полнолуния. Иногда он бежит и бросается в воду, а иногда в огонь; но, если что можешь, будь милостив к нам, помоги нам». Он, отец единственного сына, одержимого бесом и страдающего ужасными припадками говорил, что приводил несчастного страдальца к ученикам, чтобы они изгнали из него злого духа, но неудача их послужила только поводом к насмешкам со стороны книжников. Все это крайне огорчило Спасителя, Он кротко произнес: «о, роде неверный и развращенный! Пока Я с вами? Дотоле буду терпеть вас?»

Спаситель сказал негодующий возглас, относящийся ко всем – любопытной толпе, злобящим книжникам, к полуверующим и колеблющимся ученикам. «Приведите его ко Мне сюда», – сказал Спаситель.

И когда привели одержимого лунатика, бес, находящийся в нем, стряс его, и он упал на землю перед стопами Иисуса, проявляя самую ужасную и сильную форму припадочного сумасшествия. Коснувшись бесноватого, Христос запретил бесу досаждать отроку, и бес вышел из его. И отрок исцелился в тот час.

Когда ученики были одни, они спросили Его: «Учитель, почему мы не смогли изгнать беса?» – ведь Спаситель наделил их властью изгонять бесов, исцелять и врачевать немощи людские, и этой властью именем Его пользовались иногда даже люди, которые не были Его ближайшими учениками.

Для того, чтобы преподать им два великих наставления, Он ответил: «за неверствие ваше; если будете иметь веру хотя бы с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас», – говорит Спаситель. Обращает их внимание на виды столь сильного и застарелого духовного, физического и нравственного зла, что с ним можно бороться только молитвой, соединенной с тем самоограничением и самоотвержением, самая действенная и сильная форма которого есть пост.

Исходя из всего сказанного, можно понять, что есть особый род бесовский, который пагубно действует на человека в том случае, если человек ведёт беспорядочный образ жизни: ни в чём себя не ограничивая, и даже не ущемляя себя в чрезмерном употреблении пищи и пития. И тогда враг рода человеческого, дух злобы имеет силу над человеком; искушая, подавляет его свободную волю, и творит над ним невообразимое.

Чтобы такого ужасного состояния не случалось с нами, Господь напоминает нам: необходима борьба, которая заключается через молитву и пост.

Если молитва без поста, – в праздности, в пьянстве, проходит в увеселение – то вряд ли такая молитва будет приятна и услышана Богом. Молитва, которая сопровождается воздержанием, будет приятна Богу и нам послужит вспоможением от искушений и всяких наветов и козней дьявольских.

Спаситель, сказав назидательные слова о посте и молитве, двинулся в обратный путь к западу от Иордана, в верхнюю Галилею. Но целью Его было уже не поучать народ, который находился возле Него, но Господь продолжил другую более существенную часть Своего дела, заранее говорит им о страданиях, чтобы не подумали, что Он против воли страдает, а вместе с тем для того, чтобы они приучились и не смутились неожиданным событием, когда оно наступит. Однако к прискорбному присоединяет и радостное:

 «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет».

Аминь.

 

 








Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи. Ангела Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Всех вас с воскресным днём. Вечернее богослужение – в 16:00, и завтра – 8:00 – начало Божественной литургии. Завтра праздник особый – изнесение честных древ Животворящего Креста Господня.

В Константинополе по причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Такой обычай утвердился и в Русской Православной Церкви – (завтра по-старому 1-ое августа). Наши отцы и матери в предыдущие века – в связи с тем, что на летнее жаркое время года приходились разные болезни и эпидемии, износили Крест Господень. Даже сейчас слышим, что в Турции вспышка эпидемии (я не знаю, насколько это правда, но, тем не менее, в новостях об этом говорят). И поэтому было определено полагать Животворящий Крест Господень в церкви, на святой Трапезе. Но перед этим народ Божий со священнослужителем обносил Крест вокруг своего села, хутора, города, района… Я надеюсь, что доживём до того времени, когда будет возможность взять Животворящий Крест Господень и обнести вокруг всего Первомайского района – чтобы жители района поучаствовали в этом крестном ходе с молитвою и просьбою к Богу, чтобы Животворящий Крест Которого защитил нас, наших детей, внуков от этой эпидемии, всяких болезней, печали и воздыхания.

Завтра в 8:00 начало Божественной литургии и по окончании Божественной литургии крестный ход, – не вокруг храма, а вокруг нашего парка.

На неделе: в пятницу в 9:00 начало молебна с чтением акафиста Божией Матери, в пятницу вечерня в 16:00 – Всенощное бдение с освящению пятью хлебов, в субботу – 8:00 – начало Божественной литургии, и по окончании Божественной литургии освящение плодов.

Затем в субботу вечерня в 16:00, и в воскресение – 8:00 – начало Божественной литургии.

Сегодня заговенье на Успенский пост. Сегодня вкушаем всё, – завтра будет скорбно и больно смотреть на то скоромное, что осталось. Пост строг; предлагает не вкушать мясные, молочные и даже рыбные продукты. Рыбу вкушаем один раз в этом посту – на великий праздник – Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, который припадает на субботу 19 августа.

Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение.


Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 72 зач., XVII, 14-23.

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,

23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.