Воскресная проповедь. Неделя 4-я Великого поста. 18.03.2018 Печать

03DIM23-04-17-8

18 марта 2018 года. Неделя 4-я Великого поста. Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Мк, зач.40, 9:17-31,):

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

После Своего великого фаворского преображения Христос вместе с учениками сходит с горы. Когда-же сходили они с горы Спаситель повелевает трем ученикам, говоря: «Никому не рассказывайте о том, что видели и чему явились свидетелями, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк., 9:9). Иоанн, Иаков и Пётр между собою рассуждали: Что значит: воскреснуть из мертвых, в их сознании по-прежнему не укладывалась необходимая громадность жертвы за всех людей, за которых Ему надлежало вкусить. Они удержали это слово (соблюдая втайне это фаворское событие) и не смели ничего Ему говорить.Между тем они пришли к остальным ученикам, а там уже собралось много народу и книжники спорили с Его учениками. Спаситель спросил книжников: «О чём спорите с ними?» (Мк., 9:16) Некий человек из народа, выйдя из толпы сказал: «Учитель, я привёл к Тебе сына моего одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет». (Мк., 9:18). Сын мой сильно страдает, а особенно такое обострение проявляется в полнолуние. Говорил я твоим ученикам, что бы они изгнали его, а они оказались бессильными нам помочь.

Отвечая ему, Спаситель сказал: «О род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне» (Мк., 9:19). И тотчас отец привёл сына к Учителю, и как только сын увидел Спасителя, дух стряс его, он упал на землю и валялся, заскрежетал зубами, и пена потекла из его уст. Физиологическое состояние этого отрока является признаком эпилептического припадка того времени. Евангелист Марк показывает, что отрок не выносит мира добра, всякое соприкосновение с Богом порождает в нем злобу, доходящую до бешенства. Спаситель не спешит исцелять немого отрока. Он задаёт отцу вопрос, с тем что бы укрепить в нём веру и показать, что лукавый и злой дух поразивший отдельные органы (слух, речь), мучая одержимого сына, прикрывается неповинной луной. Диавол, вселившись в юношу, коварным образом проявлял свою бесовскую силу в новолуния и внезапно.

Отец болящего был немощен в вере, винил учеников, что они не могли исцелить его сына, поэтому Иисус показывает, что дело не в его способности или неспособности, а в способности отца веровать, что Богу и невозможное (на человеческий взгляд) все возможно. Мы знаем, что язычники поклонялись солнцу и луне, но что есть солнце и луна? Лампа, которая светит нам днём и ночник, который светит нам ночью, творение «рук» Божиих и поэтому их ни как нельзя обожествлять. Отец отрока рассказывает Спасителю, что его сын страдает с раннего детства, дух бросается его в огонь и в воду, но если что можешь, сжалься над нами, помоги нам. И в этой мольбе звучала скорее надежда, нежели вера. Спаситель отвечает на отчаянные слова родителя отрока: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк., 9:23). Тотчас отец отрока со слезами воскликнул: «Верую Господи! помоги моему неверию»(Мк., 9:24). Пока происходила беседа Христа с отцом отрока, к тому временем уже собралось множество народу, который сбегался отовсюду. Спаситель запретил духу нечистому, сказав ему: «дух немой и глухой! повелеваю тебе, выйди из него и никогда больше не входи в него». И воскликнул, закружился одержимый, дух сильно стряс его, вышел. Многие присутствующие видели, что отрок сделался как мертвый, да так что многие говорили: «он умер». Но не может умереть тот, кто находится рядом с Тем, кто есть Истинно дающий жизнь. Все, что существует, все, что живет, по убеждениям христиан и по опыту любой развитой религиозно-философской мысли, существует и живет в силу своей причастности к Богу (Инцик., стр. 134). Спаситель наклонившись, взял его за руку и поднял его.

Освободившийся от духа зла внутренне порывает с миром зла, порывает со всеми его губительными устремлениями. Господь показывает, что освободившемуся от духа зла, с помощью Христовой руки, с помощью Божественной силы душа, которая только что валявшаяся на земле, поднимается и встает. Как вошел Христос с учениками в дом, они наедине спросили Его: «Учитель, почему же мы не смогли изгнать его»(Мк., 9:28). Возможно ученики боялись, не лишились ли они благодати, данной им от Господа, и не потому ли не смогли изгнать беса, исцелить отрока. И Христос сказал им: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста»(Мк., 9:29). Следовательно вот истинный, указанный Христом, путь лечения больных: вера, молитва и пост. Этими словами Иисус также узаконивает пост для христианина, подвиг успешной борьбы с грехом и злом. Выйдя от туда (возможно, из какого-то места близ Кесарии Филипповой) направляясь в Капернаум, Он повторяет ранее сказанные им слова: «Сын Человеческий будет предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Мк., 9:31). Сказав прискорбное слово, что «убьют Его», присовокупляет и радостное, - «В третий день воскреснет».

Аминь.