Воскресная проповедь 01.07.2012 Печать

1 июля 2012 года протоиерей Димитрий на Божественной Литургии обратился к верующим с проповедью:

"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

«Во время оно», — говорит божественный Марк, — «вниде паки Иисус в Капернаум по днех»    (см. Марк, 2:1). 

Встречает Его сотник и спрашивает, чтобы Он вошел в его дом и исцелил отрока. Что означают эти слова?  Почему апостол и евангелист Матфей раскрывает нам эту истину?

"Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает". (Матф. 8:5-6)

Сотник – человек весьма большого ранга. Человек, который имеет под собою власть и обращается к Учителю. Обращается он в Капернауме. Я много раз вам говорил, что такое Капернаум. Это название селения. Кажется, это небольшой город, в нем стоят войска - римские, потому как римские войска завладели Иудеей, поставили свои легионы, поставили своего правителя, который обирал народ, точнее, заставлял платить налоги. Но все так, как в наше время, хотя прошло 2000 лет, а мало что изменяется. И вот, сотник, значит, в переводе означает «ротный командир». Делились на сотни, когорты, то есть, стояли войска. Этот человек, в переводе на наше время, можно сказать, кто такой? Глава администрации. Потому что в нем заключались все силы – и административная власть, и все должности военные, и политическая, и правовая, и финансовая, и правоприменительная. Все власти, все управление заключалось в одной этой должности. Почему так об этом говорит евангелист? Ну что тут такого? Ну был начальник, ну был человек. Что тут такого удивительного, что он пришел просить ко Христу? Много людей приходило, и многие просили, и многих исцелял Учитель. Почему же так? Потому что этот человек, еще раз скажу, если назывался ротным командиром, то это в должности был генерал. Генерал-майор. Скажите, в наше время может ли генерал спуститься на самую низшую ступень, прийти в самый последний кабинет и просить за какого-то сержанта, или прапорщика, чтобы там устроить его в больницу или еще что-нибудь. За простого человека. Это был отрок, в переводе означает «раб». Слуга. И вот он просит за слугу.

Просит, чтобы Господь исцелил его слугу. Прежде всего, это человек, который имел большую власть, к которому все прибегали с великим уважением, с почтением. Он показывает нам образ кротости и смирения. Он подошел ко Христу, отбрасывая назад свою должность, свое звание, свое величество. Если этот сотник имеет такое большое положение в обществе, а он показывает свое смирение, узнаёт, что есть город Капернаум, то есть селение пророка Наума, - некогда жил в этом городе пророк Наум. И он приходит ко Христу и просит, - смиряясь, - просит, чтобы Иисус исцелил его раба. Кланяется Ему и говорит: «Господи! слуга мой лежит в дому в расслаблении и жестоко страдает». Иисус говорит ему: «Я приду и исцелю его». И тогда сотник, проявляя еще большее смирение, говорит: «Господин! я недостоин, чтобы Ты вошел в мой дом, но скажи только слово», и исцеляет его. Господь говорит всем присутствующим, кто был с Учителем: «Во всем Израиле Я не нашел такой веры, как в этом сотнике»:

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. (Матф., 8: 5-10)

А кто такой сотник? Сотник это совершенно не из Богоизбранного народа человек. Человек с не только другого положения, но и другой веры. Человек, который наводил, с одной стороны, страх на людей, потому что взимал определенные налоги и тому подобное, и вдруг у него такая вера Учителю! «Я недостоин, - отвечал Ему, - чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо и я подвластный человек, но, имея у себя власть, говорю рабу моему: иди, и он идет и делает; и другому говорю: приди, и он приходит; и слуге моему: сделай то-то, и он делает». Услышав сие, Иисус удивился и сказал: «Истинно говорю вам, и в Израиле Я не нашел веры. Говорю же вам, что многие придут от востока и запада и возлягут со Авраамом, и Исааком и Иаковом в Царствии Небесном; а сыны царствия извержены будут во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов».

"Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.  Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час. (Матф., 8:10-13)

Очень часто к священнику приходят люди, обращаются с просьбой: как молиться? Что нужно сделать? Куда пойти, куда поехать, к чему прикоснуться, к какому камню, к дереву, к какой иконе, найти какого-то сверхдухоносного старца… А отчего так происходит? Все происходит от того, что нет веры элементарно. Нет веры. Они думают, что нужно совершить какой-то обряд, или, еще страшнее, какую-то манипуляцию... Что-то нужно сделать такое, чтобы Божественная Благодать почила на нас. К чему-то нужно прикоснуться или спросить у какого-то сверх-старца совета, и все. И дела наши будут решены. А что нужно? А нужно всего-то сказать: «Господи, помилуй!» Всего слова «Господи, помилуй!» Как сказал об этом сотник. Пришел совершенно чужой человек. Я уже не говорю, что он был чужой веры. Но, узнав об Иисусе, о Великом Человеке, он уже в Него уверовал. Он в Него уверовал, и потому пришел и просил: «Скажи только слово, - только слово! – и он исцелен отрок будет. Я недостоин, чтобы Ты ходил в мой дом. Но я человек грешный..." Что нам нужно для спасения, и что нам нужно, чтобы Господь слышал нашу молитву? Ни камни, ни какие-то иконы, как я уже сказал, ни сверх-старцы, нет! Нам нужно сказать: «Господи, помилуй!» И эти слова будут услышаны нашим Господом. Для этого не надо ехать ни на край земли, ни на Святую гору. Не надо что-то, как я уже сказал, искать. Почему же человеку этого недостаточно? Очень просто. Он – человек, Ему – Богу, не верит! Потом не верит, что Бог его слышит. Потом не верит, что Бог может его исцелить. Поэтому ему надо что-то еще дополнительно – какие-то особенные молитвы, какое-то особенное место, какая-нибудь особенная икона, какой-нибудь особенный старец, и так далее… Или какой-нибудь камень, к которому надо прикасаться к какому-то месту на коже. А всё потому, что нет веры. А можно сказать в Доме Божием: «Господи, помилуй!» Сказать от всего сердца. Здесь, в храме, на молитве, когда совершается Божественная Литургия, когда Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди вас» (см. Матф. 18:20)

Где, как ни в храме, Господь вас слышит? А мы тем временем разговариваем, беседуем между собой, не понимая, для чего мы сюда пришли. А ведь здесь можно сказать шепотом: «Господи, помилуй!» Господь среди нас, и Он услышит нас. Или шепотом сказать: «Господи, дай нам, в чем я нуждаюсь, что я хочу, что я прошу, Милосердный Господь, дай мне!» Не надо что-то искать. Не надо что-то обожествлять выше Бога. А мы не верим Ему, что Он нам поможет, мы не верим, что Он нас исцелит… Все происходит от нашего маловерия. Вспомним слова Евангелия, где сказано: «Не в многоглаголании будете услышаны»:

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. (Матф. 6:7-8)

Не в многоглаголании! Не надо, так, скажем, пять акафистов за день читать или еще Псалтырь перелопатить, а в душе – ноль, и в голове ноль! А можно подойти к Господу, как подошел сотник – это человек, вообще, как я уже сказал, оккупант, который порабощал иудеев, и однако Господь его услышал и сказал: «Воистину, Я во всем Израиле не нашел такой веры. Иди в дом твой, и будет так, как ты просил». Аминь.

 

 

По окончании богослужения настоятель напутствовал прихожан словом проповеди:

"Ангела-Хранителя и Божьего Благословения. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств. Всех вас с Воскресным днем и с тем, что потрудились вы трудом сегодняшнего дня – пришли на Божественную Литургию, на пир веры, в Дом Божий, где, сказал Господь: «где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них». (см. Матф. 18:20)

Мы с вами потрудились: пришли на службу – это труд, и этот труд будет оценен Богом. Потому что иногда или не всегда человек приходит на Богослужение, ищет себе какие-то оправдания – может быть, что плохо спалось, иногда ищет оправдания в болезнях, оправдания в семейной неурядице, в неблагополучии, но сегодня, видя вас, и знаю, что это не так. У каждого из вас есть свои проблемы, свои трудности, но однако же вы потрудились, нашли время, и пришли поклониться Господу и Богу и Спасу нашему Иисусу Христу. Милосердный Господь никогда не оставит и нас, потому как Господь говорит: «Если вы Меня исповедуете пред человеками, и Я вас проповедую пред Отцем Моим, Иже на Небесех»:

Всяк бо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на Небесех: (Матфей, 10:32)

А коль мы исповедуем Отца нашего здесь, стоя на Богослужении, невзирая ни на какие трудности или неприятности, и Отец наш Небесный не забудет нас, но и нас будет путеводить по этой жизни, и сподобит нас войти в Царствие Небесное в будущем веке. Аминь. Ангела-Хранителя и Божьего Благословения!"