Воскресная проповедь. Неделя 4-я по Пасхе. 29 апреля 2018 года Печать

 

 117.06IMG 20180617 100332.1  

29 апреля 2018 года. Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном.

Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Ин.,5 - 1:15)

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16)

Удивительное евангельское повествование сегодняшнего чтения сообщает апостол и евангелист Иоанн Богослов. Он свидетельствует о чудесном исцелении Господом человека находящегося у так называемых овечьих ворот. Неподалёку от Сионской горы и северной стены Иерусалима был пруд или бассейн, который имел пять крытых ходов. Эти знаменитые ворота и сама купальня, называлась по-еврейски - Вифезда, что значит «дом милосердия» или милости Божией. Построенная во времена Соломона купальня с крытыми ходами или галереями, служила для удобства многочисленным больным и славилась чудом исцеления, вследствие того что там происходило возмущение воды, которое периодически повторялось 3-4 раза в месяц или чаще.

В купальню по временам сходил Ангел Господень и возмущал воду, предавая ей чудодейственную силу. И первый больной, не важно какой одержим был болезнью, но только тот, кто первым по возмущении оной входил в купель; по-видимому, вода короткое время имела целебное свойство, тотчас выздоравливал.

В связи с этим к целебному источнику тянулось множество людей; хромых, слепых, иссохших и больных великое множество. Для их удобства были расставлены специальные портики и они расслабленные, ожидая минуты того самого момента, когда произойдёт возмущение воды и именно он, первым сможет опуститься в водоем, получить исцеление от своего тяжкого недуга.

Иисус пришёл в Иерусалим, в это самое водное место и усмотрел среди прочих страдальцев человека тридцати восьми лет лежащего в расслаблении! Он сжалился над ним и сказал: «Хочешь ли быть здоров?» (Ин.,5 - 7:8). Болящий ответил: Да Господин, но я не имею человека, который бы мне помог, опустил меня в купальню когда возмущается вода (по видимому страдалец видел много раз чудо схождения ангела), но другой сходит в воду прежде меня, а я не успеваю.

Удивительные подробности поведал страдалец о чуде в Иерусалимской купальне. Но у Овечьих ворот купальня служила тем, что прогонялись жертвенные животные, и именно в пруду омывали внутренности, а затем животных приносили в жертву, по этому то и называется: «Овчая купель». То есть очищали и омывали внутреннее состояние животных перед приношением, как и нашему внутреннему состоянию: душе, сердцу, разуму, - требуется духовное очищение. Не вода подавала исцеление, если бы дело было в воде, каждому можно было бы окунаться и получать долгожданное здоровье. Но в определённое для неба время ангел Господень сходил в воду и возмущал её, для того чтобы все видели присутствие Божие и как только происходило это сверхъестественное чудо, болящий получал исцеление.

Иисус, обращаясь к расслабленному, сказал: «Встань, возьми постель свою и ходи» (Ин., 5:9). Спаситель произнес целительные и божественные слова и тотчас удалился, так что расслабленный не успел рассмотреть своего собеседника. Он подумал, что простой сердобольный совопросник поможет ему в долгожданный час возмущения воды, окунуться в живую целебную воду.

Разве мало человек проявляли милость к этим почти потерявшим надежду болящим страдальцам. Расслабленный даже не взглянул на спросившего, но вдруг подумал, что может быть это один из чутких и добрых путников хочет помочь ему первым попасть в воду, когда она возмутится опять. Христос произнёс слово таким тоном, которому нельзя было не повиноваться. Голос и повелительный тон, подобно электрическому току, пробежал по изможденным членам и разбитому организму ослабленному страданием целой жизни расслабленного параличом бедняка.

Как говорит Евангелист: «В тот же час к расслабленному вернулась сила». Это был день субботний, а он встал и поднял свою постель. Фарисеи и книжники, набожные иудеи, даже не заметили произошедшего на их глазах чуда. Формализм и равнодушие, педантическая мелочность и полное безверие родственны между собою и всегда уживаются рядом. Тоже было и с иудейством во дни Христа. Они смотрели на расслабленного с изумлением и негодованием. Сегодня суббота, не должно брать тебе постель, говорили они.

День субботы, был великим днем, однако когда совершалось обрезание человека, а обрезание было замечательным обрядом иудейской религии, совершалось на 8-й день от рождения младенца мужеского пола, и если приходилось на субботний день, совершалось и не сквернило субботу. Тем более, неужели милосердие и сострадание к расслабленному ниже субботы? Расслабленный же сказал: «я не знаю человека того, но Кто меня исцелил сказал счастливец, Он сказал мне взять постель и ходить». В каком же отношении правило субботы было нарушено тем, что человек, чудесно исцелившийся, хотел нести домой простую постель, в которой может быть заключалось почти все его достояние?

Прошло совершенно немного времени и Иисус, находясь в Иерусалимском храме, встретил расслабленного, который вероятно пришел в храм воздать благодарение Богу за неожиданное и чудесное обновление своей безотрадной жизни. Спаситель обратился к нему с простым, но важным предостережение: «не греши больше, что бы не случилось с тобой чего хуже».

Расслабленный услышал знакомый голос, до ныне говоривший ему: «Встань, возьми постель свою и ходи», и в порыве радости объявляет иудея: «Человек, который исцелил его, находится здесь и имя Ему Иисус». Вероятнее всего надо полагать, что страдалец объявил о Христе в радости и простоте сердца, думая, что иудеи поспешат признать во Христе истинного пророка. Ему не могли быть известны враждебные отношения, в каких иудеи стояли к Иисусу. Результатом открытия имени Целителя, было усиление вражды к Господу со стороны иудеев, они искали основания и враждебно помышляли умертвить Его.

Аминь.