Неделя 3-я Великого поста. Воскресная проповедь. Печать

IMG 31.03.2019

31 марта 2019 года. Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная. Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Мк. 8:34 — 9:1).

 Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

К довершению всего, когда Иисус укрепил своих учеников в вере и показал им многие великих чудеса, свидетелями которых они стали, Он сказал им: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет» (Мк. 10:33, 34; Лк. 18:32-34). Приняв от учеников Своих исповедание, что Он есть истинный Христос, открывает им и тайну Своего Креста. Но открыл им еще не вполне, поскольку апостолы не совсем понимали того, что Он говорил им, и не разумели, что значит «Воскреснуть».

petr and
Имеющий пламенеющую, глубокую веру и горячность чувств своего характера, Пётр от переизбытка любви начал прекословить Спасителю. В его голове не укладывались предсказания о страдании и смерти Иисуса. Он стал уговаривать, что не нужно идти на такую жертву, но пройти мимо Иерусалима. Идти на добровольную смерть в реакции Петра и, по-видимому, других учеников отразилась попытка сатаны, подобная той, которая предшествовала в пустыни. Поэтому Спаситель со строгим упреком ответил ему: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк. 8:33).

«Промыслительная деятельность Творца есть закономерное следствие Благости и Премудрости Божией. Сын Божий пришёл в мир, чтобы Своим добровольным актом Распятия освободить человечество от рабства греха и вечной смерти. Пришел в мир для того, чтобы дать возможность Своему творению обрести внутреннюю свободу, и вновь изыскать сыновнюю любовь. Через Свою победоносную добровольную смерть Христос победил узы ада, а через славное Свое Воскресение даровал человечеству утерянное Божие сыновство. Учение Церкви решительно говорит о том, что смерть не естественна для человека, она – лишь результат греха».

(Догм. богословие - стр, 229).

petr and2  petr and4
И подозвал народ, который с интересом слушал Его, наряду и учеников Своих, Спаситель душеспасительно изрек вечные слова, каковые сегодня мы услышали: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Если посмотреть в глубину этих слов, то мы поймём, как нужно следовать за Спасителем. Нам необходимо отказаться от своего эгоцентризма, от своих представлений о якобы благополучной жизни. Необходимо принять свой крест, ибо Господь говорит: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35).

petr and3       IMG 2 compress 41

Но что собою представляет предлагаемое нам крестоношение? Феофан Затворник в мыслях на каждый день года так говорит о кресте: «Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина». Жизнь наша не ложно должна протекать в русле любви к Богу, как Бог жертвует Сыном Своим ради человечества, так и мы с вами должны жить не для себя, а для угождения Богу.

Жизнь для ближних это жить для Господа, «И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею, – вот первая заповедь!» (Мк. 12:30). Господь говорит новую заповедь: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:12-13). Новизна этой заповеди состоит в том, что теперь ближнего надо любить не меньше, чем «как самих себя». Раньше Бог не мог дать такую заповедь, просто потому Он еще не показал пример такой любви.

petr and6  petr and5
Любовь к ближнему, значит жить не только для себя, но и для тех кто в нас нуждается, безотказно проявлять сострадание и жертвенность - это и есть крестоношение. По замыслу Создателя, всё строилось на любви, где нет любви там царствует эгоизм. Если мы положим начало жизни своей для поиска земной славы и владением временных богатств, но без Бога — то этим самым мы погубим душу свою, обрекая себя на погибель в вечности. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1Ин. 4:16). Проживший жизнь беспечно ничем не заполнит пустоту своей жизни: «Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8:37).

Здесь же, пока мы живы, возможно пролить слезы раскаяния, покаянные стенания, проявить милостыню к окружающим нас, однако в будущей жизни никто не сможет дать выкупа за душу свою. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). «Постыдиться Иисуса» - это значит не принять Его. Таковой род человеческий, который оставил Бога и изменил Ему, заключил нечистый союз с миром и своей плотью погряз во зле. Они стыдятся Его, потому что исповедание Бога в настоящее время сопровождается насмешками и поношениями, неодобрением и презрением.

Христос говорил ученикам о Своём смиренном и покорном грядущем уничижении, о Крестных страданиях и безумных насмешках мучителей. О приближающемся времени, когда оплюют Его и увенчают главу терновым венцом, будут кланяться и кривляться: «Прореки нам, кто сейчас ударил тебя?» Но затем последует Его возвращение в славе Отца Своего с ангелами святыми, и как всемогущий Судья воздаст каждому по делам их. И тогда те, кто не пожелал разделить с Ним Его бесчестье теперь уже не разделят с Ним Славы Его, и всемогущий Судия не признает их Своими. Этому сраму подвергнутся все отступники от истинной веры в Евангелие.

«И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Пророческая речь Иисуса таинственно говорит о приближающемся Фаворском Преображении, о грядущих событиях в городе Иерусалиме, о которых говорилось выше. Спаситель очень скоро явит ученикам славную тайну и покажет: Петру, Иакову и Иоанну божественную славу Своего Преображения в озарении Его неизреченным светом и явлением пред Ним двух пророков, и при том не изменяя Своего вида. Таким образом, славные апостолы станут первыми свидетелями и созерцателями светлейшей славы Иисуса Христа, Господа и Бога своего.

Аминь.

petr and01

Евангельское Чтение

Лит. - Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1.

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

ГЛАВА 9.

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.