Воскресная проповедь. Неделя 3-я по Пятидесятнице. 17 июня 2018 года. Печать
24.06.18IMG 20180624 1015131

 

Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк.

Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Мф 6. 22:33,)

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16)

Обращаясь ко всем восторженно приветствовавшим Его, милосердный и любвеобильный Спаситель оберегает теснящую Его толпу народа от учения фарисейского по отношению к богатству и тщеславию. Наставляя их, Он говорит слова, которые сейчас мы только-что слышали: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет скверное, то всё тело твое будет темно» (Мф. 6:22).

Знаменательные Евангельские слова великой Божественной истины указывают нам в глубочайшую бездну размышлений, заложенных в Его примерах. Достопамятная беседа Христа, служит наставлением, открывает человеческую совесть, и не может быть места для какого ни будь извинения и мнимой неспособности понять Его мысли.

Око – глаз, орган дарован человеку Творцом, который отвечает за зрение. Своими собственными глазами мы видим неописуемую яркость и красоту земного бытия, а также имеем возможность лицезреть самых близких, - детей и внуков. Красота мира живет в глазах смотрящего, но понятие красоты у всех разное. Великомученица Варвара, живя в башне, в высоких палатах, смотрела на горние и дольные создания Божия, - на светила небесные и на красоту земного мира. Взирая на небо и наблюдая сияние солнца, течение луны и красоту звезд, часто размышляла  о том, - Кто сотворил это? Побуждаема сильным желанием, старалась по творению узнать Творца (Книга жития святых, декабрь).

 Так вот дорогие мои, не позволяйте своим прекрасным глазам смотреть на плохое и скверное, потому что должны всегда помнить, что «светильник телу есть око». И если око у нас чистое, тогда оно не будет поражать тело, раздражать ум, путать мысли и воспламенять наши страсти. Не трудно догадаться, что если «око темное», то и человеческая душа будет извращена грехом, больна страстями, ее духовные суждения об окружающем мире и других людях также извращены.

Если глаз скверный, то обязательно нам видится все плохое. Рассуждаем не по Божиему замыслу о человеке, а по нашему человеческому естеству. И это все следствие наших худых глаз. Нам начинает казаться, что сделано не правильно, здесь не так и это не то, и лицо у него не красивое, и хромает он как инвалид, и противный на первый взгляд. Все эти скоротечные оценки окружающего мира, даёт нам наш собственный глаз! Часто говорят, что мы судим о других людях в меру собственной греховности, и это действительно так. Когда смотришь вокруг себя через синее стекло – все вокруг синее, когда смотришь через красное – все вокруг красное. Также и душа воспринимает мир и других людей через призму собственных грехов: для пьяницы – все вокруг пьяницы, для блудника – все вокруг блудники. 

Святые отцы говорят, что правильное устроение души – это видеть других людей подобно ангелам. Видеть же людские пороки – это свидетельство собственной порочности. Так будем же стараться смотреть и видеть только доброе и чистое, не допускать свой взор и мысль к тому, что будет способствовать омрачать наш внутренний мир. Господь говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному будет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить и Богу и маммоне» (Мф.6, 24-25).

Что это за слово маммона? Маммона, - в переводе с арамейского языка, обозначает вещь, богатство, материальный мир.  Я не призываю вас бросить имущество и идти в никуда, обрекая себя на нищенское существование. Евангельская весть предупреждает нас об опасной привязанности к вещам и быстротечным благам. Раболепствуя материально, а духовно оскудевая, вот это и есть опасный порок. Любовь к богатству, овладевает нашим сердцем, как бы некоторой крепостью, непрестанно дает нам оттуда свои повеления, дышащие беззаконием. А потому мы не можем говорить, что может быть соединено. Когда маммона велит похищать чужое, а Бог повелевает отдавать и собственное имущество; когда Бог повелевает вести жизнь целомудренную, а маммона - жить блудно; когда маммона повелевает упиваться и пресыщаться, а Бог, напротив, - обуздывать чрево. 

Спаситель говорит: «Не заботьтесь, для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться.  Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, про запас; но Отец ваш Небесный питает их. Вы, не гораздо ли лучше птиц?  И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф.6, 25-28).

Даже великий и премудрый Соломон, сын II царя народа Израиля, пророка Давида и Вирсавии, легендарный III библейский царь объединенного израильского царства, богатейший правитель, конечно-же имел возможность позволить себе многое, а Господь говорит о нем, что даже Соломон не одевался так, как одеваются луга и поля. Мудрейший и изнеженный Соломон за все время своего царствования не мог надеть на себя что-либо подобное. Красота лилий полевых, о которой мы слышим в сегодняшнем Евангелие, через день – два усохнет и её бросят в огонь.

Спаситель сказал: «неужели пища выше души и одежда выше тела?» И снова, через Евангельские строки Господь говорит: «не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники». А кто такие язычники? Народ, который не просвещен Словом Божественного Евангелия. Язычеством становится и просто признание первичными ценностями благ этого мира, земного успеха, чувственных наслаждений. Их можно назвать материалистами, которые живут ради того, чтобы приобрести и обогатится. Можно сказать, что язычество – это состояние души, лишённой Богообщения.

Но вы не должны быть такими, - говорит Господь: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». В мире, в котором мы живём, правды мало. Больше присутствует неправда, лож, лукавство и коварство. Правды в этом мире не много, но царство Божие есть вкушение благ, и дается за жизнь по правде.

Аминь.