Воскресная проповедь. Неделя 6-я по Пятидесятнице. 8 июля 2018 года. Печать

08.07.18.IMG 20180708 101420

Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. 

Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Мф 29. 1:8.) 

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16) 

Жителям Гергесы, герасинцам и гадарянам, пасущие свиней пастухи возвестили истинную весть о пришествие на их землю необычайного чужеземца и великого пророка Божия. Они ужаснулись от Его наполненных простотою слов и целительного благодеяния, более чем прежде боялись бесноватого, который в ярости наводил ужас на их земли. И как мы знаем, они приняли постыдное и холодное решение. Выйдя навстречу Христу, с настойчивым единодушием сказали: «уйди от нас, Господи».  

hristos na korable

Вся сцена встречи носила бурный и ужасающий характер, дорогие им свиньи, которых они выращивали, были им гораздо дороже, чем человеческая жизнь свирепого бесноватого. Да, они увидели сидящего у ног Спасителя бывшего зверя, живущего в гробах и наводившего ужас на их селения. Отныне он спокойный сидит у ног Иисуса, как дитя и слушает каждое Его духовное слово.  

«Ну, что нам до того? У нас погибли две тысячи голов свиней» - прилюдно рассуждали они. Любовь к своим грехам и свиньям, нажива и алчность каждого отпавшего от веры своих отцов иудеев, открыто толкало их на низкое и грязное занятие. Чудо, о котором свидетельствовали пастухи, «исцеление гадаринского бесноватого» которого они увидели своими собственными глазами, не сподвигло их на исправление и изменение своего бесполезного и презрительного образа греховной  жизни.   

Спаситель, молча и без малейшего гнева, оставил их, сел в полуразбитую рыбацкую лодку и переправился на другой берег Галилейского моря. Гергеса вместе со своими жителями не была местом для Его спасительных проповедей, и очевидно, что слушатели негостеприимного берега той страны не были достойны Его наставлений. Таким образом, вопрос в настоящем случае может быть только о том, какие нравственные уроки можно вынести из рассматриваемого факта этого события.  

Все эти описанные случаи происходили, как надо полагать, ранним утром, а когда лодка достигла противоположного берега, уже наступила середина знойного дня. Народ, вероятно усмотрел парус Его возвращающегося небольшого судна, в большом количестве усеяли берег,  прежде чем Он пристал к равнине, . Когда же Христос, Божественными стопами стал на землю, ожидающие толпы народа, торжественно встречали Его. В этот достопамятный, незабываемый день народное шествие двинулось по Капернауму в дом Петра, и даже окружающий его двор заполнился в большем количестве, так что не было свободного места прохода в двери дома, где и был приготовлен Ему обед.   

 «Бог – абсолютное совершенство, всю земную евангельскую жизнь, являясь полным Богом и полным Человеком, человеческие силы по Своему человеколюбию и бесконечной благости тратит на то, что бы даровать своему творению быть причастниками славы Божией и восходить к единению с Ним» (Митрополит Филарет дроздов, пространный православный катехизис). Иисус пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию, пришел не к пасомому стаду, а к рассеянным овцам. Проповедовал евангелие бедным, оказывал милосердие погибшим, врачевал немощных и утешал страждущих.  

capernaum-slabanogИ в сегодняшнем евангельском слове мы слышим свидетельский рассказ о четырех товарищах принесших своего друга, который был парализован болезнью, лежал на одре в расслаблении на протяжении долгих мучительных лет, и именно этого страдальца принесли к дому Петра. Он уже потерял всякую надежду на выздоровление, но друзья несчастного, найдя невозможным пробраться к Спасителю через толпу, взобрались на крышу. Раскрывают кровлю дома, вынув несколько рядов черепицы и спускают на воловьих жилах расслабленного на его собственной постели прямо перед тем местом, где сидел Христос. С глубокой внутренней надеждой в Иисуса посланника Божия, что без всякого труда исцелит их товарища прикосновением Своей руки, - они совершают этот необычный акт. Спаситель удивился непоколебимой смелостью их веры и необычным поступком их встречи со  Христом.  

