Воскресная проповедь 20.08.2017 Печать

20 августа 2017 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии возглавил настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. По прочтении за богослужением отрывка из Евангелия, полагавшегося к чтению в сегодняшний день (притча о немилосердном должнике, Мф 18:23-35), батюшка обратился к молящимся с проповедью:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

В беседе с учениками Христос предпочтительно дал ответ на вопрос, заданный Петром: «сколько  раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» Спаситель ответил: «Я тебе не говорю: до семи, но до семи раз по семьдесят» (См. Мф 18:21-22). Но и это число сказано образно, без каких-либо ограничений. Справедливо отметить, что точный счет не имеет важного значения. Как видно из последующей притчи, Спаситель хотел указать только, что мы должны прощать братьям личные оскорбления неограниченное число раз. И чтобы ученики усвоили Его наставления (среди них было и немало слушающих из народа), Спаситель привёл им в пример назидательный рассказ: «Посему Царство Небесное подобно царю, – говорит Спаситель, – который решил разобраться со своими должниками; господин призывает к ответу первого должника». Сегодняшнее Евангелие говорит, что к государю был приведен некто, который был ему должен десять тысяч талантов. Это огромная сумма, миллионы рублей!

И так как должник не имел возможности отдать долг, то государь принял суровое решение: он сказал слугам: «Возьмите, продайте его, жену, детей, всё имущество, которое ему принадлежит, и заплатите долг».

Если сравнить время тысячелетней давности и нашего современного века, века технологий и модернизации, то здесь прослеживается связующая нить того времени и сегодняшнего дня – господин приказал слугам, а сегодня эту функцию выполняют коллекторы, они приходят к должникам и  забирают всё имущество.

Когда должник услышал строгий приговор, куда делась его спесь и гордость, – он приклонил голову (видимо, был человеком весьма состоятельным и немало уважаемым, и ему непристойно было кланяться до земли), он приклонил голову и произнес: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Он сказал это таким голосом скорби и отчаяния, что тронул сердце государя, и он, умилосердившись над ним, простил ему весь долг. Раб же тот, выйдя от государя, на пути встретил своего «клеврета», что означает «товарища», схватил его за шею и стал душить: «отдай мне сто динариев, что должен», - незначительная сумма денег. Если рассуждать логически, то тот, кому прощается большой долг, тем самым это обязывает его простить и другим небольшие долги.

И тогда клеврет не только наклонил голову, но как говорит Евангелие, упал на колени, схватился за его ноги и стал умолять передвинуть возврат долга на поздний срок: "потерпи на мне, и всё отдам тебе", верну до последней копейки". Но тот даже не стал его слушать, приказал слугам своим, чтобы посадили его в темницу, держать до тех пор, пока не погасит весь долг.

Товарищи его, видев произошедшее, огорчились и сжалились над клевретом, пришли к государю и рассказали всё бывшее, как нечестно поступили с ним. И тогда государь вызвал первого и сказал: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что упросил меня»; разве не подобало и тебе простить долг своему должнику?»

И государь сказал слугам своим: «Возьмите его и посадите в темницу и держите до тех пор, пока не отдаст всего долга до последней копейки».

И заканчивая Свою притчу, Господь, обращаясь ко всем, говорит: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему прегрешений его».

Аминь.

 

 








Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи, всех вас. Ангела Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, всех вас с воскресным днём и памятью святителя Митрофана, епископа Воронежского.

Сегодня вечернее богослужение с чтением акафиста епископу Митрофану Воронежскому в 16:00. На неделе: понедельник вечерня в 16:00, во вторник – 8:00 – начало Божественной литургии. Память апостола Матфия, Соловецких святых, мучеников Димитрия и других, которые в 730 году, во времена правления Льва Исаврянина, пострадали. По его приказу из храмов и домов стали выбрасывать святые иконы и уничтожать их, а не разделяющих его еретических заблуждений подвергали различным мучениям и даже убивали. Благочестивые христиане восстали против ереси, за что, находясь в узах и немало терпя нещадные побои, приняли мученический венец. Среди многих жителей Константинополя были и знатные почитатели икон, имена которых следующие: Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков, Алексий, Димитрий, Фока, Петр, Леонтий. 

В этот день вторника Божественная литургия совершается собором духовенства Восточного благочиния.

Затем служба в пятницу – в 9:00 водосвятный молебен, вечерня в 16:00, в субботу – 8:00 – начало Божественной литургии. Вечерня в субботу в 16:00, в воскресенье – 8:00 – начало Божественной литургии.

