Воскресная проповедь. Неделя 33-я по Пятидесятнице. 13 января 2019 года. Печать

IMG 20190114 064351
В Неделю 33-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Умиление», протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Мф. 2:13-23, рождение Иисуса Христа).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Апостол и евангелист Матфей, боговдохновенно обращаясь к жителям Иерусалима и окрестных селений с благой Евангельской повестью, говорит о пришествии в мир Спасителя, о уже совершившемся акте и перечисляет историю рода Иисуса Христа, от Авраама до праведного Иосифа обручника. По прямой линии Иосиф происходил из рода Давида-царя и овдовев, жил в строгом воздержании. Восьмидесятилетним старцем святой Иосиф был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия.

vol    vol2
Далее, согласно Евангельскому свидетельству, восточные мудрецы, побуждаемые звездой, пришли поклониться рожденному Царю и принесли Ироду странное известие, ибо сама звезда привела их в город называемый Иерусалим. Не долго думая, Ирод созвал в свой дворец главных священников и богословов иудейских, чтобы спросить у них, где должно было родиться Мессии. И не без помощи беспутного царя восточные волхвы получили решительный ответ о том, что Вифлеему предсказана эта великая честь пророком Михеем, который жил за 720 лет до рождения Богомладенца. Скрывая своё зверское намерение, безумный царь в свою очередь сказал: «пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2:8).

vol3
Но за этими на первый взгляд безобидными словами стоит лишь только ложь, а по слову Господа: «отец лжи есть дьявол». Не преступай клятвы, говорит Господь: «Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37). Хитрость Ирода не уступала его жестокости, однако же, лицемерные и коварные намерения этого тирана так не смогли определенно осуществиться. Согласно церковному преданию восточные пришельцы найдя Младенца Христа оказали Ему почести, и открыв сокровища свои принесли дары: «золото, ладан и смирну» (Мф. 2:12).Вследствие, бывшего им во сне знамения от ангела, волхвы не стали возвращаться к Ироду и не сообщили ему о местонахождении Младенца Иисуса, но иным путём отправились в родную землю свою.

Тем временем, ангел Господень является Иосифу во сне и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2:13). Иосиф встал ночью, взяв Младенца и Матерь Его, пустился в нелегкий и долгий путь к пределам Египта, где издавна находили прибежище гонимые сыны Израиля. Однако этими событиями Матфей подчеркивает слова пророка Осии, который сообщал за сотни лет до пришествия в мир Спасителя: «да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф. 2: 14-15).

vol4    vol5
Бегство в Египет повело к еще к более знаменательному событию. Осмеянный волхвами Ирод принимает зловещее и секретное заключение в отношении Младенца, на Которого он смотрел как на будущего себе или своему дому соперника. Ведающий примерным временем появления звезды и предполагая возраст Младенца, властелин принимает жестокое решение и издает кровожадное повеление умертвить всех младенцев в Вифлееме и пределах его от двух лет и ниже. Сбывается ветхозаветное пророчество пророка Иеремии, который говорит: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2:18).

Только представить, - какое страшное и тяжёлое время наступило для матерей, у которых отбирали младенцев и насильственно убивали. Впрочем, сколько младенцев вошло в рай за имя Господне? Ведь жизнь дана человеку для того, чтобы он научился жить с Богом, но при всем при этом не каждый из нас говорящий «Господи, Господи! войдет в Царство Небесное» (Мф. 7:21). Младенцы же, совершенно безгрешные и непораженные греховной заразой, легко вошли в общение с Богом, а нам с вами еще надлежит заслужить своей временной жизнью это Царство, не нарушая законов Господних, но исполняя волю Отца Небесного.

Господь сподобил и меня быть в иудейском городе Вифлееме и там, в пещере я увидел горы костей: больших и малых. Это вдвойне удивительно, так как помимо останков младенцев, присутствуют черепа и кости взрослых людей. Экскурсовод, сопровождающий нас и объясняющий нам осматриваемые нами достопримечательности пояснил, что когда родители не отдавали своих детей, тогда воины Ирода убивали вместе с младенцем и матерь, а иногда и отца. Сколько бы ни было убито младенцев, хоть одна сотня, преступление это не становится менее бесчеловечным и ужасным.

Евангелист Матфей не сообщает нам ничего о том, где в Египте жило святое семейство и как долго находились они там, но имел намерения, событиями жизни Иисуса Христа, доказать евреям, что распятый ими Иисус есть действительно Мессия, Которого они, вопреки ясным пророчествам, не признали. Древние сказания говорят нам, что Иосиф с Младенцем Иисусом и Матерью Его Марией от полугода до двух лет как простые люди смиренно переносили все земные трудности, пребывая на чужбине, вне родной Палестины.

Иисус Младенец принес на землю любовь, и когда окружавшие Его поняли, что Он требует отречься от себя, умереть для своего эгоизма, себялюбия и страстей, - когда люди это поняли, они ужаснулись и отказались принять эту любовь, а Того, Кто принес ее, выведут из города и распнут. Иными словами, Бог Своей силой возвращает человеку утраченные им невинность, святость и блаженство. Согласно церковному учению, природа Божия неделима, неизменна и бесстрастна, поэтому Единородный Сын рождается бесстрастно (вне сочетания или деления) «и непостижимое Его рождение не имеет ни начала, ни конца» (И. Дамаскин, догм. богословие стр. 145).

Умер узурпатор и тиран Давидова престола царь Ирод, смерть коего была лютой и бесславной от омерзительной болезни, собственно как и его весь жизненный путь, который залит кровью бесконечных убийств. При своей порочной жизни он никого не щадил, единственного человека которого он в своей жизни страстно любил – его жена. Однако и ее приказал убить, отдав в руки палачей душегубов. По свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия: «Ирод не пощадил даже собственных двух сыновей своих, и не испытал жалости к своему шурину, молодому первосвященнику благородному Аристовулу».

vol01    7770l
По смерти царя Ирода, идумеянина, ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца
» (Мф. 2: 19–20). И Иосиф возвращается со святым семейством в землю Израилеву, исполняя повеление ангела. Спаситель не мог страшиться ни воинов Ирода, ни какой-либо иной силы на свете. Однако, восприняв по Своем воплощении человеческую природу с ее слабостью и непрочностью, Он желал сокрыть до поры Свою власть и силу от человеческих глаз, не совершая явных чудес вплоть до начала Своего земного служения – в день крещения.

Святое семейство миновало Вифлеем, располагавшийся слишком близко от Иерусалима, где теперь по назначению императора Августа правил жестокий и вероломный этнарх Самарии, Иудеи и Идумеи Архелай. Подобный своему отцу Ироду, вступая в должность и желая показать свою доблесть, приказал избить 3000 своих сограждан в иудейском храме. «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские» (Мф. 2: 22). Иосиф убоялся туда идти, ясно было, что при таком правителе нельзя было рассчитывать на безопасность, и потому пошел в пределы Галилейские, в небольшой город называемый Назарет, «да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2: 23).

Аминь.

vol6

Евангельское Чтение

Лит. -    Мф., 4 зач., II, 13-23.

13 Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,

15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:

18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте

20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские

23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.