Воскресная проповедь. Неделя 5-я Великого поста. 25.03.2018 Печать

25 марта 2018 года. Неделя 5-я Великого поста.

Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день ( Мк., 10, 32:45):

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Наступало время добровольных крестных страданий. Находясь в пути и подозвав учеников, Иисус сказал: «Мы восходим в Иерусалим и Сын Человеческий будет предан первосвященникам и книжникам. И осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и даже оплюют Его, и убьют Его; И в третий день воскреснет» (Мк.,10:34).

Спаситель предсказывает Своим ученикам о предстоящих событиях с тем, чтобы укрепить их дух и чтобы они не были поражены внезапностью этого момента. Вместе с тем они должны знать, что Он страдает по Своей воле. Все, что говорит Спаситель ученикам, как бы прискорбно это не звучало, Он утешает и воодушевляет их тем, что «в третий день воскреснет».

Негодовали и ужасались ученики Его. Находясь в печали, и не совсем понимая о грядущих событиях, и что может случиться или произойти, - думали они. Вокруг Спасителя царила другая атмосфера, народ ликовал, молва бежала впереди Него. Буквально вся окрестность Иерусалима пришла в движение после чуда в Вифании. Через несколько часов народ с восторгом будет приветствовать Его: «Осанна в вышних, благословен грядущий во имя Господне»(Мк., 11:9). Образ Спасителя в глазах полуязыческой Галилеи, все более сливался с образом национального вождя. Одним словом, обстановка в народе как казалось Его ученикам была совершенно дружелюбная и то, что говорил Спаситель, тяжело было для понимания. Тогда «они еще не знали, что в лице Иисуса Сам Творец явился в мир искупить древний грех человечества» (протоиерей Александр Мень).

Двое из учеников сыновья Заведея Иаков и Иоанн, сказали: «Учитель, разреши нам у Тебя что-то просить, чтобы Ты сделал нам» (Мк.,10:36). И Он отвечает: «Что хотите, чтобы Я сделал вам. Позволь нам одному сесть по правую, а другому по левую стороны от Тебя в славе Твоей». Спаситель ответил им: «Вы не понимаете, что просите. Разве сможете пить чашу, которую Я пью и креститься крещением, которым Я крещусь?» Они отвечали Ему: «можем Учитель». И сказал Он им в ответ: «Чашу, которую я пью, будете пить и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано».

Христос говорит, что сесть по правую и по левую сторону Бога Отца, такая почесть уготована только подвизающимся. Но придти в такое состояние можно только через любовь к Богу, через исполнение Его заповедей. Некто из народа обратился к Нему: «Матерь Твоя и братья Твои стоят вне и не могут пройти в дом». Спаситель в ответ произнес: «Кто матерь моя? И кто братья мой? Только тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот Мне и матерь и брат и сестра» (Мф., 12:46).

В сегодняшнем Евангелие Спаситель напоминает: Кому уготовано Царство Небесное? Уготовано тем, кто со смирением несёт крест свой, а также ведет праведный образ жизни, относится с любовью к ближнему своему. Все евангельские заповеди блаженств говорят именно о внутреннем устроении сердца, а не о внешнем распорядке действия.

Но некоторые стали негодовать на Иакова и Иоанна за то, что они пытались получить преимущество перед остальными. Бывает и в нашей жизни подобные случаи, когда сильный обижает слабого, а богатый притесняет бедного. Верующий во Христа должен поступать подобно Христу. Из доброго сердца христианина, из одного человеческого сердечного поступка, из нескольких утешительных слов или пожеланий добра, может вырасти безграничная любовь к людям и Богу.

Спаситель подозвал их и сказал: «Князей, которых избирает народ, они господствуют над ними. И вельможи их владеют ими» (Мк.,10:42). Но между вами не должно так быть. Кто из вас хочет быть старшим, пусть пожертвует собой и будет вам слугой. Или кто из вас хочет быть первым, то пусть будет всем рабом. Христос обращает их внимание на то, чем создается истинное величие и показывает, что ученик Христов призван служить не собственным интересам, но другим людям, причем добровольно и жертвенно.

Потому и Сын Человеческий пришёл в мир не для того чтобы мир служил Ему, но для того, чтобы послужить миру и не просто послужить, а жизнь свою отдать за искупление многих. Предложил Свое тело как врач, который в Себе и через Себя исцеляет природу человеческую и дает дар бессмертия, которую Он в себе имеет.

Аминь.