Я напоминаю, что Успенский пост продолжается, и у нас есть прекрасная возможность причащаться Святых Христовых Таин, соединяться с Господом через Евхаристию. Разве мы забыли, для чего Господь Бог предназначил нам здесь на земле странствовать, говорю словами пророка Давида: «Жизнь человека состоит из семидесяти лет, а если в силах – восемьдесят лет» (См. Пс 89:10), это время отпущено нам, чтобы научиться жить с Богом. Человек сотворен для богообщения и богопознания. Познать Бога – божественный призыв, обращенный к человеку, откликнуться на него – значит приобщиться к жизни Самого Бога. Священное Писание и святоотеческая традиция утверждают, что стремиться к единению с Богом, а значит и к богопознанию для человека так же естественно, как естественно оленю бежать к источнику воды (Пс. 41, 2), ибо только в силу своей причастности к Творцу, мы живем, и движемся, и существуем (Деян. 17, 28). Призыв сегодняшней притчи не учит нас, чтобы мы прощали должникам миллионы рублей – не на это нужно обращать свое внимание. Но вспомните, с каких слов начиналась евангельская весть? Пётр задал вопрос: «Неужели своего обидчика я должен прощать до семи раз?» А Спаситель сказал: «Семь раз по семьдесят» – то есть мы должны находить в себе силы прощать, и тогда Отец наш Небесный и нам простит наши прегрешения. Поэтому прощать обиды не только тем, кого обидели, но должны простить и тех, кто опечалил и огорчил нас.

Причащаясь от Единой Чаши, от Единого Хлеба Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, мы получаем огромную возможность соединиться в единое тело с обоженным Телом Спасителя в Таинстве Евхаристии. Благодать преображает падшее естество, дарует человеку сверхприродные силы для восхождения «горе» (Догм. богосл. стр. 61). Ведь с собой в мир божественный ничего не возьмём, кроме гробовой доски и облачения, в которое облекают покойного (я часто напоминаю вам это), а также слёз близких и родных – жизнь человеческая исчисляется не днями и годами, а добрыми делами и полезными трудами. И по-прежнему мы имеем некоторую способность творить добро и раскаиваться в зле.

Спаситель сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем. И сие творите в Мое воспоминание» (См. Ин 6:56, Лк 22:19). Господь ежедневно взывает: примите, ядите ... пийте от нея вси... (Мф. 26, 26-27) и нет ядущих и пиющих!» (Иоанн Кронштадский).

Об этом говорили многие богобоязненные и боголюбивые мужи церковные, которых невозможно сосчитать. Можно сравнить только с небом. В ясное ночное время суток на небосводе видны звезды, которых невозможно пересчитать. Невозможно пересчитать всех людей, которые жили на земле с верой в Бога.

Илья пророк возревновал о Господе Боге, сказал: «один я остался. Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечем», но Господь Бог открыл ему, что «семь тысяч человек не преклонили колени и не поклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (См. 3 Цар 19:10-18).

Вспомните слова Библии, - Господь явился Аврааму у дуба мамрийского, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. И сказал Господь, утаю ли Я от Авраама, что хочу делать, и сказал Господь:  «Вопль Содомский и Гоморрский велик, и грех их тяжел весьма; И обратились мужи оттуда и пошли в Содом». Авраам еще стоял перед лицом Господа и сказал: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивыми, может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь весь город и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников?» Господь сказал: «если найдется пятьдесят праведников, то Я пощажу весь город и место сие ради них». И так дошло до того, что Авраам уменьшил число до десяти, но и десяти праведников не нашлось в этом многомиллионном городе (См. Быт гл. 18-19).

Исходя из этого, думаю, много людей верующих и праведных в городе Ростове-на-Дону, и благодаря таким людям, их заслугами пользуются другие, которые далеки от Бога и Божественной Евхаристии.

Дорогие братья и сестры, прежде всего желаю сказать вам человеческое спасибо и низкий поклон, а по-христиански – «Спаси Господи!» за добро и поддержку, которые вы оказываете в реконструкции Кафедрального собора. Владыка митрополит 10 августа совершая Божественную литургию в храме «Умиление» благословил меня лично посетить Кафедральный собор и осмотреть строительство. Нас особо радуют слова, которые сказал митрополит Меркурий, – в 2018 году Кафедральный собор вновь будет освящён и в обновленном и освященном соборе вновь затеплится Литургическая жизнь. Поэтому, в том числе и нашими усилиями, Кафедральный собор на пороге завершения реконструкции. Собор десятки лет нуждался в капитальном ремонте, и благодаря огромным усилиям и правильным решением митрополита Меркурия реконструкция в стадии ее завершения.

 

Владимир Николаевич Саввич, руководитель Социального отдела Восточного благочиния г. Ростова-на-Дону:

«Дорогие братья и сестры, перед началом учебного года у нас проходит акция «Соберём ребенка в школу». Мы собираем школьные принадлежности, канцтовары и денежные средства, на которые приобретём канцтовары и раздадим их детям, тем, которые в этом нуждаются. Поэтому я вас прошу, особенно тех, у кого есть детки, пожалуйста, пожертвуйте и помогите тем, кому это всё недоступно. Спаси Господи».

 

 

 













Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 77 зач., XVIII, 23-35.

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов [1];

25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.