Воскресная проповедь. Неделя 31-я по Пятидесятнице. 30 декабря 2018 года. Печать
3012.18

В Неделю 31-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Умиление», протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Лк. 14:16-24, притча о званых и избранных).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В тот знаменательный и приснопамятный день собралось в доме фарисея огромное количество народу, и сотрапезники вслушивались в каждое слово божественного Спасителя. Толпа народу была такова, что люди невольно попирали друг друга, плечом к плечу каждый стремился быть ближе к Проповеднику, понять в немом изумлении дивную глубину Его слов. Он поучал – не в скучных избитых формах мертвой нравоучительности, а в дышащих жизнью мыслях и жгучих душу словах.

12-

Иисус говорил на понятном для всех языке, потому как в неустанном труде для совершения дел человеколюбия пришёл в мир, «взяв на Себя наши немощи и болезни понес» (Ис., 53:3). Не наказанием человечества, но для того чтобы обличить и спасти мир. Его Божественные слова были понятны абсолютно всем, но некоторые из среды языческого растления пренебрегали Его словами, так как Он обличал их. Учителя писанного и устного закона, пораженные противоположностью, слушали эти изобличительные слова с презрительным негодованием.

И вот, Спаситель произносит настоящую притчу в которой показывает, что никто из выдающихся членов теократического иудейского общества, которые считали себя вполне полноправными на участие в Царстве Мессии, – не будет приняты в это Царство, по причине своей собственной вины.  Произнеся возвышенную, вдохновенную из жизненного примера причту, сказал: «Один человек сотворил вечерю, и когда наступило время ужина и всё было приготовлено, послал раба своего, сказать званным».

Большой ужин со зваными гостями не был спонтанно организованным событием, но запланирован заранее и те самые, к которым отправился слуга, были оповещены заранее о том грядущем дне (к примеру: в такой-то день и час в 16-00 состоится вечернее Богослужение), в определенное и благоприличное время. А также весьма примечательно, что Христос показывает нам Свое Царство и служение в нем как пир, как праздник, который является нам самым радостным стимулом в жизни.

Но когда слуга сообщил званным, незамедлительно последовал ответ: «И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти» (Лк. 14:18-20). Надо заметить, что рассуждая по человечески, причины, которые они приводили, были весьма уважительными.

Повод и основание, вовсе не представляются совершенно нелепыми: действительно, могла быть нужда посмотреть, какие работы нужно поскорее на ней начать (можно упустить, например, время посева). Не менее основательно извинение купившего волов, тотчас же испытав их и найдя негодными для работы, имел возможность возвратить их скотоводу-хозяину, который гнал гурт волов в другое место, и которого уже после нельзя было сыскать. Еще более основательной представляется извинение третьего, потому что и сам закон освобождал молодожена от исполнения общественных обязанностей (Втор. 24:5).

pir2   pir 

Вернувшись к господину, слуга сказал: «кого звали на ужин, не имеют возможности прийти». Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» (Лк. 14:21). Первым было предложено Царствие Божие, но они отказались от него, и теперь весть о нем будет обращена к другим, включая и язычников. Ибо сколь убедительно ни звучали бы причины отказа "прийти на пир", отвержение Царства Его ничем оправдано быть не может. Нет ничего важнее принятия "Божиего приглашения" - ведь от того, примет его человек или отвергнет, зависит его судьба в вечности.

И привели всех кого только встретили на пути, увещав с сердечной добродушностью, рассадили на трапезе. Господин пира сказал: «трапеза уготована и я желаю, чтобы дом мой наполнился людьми», и было так! И наполнился дом возлежащими и все радовались в торжестве Славы Господина Своего. Необходимо помнить, что Господь ждет от нас нечто большего и жертвенного, так как служение Ему чуждо богатств, почета и удовольствий. Собравшемуся народу господин сказал, «Ибо сказываю вам, что никто из тех первоначально званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14:24).

Аминь.

ppp13331ggg 

Евангельское Чтение

Лит. -   Лк., 76 зач., XIV, 16-24.

16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, 17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20 Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.