Воскресная проповедь. Неделя 25-я по Пятидесятнице. 18 ноября 2018 года. Печать

 IMG118.11.18
В Неделю 25-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Умиление», протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Лк. 8:41-56, воскрешение дочери Иаира).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Отвергнутый Гадарянами Спаситель, тем не менее не оставляет их без ещё одной спасительной возможности, благоприятного случая. Позволительно оставляет им этого исцелённого бесноватого гергесинца, который ранее наводил страх и ужас на жителей этих селений, но лишь с той благой целью, какая образовывает самую суть христианского благочестия. Видно по всему, как жители Десятиградия были недостойны большего внимания, и отказ от Божественных истин соединённой с просьбой к Учителю покинуть их страну, сыграли свою далеко не спасительную роль. 

Впрочем, милостивый Господь, оставил им первого благовестника, прежнего бесноватого, который будет рассказывать им о своём чудесном исцелении, о том, что слышал, когда восседал у колен Иисуса. Творец подаёт им ещё одну объективную возможность изменить свою греховную жизнь и обратить личные сердца к Богу через этого исцелённого человека. Чтобы знали жители страны Гадаринской, полюбившие свиней больше чем Христа, что жизнь милей, когда она чиста.

Спаситель, воссев в корабль, стремительно вернулся на противоположную сторону озера, в равнину Геннисаретскую. Там уже Его ожидало множество народу. Массы, увидев возвращающуюся лодку, заполонили берег, и если на том берегу Его отвергли, то здесь Спасителя ожидали с небывалой радостью. Среди прочего населения много было немощных и больных, которые усеяли берег, встречая Иисуса, однако же, были и такие, кто с обожанием пришёл послушать Его необычайные слова.

И вот, после продолжительной проповеди, Христос отправился в дом Матфея, где мытарь устроил большое пиршество на прощание со своими друзьями, так как уже был призван Учителем на апостольское служение, и позванный следовать за Ним. Проповедовать евангелие бедным, милосердие погибшим – вот в чём заключается главная цель, для которой Иисус явился среди людей. Едва закончилось пиршество в доме Матфея, как произошел другой случай, послуживший поводом к совершению других величайших чудес в Его земной жизни.

1460x457 
К Иисусу подошел в крайнем  волнении человек, именем Иаир, который был начальником и управителем синагоги, муж каковой общался с фарисеями и книжниками, был знаком с первосвященниками и пользовался у иудеев большим уважением. Бросаясь к Его ногам, пав на колени, едва сдерживая слёзы, разбитым и не внятным голосом от приступа скорби, просит Спасителя войти в его дом. Единственная дочь двенадцати лет теперь умирает, так как была при смерти. «Прошу, поспеши в мой дом и коснись её, что бы болезнь оставила её и будет жива». Тот факт, что даже "начальник синагоги" обратился к Иисусу с просьбой, говорит о том, что люди начинали понимать, Кто Он такой.

Спаситель тотчас же встал из-за стола и с нежностью согласился, неотлагательно пошел с ним, сопровождаемый не только Своими учениками, но и окружавшим Его толпой народа. Когда Он шёл в дом Иаира, народ с нетерпением теснился к Нему, а среди них женщина, которая страдала от мучительной болезни - кровотечения уже долгих двенадцать лет. Издержав на врачей всё своё имение, пришла в нищету. Она обращалась к врачам за помощью, но всё же страшный недуг оставался с ней. Искала себе облегчения от безнадёжной болезни, однако такое лечение ещё более приносило вреда её здоровью и приводило в худшее состояние.

11Voskreshenie-docheri-Iaira.4
Болезненный недуг такого рода в Ветхом Завете, назывался – скверной. К ней никто не касался, и она старалась не касаться людей, потому что это был грех и осквернение.  Женщине даже было стыдно показываться на глаза врачам и, тем более, она никогда не решилась бы, рассказывать о своей болезни, да еще при народе, такому окруженному славой, все исцеляющему Врачу, каким был в глазах всех людей Наставник из Капернаума. Она была наслышана о Божественном учителе и в душе её родилась непоколебимая вера, что стоит ей только прикоснуться к Нему, как тот час она исцелится от мучительного недуга.

