Имеющий пламенеющую, глубокую веру и горячность чувств своего характера, Пётр от переизбытка любви начал прекословить Спасителю. В его голове не укладывались предсказания о страдании и смерти Иисуса. Он стал уговаривать, что не нужно идти на такую жертву, но пройти мимо Иерусалима. Идти на добровольную смерть в реакции Петра и, по-видимому, других учеников отразилась попытка сатаны, подобная той, которая предшествовала в пустыни. Поэтому Спаситель со строгим упреком ответил ему: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк. 8:33).
«Промыслительная деятельность Творца есть закономерное следствие Благости и Премудрости Божией. Сын Божий пришёл в мир, чтобы Своим добровольным актом Распятия освободить человечество от рабства греха и вечной смерти. Пришел в мир для того, чтобы дать возможность Своему творению обрести внутреннюю свободу, и вновь изыскать сыновнюю любовь. Через Свою победоносную добровольную смерть Христос победил узы ада, а через славное Свое Воскресение даровал человечеству утерянное Божие сыновство. Учение Церкви решительно говорит о том, что смерть не естественна для человека, она – лишь результат греха».
(Догм. богословие - стр, 229).
И подозвал народ, который с интересом слушал Его, наряду и учеников Своих, Спаситель душеспасительно изрек вечные слова, каковые сегодня мы услышали: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Если посмотреть в глубину этих слов, то мы поймём, как нужно следовать за Спасителем. Нам необходимо отказаться от своего эгоцентризма, от своих представлений о якобы благополучной жизни. Необходимо принять свой крест, ибо Господь говорит: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35).
Но что собою представляет предлагаемое нам крестоношение? Феофан Затворник в мыслях на каждый день года так говорит о кресте: «Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина». Жизнь наша не ложно должна протекать в русле любви к Богу, как Бог жертвует Сыном Своим ради человечества, так и мы с вами должны жить не для себя, а для угождения Богу.
Жизнь для ближних это жить для Господа, «И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею, – вот первая заповедь!» (Мк. 12:30). Господь говорит новую заповедь: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:12-13). Новизна этой заповеди состоит в том, что теперь ближнего надо любить не меньше, чем «как самих себя». Раньше Бог не мог дать такую заповедь, просто потому Он еще не показал пример такой любви.
Любовь к ближнему, значит жить не только для себя, но и для тех кто в нас нуждается, безотказно проявлять сострадание и жертвенность - это и есть крестоношение. По замыслу Создателя, всё строилось на любви, где нет любви там царствует эгоизм. Если мы положим начало жизни своей для поиска земной славы и владением временных богатств, но без Бога — то этим самым мы погубим душу свою, обрекая себя на погибель в вечности. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1Ин. 4:16). Проживший жизнь беспечно ничем не заполнит пустоту своей жизни: «Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8:37).
Здесь же, пока мы живы, возможно пролить слезы раскаяния, покаянные стенания, проявить милостыню к окружающим нас, однако в будущей жизни никто не сможет дать выкупа за душу свою. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). «Постыдиться Иисуса» - это значит не принять Его. Таковой род человеческий, который оставил Бога и изменил Ему, заключил нечистый союз с миром и своей плотью погряз во зле. Они стыдятся Его, потому что исповедание Бога в настоящее время сопровождается насмешками и поношениями, неодобрением и презрением.
Христос говорил ученикам о Своём смиренном и покорном грядущем уничижении, о Крестных страданиях и безумных насмешках мучителей. О приближающемся времени, когда оплюют Его и увенчают главу терновым венцом, будут кланяться и кривляться: «Прореки нам, кто сейчас ударил тебя?» Но затем последует Его возвращение в славе Отца Своего с ангелами святыми, и как всемогущий Судья воздаст каждому по делам их. И тогда те, кто не пожелал разделить с Ним Его бесчестье теперь уже не разделят с Ним Славы Его, и всемогущий Судия не признает их Своими. Этому сраму подвергнутся все отступники от истинной веры в Евангелие.
«И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Пророческая речь Иисуса таинственно говорит о приближающемся Фаворском Преображении, о грядущих событиях в городе Иерусалиме, о которых говорилось выше. Спаситель очень скоро явит ученикам славную тайну и покажет: Петру, Иакову и Иоанну божественную славу Своего Преображения в озарении Его неизреченным светом и явлением пред Ним двух пророков, и при том не изменяя Своего вида. Таким образом, славные апостолы станут первыми свидетелями и созерцателями светлейшей славы Иисуса Христа, Господа и Бога своего.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1.
34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
ГЛАВА 9.
1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
|