Воскресная проповедь 26.11.2017 Печать

26 ноября 2017 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери "Умиление" протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (притча о милосердном самарянине, Лк 10:25-37):

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

После того, как Спаситель наделил учеников Своих великим даром власти над нечистыми духами, и силу врачевать всякую болезнь и немощь в людях, и проповедовать по всей Палестине и Десятиградию, то по исполнении своей миссии в радостном возвращении они сказали: «Учитель! даже бесы повинуются нам».

Услышав восторженные слова Своих учеников, Иисус сказал: «Вы радуйтесь не о том, что бесы вам повинуются, а радуйтесь о том, что имена ваши написаны на небесах».

В тот час возрадовался духом Иисус и вознёс молитву Богу, сказав: «Благодарю Тебя, Отче, что тайну мира сего сокрыл от разумных и открыл младенцам. Ибо таково было Твое благоволение!» (См. Лк 10:1-21). Люди, последовавшие за Иисусом, не принадлежали к высшим слоям общества, они не были особо мудрыми и разумными. Но скорее были подобны малым детям, каковым и открывается доступ в Царство. Благая воля Бога в отношении них была в том, чтобы Сын открыл им тайну о Себе и Отце. Они жили в прекрасное время, в которое мечтали бы жить многие ветхозаветные пророки и цари, чтобы увидеть то, что видели они.

Тем временем уже собралось множество народу, находящегося возле Христа, и вот некоторый законник – человек, хорошо знающий Священное Писание Ветхого Завета и  специально изучающий Тору, знающий, где и в каком месте нужно сделать поклон, как выполнить тот или иной обрядовый шаг, который предписывал устав Ветхозаветной церкви. Строго следовали предписаниям преданий, но душой и сердцем далеко отстояли от Бога. В религиозной жизни законники были формалистами, довольствуясь мелочным соблюдением всех внешних правил, ограничиваясь одной лишь обрядностью чисто внешнего характера.

Искушая Спасителя, законник, в котором пылал ненасытный дух казуистики и препирательства, обратился с вопросом: «Учитель! что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?»

В ответ Спаситель задал ему встречный вопрос, так говорит сегодняшнее Евангелие: «в законе что написано? как читаешь?»

Он отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею, всей крепостью твоею, и мыслию твоею, и ближнего своего, как сам себя».

Спаситель ответил: «правильно ты сказал; так поступай, и будешь жить».

Законника не удовлетворил ответ Великого Проповедника и Учителя: неужели так просто, так легко? всего-то любить ближнего… – подумал он. Тогда-то, «оправдывая себя», законник ставит другой вопрос, как бы намекая, что в ответе, известном Иисусу и ему самому, есть нечто не объясненное до конца. «А кто мой ближний?» – спрашивает он.

Чтобы достучаться до сердца законника и подобных ему, Спаситель говорит (притчу из жизни тогдашнего времени), приводит пример, говоря: «Из Иерусалима в Иерихон некий человек имел нужду отправиться в путешествие», расстояние от Иерусалима до Иерихона составляет примерно около тридцати километров. В те времена это была опасная дорога, так как в извилистых петлях ее прятались разбойники, нападавшие на путников. Во время путешествия путник из Иерусалима попался в руки тех самых грабителей, которые обокрали его, раздели, нещадно избили, и едва живого, под палящим солнцем бросили умирать. Этим путем случайно проходил священник. Он посмотрел на раненого человека, опечалился, – казалось бы, что именно он должен являть любовь к людям и тем более к пострадавшему, но прошел мимо. Вероятно, страха ради, он сам боялся подвергнуться участи ограбленного. Затем левит шел той дорогой, и неожиданно для себя наткнулся на полумертвого лежачего человека. Не оказав никакой помощи несчастному, также прошел мимо. Самарянин двигался по той дороге на своём осле, и когда увидел лежащего в придорожной пыли едва живого иудея, слез со своей скотины, сжалился над ним, оказав ему первую и крайне необходимую помощь. Всё, что было под рукой самарянина, это вино и оливковое масло. Вином он омыл ему раны (в то время вино служило ещё и лекарственным средством), обеззаразил открытые участки ткани, чтобы в нее не попала инфекция. Затем обработал оливковым маслом раны для их скорейшего заживления.  Нашел какую-то материю и обвязал ей страдальцу все больные участки тела, посадил на своего осла и двинулся к ближайшей гостинице.

Утром, самарянин, обращаясь к хозяину этого лечебного заведения (караван-сарая), передал ему два динария, со словами: всё, что нужно, сделайте человеку тому; если этого не хватит, то на обратном пути все издержки оплачу.

Заканчивая притчу, Спаситель пожелал услышать лично от вопрошающего Его законника, сказал: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?»

Из истории мы знаем, что иудеи с самарянами не общались, так как имели взаимную вражду. Иудеи самарян считали полу-сектантами, так как они были наполовину иудеи и наполовину язычники. Их столицей считалась Самария, которая происходит от названия последней столицы Израильского царства, образовавшегося после смерти царя Соломона в результате распада единого Израильского государства на два самостоятельных царства: Израильское (Северное) и Иудейское (Южное). Так административное разделение единокровного еврейского народа усугубилось религиозным расколом.