И вот в толпе, среди окружавшего Его народа, вопреки ветхозаветным законам, она с настойчивостью пробралась через тесную толпу, проворно и поспешно коснулась края одежды Его, и тотчас течение крови у ней остановилось. По закону каждый иудей должен был носить на всех углах своего таллита (накидка, плащ) кисти на голубых лентах в знак того, что он помнит все заповеди Господни. К одной из этих кистей она вероятно тайно, с трепетной поспешностью и прикоснулась.

Спаситель остановился и всматриваясь в толпу народа, сказал: «кто прикоснулся ко Мне?» (Лк., 8:45).  «Я чувствую, силу исшедшую из Меня» (Лк., 8:46). Она же боялась сознаться и незаметно стояла в толпе, молча. Петр, почти с раздражительностью, сказал: «Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- а Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» (Лк., 8:45). Но Иисус, обводя глазами, множество обращённых к Нему лиц, сказал ему, что есть различие между натиском любопытства и прикосновением веры, и Его взор, наконец, остановился на этой самой женщине.

Женщина, видя, что ей больше не утаиться, с трепетом вышла вперёд и, бросаясь к Его ногам, объявила Ему перед всем народом правду. Вся женская стыдливость была забыта и желание загладить свою вину сподвигло сообщить по какой причине прикоснулась к Нему, и как тотчас исцелилась (Лк., 8:47). Несомненно, она боялась гнева Целителя, потому что закон явно гласил, что прикосновение кровоточивой делало человека нечистым до вечера.

Спаситель, далекий от всякого негодования, подал ей Свою правую руку и она, опираясь на нее, поднялась с колен, а Он сказал ей: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром». (Лк., 8:48). Когда Он еще говорил это напутственное слово, приходит некто из дома начальника синагоги и с кратким извещением и оттенком неудовольствия говорит князю: «дочь твоя умерла; не утруждай Учителя» (Лк., 8:49). Спаситель расслышал эти слова и с сострадательным желанием избавить несчастного отца от бесполезной муки, сказал Иаиру: «не бойся, только веруй, и спасена будет дочь твоя», и они продолжили путь.

Voskreshenie-docheri-Iaira.2     Voskreshenie-docheri-Iaira.1
И скоро придя в дом, услышали унылую мелодию свирели, а нанятые бабки-плакальщицы проливали  бесполезные слезы по умершей. С шумом и гамом, колотя себя в грудь, оскорбляли только безмолвие искренней скорби и немое величие души. Все в доме находились в смятении и рыдали о ней. Но Спаситель сказал: «не плачьте; она не умерла, но спит» (Лк.,8:52). Все находящиеся там считали, что девица умерла, и с грубыми насмешками начали высмеивать Христа. Тогда Он сказал: «выйдите все вон».  Когда же восстановилась тишина, Спаситель, взяв же с Собой Петра, Иоанна и Иакова, мать и отца отроковицы, тихо вошли в комнату, где царствовало страшное безмолвие смерти.

Страшная картина открылась перед ними, на постели лежит бездыханное тело их дочери, двенадцати лет от роду. И уже повита погребальными пеленами, а всё кругом напоминает о человеке, отошедшем в мир иной. Спаситель подошёл к мертвому телу девочки и взяв её за маленькую холодную руку, и произнёс два слова: «Талифа-куми». Ассирийское слово, в переводе означает: «девица, тебе говорю -  встань!»

Голос Иисуса проник в покрытую мраком тьму, неведомую и таинственную область смерти, в ту непроницаемую полуночную мглу, которая скрывает от человеческих глаз загробный мир,  и возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть (Лк., 8:55). Страшным изумлением, поддерживаемым необычайным трепетом перед Божественным чудом охватило присутствующих, но Спаситель спокойно сказал им, чтобы они ничего не говорили о случившемся и уже спешил в новый дом, к людям дома Израилева, дабы и им возвестить Божественные слова спасения.

Аминь.

Voskreshenie-docheri-Iaira.3
Евангельское Чтение

Лит. -  Лк., 38 зач., VIII, 41-56.

41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,

42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,

44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.

53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.