Воскресная проповедь. Неделя 10-я по Пятидесятнице. 5 августа 2018 года. Печать
IMG 20180805 222929

В Неделю 10-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (об исцелении бесноватого отрока, Мф 17:14-23):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

После фаворского Преображения пред тремя учениками, которые были первыми, кто видел Богочеловека в Его грядущей славе и силе, приобщиться к которой призвано человечество, Спаситель спустился с горы и пришел к народу. Встретив остальных учеников, Он увидел их окруженными народною толпою, которая ожидала от них чуда исцеления бесноватого (страдавшего эпилепсией) мальчика. Христос подойдя к ним спросил о чём спор? Некий человек привёл своего сына, для того чтобы ученики, которые уже имели власть от Бога, совершать чудесные действия, исцелять немощных – исцелили его сына. Но они ничего не смогли сделать. Отрок страдал мучительной болезнью, и как говорит сегодняшнее Евангелие, приступ особенно проявлялся на новый месяц, в новолуние. 

 

отрок1 

Святая гора Фавор

место Преображения Господня

отрок2

 

 

Отец мальчика обращается ко Спасителю: “Сжалься над нами! Помилуй сына моего. Часто бросается и в огонь и в воду и тяжко страдает”. (Мф., 17:15). Я уже приводил его к Твоим ученикам, и они не смогли исцелить его. Болезнь его была не только мучительной, но и опасной, потому что в конвульсиях ребенок не раз непроизвольно падал в огонь и воду. Спаситель ответил: ”о роде неверный и развращенный, доколе буду с вами? Доколе буду Я терпеть вас? Приведите его ко Мне сюда”. (Мф., 17:17).

 Отрок

И привели отрока, и Иисус одним только словом исцелил его, и вышел бес из лунатика. Когда же они были наедине, то ученики приступили к Нему и спросили: ”Учитель, а почему же мы не смогли изгнать беса?”  Ведь из выше сказанного следует помнить, что они уже были наделены властью от Христа Спасителя и могли врачевать немощи человеческие. Между собой они думали: ”неужели сила от нас отошла?” Спаситель сказал им: ” по неверию вашему; Истинно говорю Вам:  если бы была у вас вера, хотя бы с горчичное зерно, вы бы сказали горе - перейди отсюда туда, и она бы перешла”. И ничего не будет невозможного для вас: сей род изгоняется только молитвой и постом.

Не думайте, что в то ветхозаветное время всё было иначе, чем сейчас, в наши настоящие дни. Мы должны знать - Бог неизменяем, «Бог – высшее совершенство, поэтому в Нем немыслима никакая перемена» (Догм. Богословие, стр. 79). Нелепо считать, что в Его Существе имеет место какой-либо процесс самопознания, эволюции или становления. ”Божество не подлежит превратностям и изменениям” - учит святой Григорий Нисский. Это мы с вами изменчивы, и вера наша дает слабину. Иисус наставлял учеников, что препятствие - недостаток их веры и нежелание во всем искать волю Божию. Слово апостола во имя Иисуса будет достаточным для совершения исцелений, но при этом самим последователям Христа нужны великая вера и постоянный молитвенный контакт с Богом, действие в согласии с волей Божией, и не будет ничего невозможного.

В книге «деяний» говорится: Пётр и Иоанн шли вместе в храм, и там возле храма сидел нищий, хромой от чрева матери его, просил милостыню. Пётр сказал ему: ”я не имею серебра и злата, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи”. Взяв за правую руку поднял его и этот кривой калека выпрямился и славил Бога и последовал за ними. Вот, что они имели — веру! Если вы подумали, что Бог был с людьми, а потом «отошёл», то запомните — Бог неизменяем, это мы с вами оскудеваем в вере в истинного Бога. Причащаясь Христовых Таин, принимая в себя Бога, имеем надежду на будущую жизнь со Христом. Но не надо забывать, что мы уже здесь, в нашей настоящей жизни встречаем Его, через Пречистое Тело Его и Кровь Животворящую. Понимаем ли мы это? И все ли осознаём, какую силу получаем через Евхаристию? Что может быть выше этого Таинства? Мы причащаемся и думаем, исцелимся ли от болезни, поможет ли нам это? Вспомните, что говорит нам Иисус: ”имейте веру хотя бы с горчичное  зерно и скажите горе ”перейди и перейдёт…”

отрок4

Во время пребывания в Галилее Спаситель сказал ученикам о страданиях, чтобы не подумали, что Он против воли страдает, и должны знать, что жизнь Его находится в Его собственных руках, поэтому сказал им: ”Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет”  (Мф., 17:23).

Аминь 

Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 72 зач., XVII, 14-23

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,

23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.