Господь явил Свою силу и удостоил больного более богатого блага, чем тот ожидал. Чтобы прекратить эти страдания, прежде всего, следовало исцелить расслабленного от душевной болезни и поэтому, как бы откладывая дело телесного исцеления, Он сказал страдальцу: «Дерзай чадо! Прощаются тебе грехи» (Мф., 9:2). 

К сожалению, мы сами часто забываем или вовсе не замечаем, что грешим. И не думаем о том, что нам предстоит держать ответ перед Творцом. Буквально вчера Церковь прославляла день Рождения Пророка и Предтечи,  Крестителя  Господня Иоанна, в народе его называют проповедником покаяния. Он, потрясая сердца народов, взывал: «Покайтесь, ибо приближается Царствие Небесное». Вот в чем был залог и предмет его деятельной проповеди, который иногда звучал гневом и негодованием. Подобный горящему светильнику, Иоанн крестил Иерусалимлян и жителей десятиградия в реке Иордан, призывая их к покаянию и очищению. Очищая, он предуготовлял народ к царству, которое приближалось, встречей с Тем, Который всегда был впереди его, потому, что Он был прежде его.  

Нам дано время для покаяния, но мы часто забываем, что здесь делаем и какие имеем способности приобщаться к Богу. Почему же мы богатеем грехами и творим беззаконие, считаем, что всё происходящее вокруг нас, это в порядке вещей, и с этим можно легко и просто жить? Небесный Отец даёт нам способность воспринимать и усваивать благодать, которая присутствует в человеческой личности. Она служит нам духовным возрастанием для укрепления воли и нравственного развития. Если бы человек принял заповедь в духе сыновней любви, он ответил бы на Божественное повеление полным самоотречением. Человек добровольно подчинился всем страстям, которые, по апостолу, действуют в мире: похоти плоти, похоти очес и гордости житейской (1 Ин., 2:16). Но нам дана возможность через Сына Человеческого причащаться Святых Таин, чтобы очиститься от собственных грехов. А когда найдем в себе порок или изъян, необходимо спешно приложить все силы, с чувством самоосуждения смиренно исправлять себя. 

Так, в сегодняшней Евангельской вести Иисус сказал страдальцу: «Прощаются тебе грехи твои». А между тем фарисеи и книжники, обмениваясь взглядами, производили неблагоприятное впечатление на присутствующих. Выражением своего гневного неудовольствия мыслили худое, а в сердцах своих высказывали клевету, которой были переполнены их сердца: «Он богохульствует! кто может прощать грехи, кроме Бога?» (Мф., 9:3). 

Спаситель посмотрел на их помышления и сказал: «для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо, что легче сказать, прощаются тебе грехи, или сказать, встань и ходи?» (Мф., 9 4:5). Действительно можно ли сказать первое, не имея возможности знать, прощены грехи или нет? И тем более сказать последнее и дать силу своим словам без силы свыше?  

Обращаясь к книжникам и фарисеям, Спаситель говорит: «но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи!», говорит расслабленному: «Встань! Возьми постель свою и иди в дом твой» (Мф., 9:7). Спаситель совершает чудо. На глазах всех, чтобы ни кто не упрекнул Его, сказав, что это было призрачно. Перед лицом всего восседавшего народа, тот который лежал не один десяток лет, в мгновение ока исцелён, в его смущенную душу водворяется мир. В расслабленные члены, словно электрический ток вошла исцеляющая, оживляющая, укрепляющая жизненная сила. Человек, которого нельзя было пронести в дом больным, без посторонней помощи выходит из него. 

Подобную божественную силу (энергию) помощь Божию, прочувствовали пророк Захария и праведная Елисавета. Сколько лет праведники терпели поношение от своих близких, сотоварищей, церковников, от тех с кем плечом к плечу доводилось молиться Богу в Иерусалимском храме. Их семейная жизнь была украшена всеми жизненными добродетелями. Проводя непорочное поприще, Елисавета была неплодна и потому  страдала от бездетности. Они вместе горячо молились Богу и за их веру, Бог дал им великое чудо.  

И в сегодняшнем евангельском отрывке мы слышим, как Спаситель за веру товарищей исцелил расслабленного. Народ дивился увиденному, обмениваясь взаимными восклицаниями изумления, говорил: «посетил нас Господь! Ибо впервые мы видели чудные дела, чего раньше никогда не видали».

 Аминь.