Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Воскресная проповедь. Печать
Святая Троица IMG 20190616 111759 compress87

16 июня 2019 года. Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница. Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Ин., 7:37-52; 8:12).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин., 3:16).

В последний день праздника Кущей Иисус стоял у источника Силоам и обращаясь к народу сказал: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин., 7:37). Ибо кто верует в Меня, как сказано в писании, у того из чрева потекут реки воды живой. Своим изречением Спаситель справедливо направляет мысли праздничной толпы, как и раньше при уединенном колодце Он направлял мысли самарянки, к новой истине. «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин., 7:39).

Этот величайший праздник ветхозаветной пятидесятницы совершался в течении семи дней подряд, и восьмой день проводился в священном собрании. В течении всей недели иудеи в воспоминании своего странствования по пустыне жили в маленьких суккофах (шалашах), сделанных из густолиственных ветвей масличных, пальмовых и миртовых дерев. В продолжение этого периода праздника все священники по очереди совершали служение, читался закон и храмовые трубы трубили вдохновенные и торжественные гимны.

image 202zsw

Но Спаситель целенаправленно обращаясь к восторженно ликующему народу, сообщает удивительные слова, божественную истину в которой призывает: «кто жаждет, кто нуждается, кто думает о вечности, кто желает жить с Богом, Он готов дать источник живой воды всякому, кто нуждается в этом, то есть (верующий в Него) будет иметь великую благодать». Благодать Духа, когда войдет в душу и утвердится в ней, потечет сильнее всякого источника, не прекращается, не истощается и не останавливается. Таким образом проповедник из Галилеи показывает неоскудеваемость дара благодати, и вместе неизреченную ее действенность.

Многие из народа, услышав сии слова, говорили: «Он точно пророк» (Ин., 7:40). Другие говорили: это Христос. Но книжники и фарисеи пристыженные смелостью толпы высказывались иначе: из Галилеи может ли прийти пророк? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова, из Вифлеемской веси, из того места, откуда был Давид? И был между ними спор и вследствие этого недоразумения произошла распря в народе. Но то именно, что некоторые начинали открыто говорить о Иисусе, как о пророке и Христе, только ожесточало других, которые уже начинали действовать весьма осторожно.

Никодим - знаменитый фарисей, осмелился возразить гневным упрекам своих собратьев: закон наш учит о том, что необходимо выслушать человека, прежде чем осуждать. К сожалению, это справедливое замечание осталось без внимания. Никогда, никто не говорил так, как этот человек, - говорили другие. Члены синедриона снова обратились к недостойным насмешкам и своему невежественному законничеству: Рассмотрите и увидите, что из Галилеи не приходит пророк. Однако нет более глубокого невежества, чем то, которое не хочет знать, нет слепоты более неизлечимой, чем та, которая не хочет видеть.

В таком-то именно настроении, не обращая внимания на кроткое справедливое замечание Никодима, члены судилища не входя в дальнейшее исследование дела оставили заседание и разошлись по домам. Как ни тягостно было дело для святого и любящего сердца Спасителя, оно по крайней мере облегчалось сознанием милосердного избавления - избавления ни временного только, но и вечного. Однако фарисеи в своей сущности были уязвлены в своей гордости необычайной популярностью Иисуса. Они считали, что при своем знании закона не могут и не должны прельщаться учением какого-то проповедника.

На следующий день лишь как только рассвело, Спаситель снова пришёл в храм. К этому знаменитому событием месту уже стекалось огромное количество народу. Ликование усиливалось еще и тем, что Он говорил им и учил их не как книжники и фарисеи, которые приносили горький плод гнева и ненависти поддающийся соблазну. Их предвзятое ненавистническое отношение, низость, огрубение и злоба, циническая выставка чувств с бесстыдством и малейшего смущения подавала им повод настаивать на своем грубом вопросе.

r88greshn1 29116

Учитель! - Сказали книжники и фарисеи: эта женщина взята в прелюбодеянии. Поставив ее посреди толпы, вымолвили: Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь? Их занимал вопрос, оправдает ли Он эту женщину. Говорили для того, чтобы найти обвинение, которое послужило бы их беззастенчивым целям. Но Иисус мельком взглянул на них, наклонившись низко, написал перстом на земле: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Затем, он кротко сказал несколько простых слов.

Обвинители женщины были из числа тех, кто осуждает ближнего и не задумывается о собственной греховности и подойдя, считывали написанное. Однако подобно свирепой бури или землетрясению были обличаемы возмущенной совестью, они стали расходиться. И подобно искре упавшей на дремлющее сердце, безмолвно потупившись от невыносимого стыда, невольно отдернулись от женщины. Возможно в мыслях каждый из них точно был прелюбодей и находя в надписи пылающее обличение, уходили один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.

Когда все разошлись, Христос приподнялся, обратил Свой взор на женщину и сказал: где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она испытывая чувство глубокого стыда и глубочайшего трепета поэтому едва ответила: никто Господин. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. Он сделал ей милостивое внушение и прощая грех, призвал её к новой жизни, жизни свободной от греха, к жизни которая ведёт к спасению в жизнь вечную. Прощение даруемое им и слова, в которые Он его облекает, исполнены высшей милости и благодати.

Опять обращаясь к народу Иисус сказал: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин., 8:12). Тьма, объявшая мир, - это символ зла, греха и невежества, но Господь открывает во всей ясности главные основы Евангелия: необходимость нового рождения от Духа Святаго, затем тайну искупления крестными страданиями Богочеловека для получения вечной жизни и спасения. Посему пойти к Христу за спасением – это значит изменить привычный образ жизни, и жить уже не во тьме, но во свете.

 

Аминь.

image201lkl Hristos-i-greshnitsa-1024x585

Евангельское Чтение

Лит. — Ин., 27 зач., VII, 37-52; VIII, 12.

37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

43 Итак произошла о Нем распря в народе.

44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.

50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:

51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

ГЛАВА 8.

12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.