Самаряне признавали Пятикнижие Моисея за Священное Писание, но центральный вопрос разногласия касался того, где должно поклоняться Богу. Для того, чтобы его подданные не посещали Иерусалимский храм, первый правитель Северного царства Иеровоам установил в двух городах, Дане и Вефиле, по золотому тельцу, устроил капище, незаконно поставил священников, ввёл богопротивные ритуалы и приобщил своих подданных к язычеству. Впоследствии самаряне поклонялись на горе Гаризим и их учение далеко отстояло от официального иудаизма, и много существовало других различий в вере. У колодца Иакова близ самарийского города Сихарь Спаситель попросил у самарянки пить, на что она ответила Ему: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (См. Ин 4:1-9).

Этим Евангельским свидетельством хочу показать, что между иудеями и самарянами было недоверие и религиозная вражда. Женщина самарянка не хотела даже подать Спасителю кружку студеной воды из колодца, проявляя агрессию к Нему, а в Его лице ко всем иудеям. Евангельское учение о самарянах и есть учение об отношении Христа к сектантам (еретикам). Ни в коей мере не уступая им первенство веры, Сын Божий, однако, часто ставит их в пример самим правоверным и выстраивает миссионерскую работу с ними с позиции внимательного и даже любвеобильного отношения к ним самим.

Приведу еще пример из нашей сегодняшней жизни. Скажем, идём на богослужение, но дорога скользкая и выпал снег, поскользнувшись, упали, ударились спиной, нам тяжело самостоятельно встать на ноги. Вдруг прохожий подает нам руку помощи, а он мусульманин, но по доброте своей говорит: «Держись за мою руку, я подниму тебя», – мы что, не подадим ему руки? Или скажем ему: «Нет, ты мусульманин, не будем тебя касаться? Я жду православного христианина с крестом на груди, а может с табличкой на шее, вот только ему подам руку» – ну конечно же, мы этого не сделаем. Находясь в беде, будем рады любой помощи от любого человека. Тот, кто окажет нам непосредственную помощь, и будет нам ближний – разве не так?..

Законник не сказал, не подтвердил первоначальные слова Спасителя в притче о милосердном самарянине, который оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников. Первый проходящий и второй прошли мимо умирающего человека, не оказав никакой помощи. Поэтому законник, не желая назвать прямолинейно – что именно самарянин оказался ближним, и для того, чтобы перед другими слушателями не возвысить добрый поступок иноверца, сказал: «оказавший ему милость».

Спаситель, закачивая притчу, сказал ему: «иди, и ты поступай так же».

Аминь.

 









Проповедь по совершении Божественной литургии

Всех вас сохрани, Господи, на многая и благая лета. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, с воскресным днём и напоминаю, что сегодня вечернее богослужение в 16:00 и завтра память апостола Филиппа и заговенье на Филиппов (Рождественский) пост. Завтра – 8:00 – начало Божественной литургии.

Хотел бы призвать вас к душевному спокойствию и без всякого напряжения, к такому состоянию души, которое называется время радости, время возвращения домой. Вступая в дни Рождественского поста мы не должны иметь печаль на душе, тяжесть и скорбь наступившего поста, ведь промежуток скоромных дней между Успенским и Рождественским постом был весьма значителен. Я думаю, что нам необходимо отдохнуть от пресыщения скоромными продуктами, потому что, употребляя их в большом количестве, как говорит Иисус, сын Сирахов: «Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкою на своем ложе. Здоровый сон бывает при умеренности желудка: встал рано, и душа его с ним; страдание бессонницею и холера и резь в животе бывают у человека ненасытного. Если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни» (Сир. глава 31, 21-24).

За время Филиппова-Рождественского поста необходимо подготовить себя к встречи с Рождённым Богомладенцем в чистоте сердечней, в телесном преображении, ведь пост  не должен быть нам в тягость, пост это та необходимая составляющая, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить – со всем простором и глубиной, к которой мы призваны.

Поэтому труд нашего постного воздержания должен быть в чистоте и верности к Богу. И ежели Церковь предписывает нам воздержание от мясных, молочных продуктов, то пусть это послужит добрым уроком и пользой спасению и здоровью. Сказано в Библии: «ибо не все полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена. Не пресыщайся всякою сластью и не бросайся на разные снеди, ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» (Сир. глава 37, 31-34).

Из вышеприведенных слов должны понимать, что Церковь нас не заставляет, а наставляет. Если кто-то скажет: «Я больной или больная, мне нужно есть» – да ешьте. Кто вас заставляет поститься? Но что вы Богу скажете, когда придёт время лицом к лицу с Ним встретиться? Будете Ему перечислять свои болезни, которыми вы были отягчены?..

Пост – это личный удел каждого. Я напоминаю, что пост ограничивает нас не только в исключении мясных и молочных продуктов, пост – это ограничение в пище. Иной думает, что «мяса сегодня и завтра есть не буду, но скушаю три булки хлеба за обедом, кастрюльку борща, картошки жареной две сковороды – я пощусь»! – дорогие мои, это не пост. Пост это тогда, когда вышли из-за стола с небольшим чувством голода. И всё это делается во имя Христа, и служит нам восстановлением духа же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.

Многие говорят «в посту похудеем», – конечно же, пост способствует похудению, но не это главная цель. У нас ведь не диета; а пост – это особый добровольный шаг, и делаем его от любви к Богу, по заповеди Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

Начиная со вторника мясных, молочных продуктов, а в среду и пятницу рыбу, мы не вкушаем, из рациона питания исключаем.

В пятницу в 9:00 – молебен водосвятный с чтением акафиста иконе Божией Матери «Умиление», вечерня в пятницу в 16:00, в субботу – 8:00 – начало Божественной литургии, вечерня в субботу 16:00, и в воскресение – 8:00 – начало Божественной литургии.

Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.

 















Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 53 зач., X, 25-37.

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.