Воскресная проповедь. Неделя 6-я по Пасхе. 13 мая 2018 года. Печать

24.06.18IMG 20180624 1015131

13 мая 2018 года. Неделя 6-я по Пасхе. О слепом.

Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк.

Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Ин.9, 1-38)

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16)

Об этом великом евангельском чуде, и при том весьма обстоятельно с неподражаемой живописностью повествует апостол евангелист и Иоанн богослов. Набожные иудеи с детства воспитывались во взглядах, по которым каждое страдание, несчастье или болезнь, было необходимым и прямым следствием соответствующей греховной жизни.


Проходя из храма, после сделанного на Иисуса покушения, заметили сидящего у дороги и просящего милостыню слепого, о котором известно, что он — от рождения слепой, и ученики не знали как это обстоятельство объяснить себе и поэтому спросили Спасителя: «Равви кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2)

21slepoy-624x423

Не грехи его родителей, не грехи этого самого человека не были причиной великого несчастья, но по средствам этого несчастья дела Божие явятся на нем. Конечно это не значит, что он родился чтобы стать оружием Славы Божией. Господь сообщает: «Пока Я в мире, Я есть свет миру. Когда наступит ночь, никто не может делать». Сказав это, Он плюнул на землю и сделал брение из плюновения, проще говоря из пыли и слюны сотворил целительную мазь. Этой дорожной мазью помазал ему очи и сказал: «Пойди, умойся в купальне Силоам». И слепец побуждаем желанием воспользоваться всяким средством для излечения своей болезни, без замедления исполняет указание Христа, поспешил в купальню умыться и прозрел.

Удивительные вещие чудеса произошли на глазах многих жителей Иерусалима и соседних городов того времени. Удивительно еще и то, что Иисус совершал эти действия с выразительным намерением показать народу нравственные уроки из событий субботнего дня, которые все же повлекли за собою важные последствия. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это страдалец, который находясь у ворот храма заявляя о своем жалком положении, и тем самым выпрашивал милостыню. Но он говорил: «Это я». Они спрашивали у него:«как открылись у тебя глаза?» «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне,пойди в купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел».

Иудеи терялись от изумления и по нескольку раз заставляли его рассказывать историю своего исцеления. А также они были пропитаны крайней мелочность, что необычайное чудо милосердия пробуждало в них меньше изумления и благодарности, чем негодование за нарушение суеверного почитания субботы. Вследствие этого, взяв бывшего слепца за руки, повели на совещание к фарисеям. В субботний день, как известно раввины запрещали вообще работать. Под страхом смерти должны были оставлять всякий труд, строгость субботнего покоя простиралась даже до запрещения разводить огонь для приготовления пищи.

После плена Вавилонского, понятие о покое субботнего дня было извращено. По мнению фарисеев, нарушителем субботнего покоя был тот, кто оказывал бы в этот день пособие больному, а также запрещалось мазать брением даже один из своих глаз. Фарисеи между собой имели спор: «Этот человек не хранит субботы, а значит не от Бога» (Ин. 9:16). Другие говорили: «Как же не от Бога? Когда такие чудеса творит». Иные отвечали на это: «Если мы признаём факт, чудесного исцеления слепца, значит тогда мы свидетельствуем об этом совершившемся чуде, а допустить чудо значит признать факт, что совершивший его не может быть преступником, каким стараются представить Его первые». Затем, став совершенно в тупик, они спросили исцеленного, что он сам думает о своем благодетеле; а тот не будучи посвящен в тайны их коварного замысла, с бесстрашной прямотой ответил - «это пророк» (Ин. 9:17).

И началась тяжба, привели отца и мать слепого от рождения и спросили их: «это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он видит?» (Ин. 9:19). Они сказали: «То что это наш сын, мы свидетельствуем и то, что он родился слепым, так же подтверждаем. Но как он исцелился? И кто вернул ему зрение? Он имеет возраст, у него спросите и пусть он сам о себе скажет». Теперь фарисей уже видели, с чем приходилось им иметь дело, и снова начали допрос. Расскажи нам, как вернулось к тебе зрение, - сказали они. Слепец был мужественнее своих родителей и со всей прямотой ответил им: «много раз говорил вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?» Они сказали ему в ответ: Мы ученики Моисея, потому что Бог разговаривал с ним, а этого человека мы не знаем, откуда он? Слепец ответил: «Вот это и удивительно, что вы не знаете откуда Он, а я знаю одно, я был слепым, а теперь вижу. От века не было такого чтобы кто отверз очи слепорождённому, но только тот кто Бога чтит и исполняет волю Его, того Бог послушает». Они же возроптали и сказали ему в ответ: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» (Ин. 9:34). Не в силах более сдержать взрыва своего негодования, они выгнали его вон из заседания.

Спаситель не оставил без внимания Своего первого исповедника, нашел его и спросил: «Веруешь ли ты в Сына Божия?» Слепец ответил: «А кто Он, чтобы мне веровать в Него?» Иисус улыбнувшись, сказал ему: «И видел ты Его, И говорит с тобою» (Ин. 9:37). Исцеленный воскликнул: «Верую Господи!» и поклонился Ему.

Аминь.