Неделя 4-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать
20190714 152723 compress34

14 июля 2019 года. Неделя 4-я по Пятидесятнице. Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Мф., 8:5-13. Исцеление слуги капернаумского сотника).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин., 3:16).

Едва прибыв Иисус в город Капернаум, как навстречу к Нему вышла депутация иудейских старейшин, вероятно должностных членов главной синагоги. в этой окружающей обстановке был сотник, который по слову евангелиста Матфея, обратился к Спасителю: «Господи! отрок мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (Мф., 8:6). Этот римский военачальник, человек иной веры, враг народа во всех отношениях, обращается ко Христу с просьбой исцелить своего слугу. С религиозной точки зрения, он был даже не прозелит, он просто обычный язычник. В Капернауме стоял отряд регулярных римских войск, начальник которого назывался сотником. Это римский военачальник крупного подразделения, то есть представитель оккупационной власти и был язычник по рождению. Он, несомненно, много слышал о чудесах, совершенных Иисусом, и, узнав о прибытии Его в Капернаум, вышел к Нему навстречу. Вместе с ним прибыла депутация из начальников (старейшин) синагоги просить исполнить просьбу сотника, ведь он поддерживал иудеев и возможно принимал живое участие в богослужении синагоги.

final014 faith centurion 696790605 artworks-000209736472-d89scj-t500x500

Происходит поразительная вещь: римский господин заботиться об одном своём слуге, однако у сотника было их в большом количестве. Душевное попечение о первом сподвигла выйти навстречу к Иисусу с одним высоким намерением — просить у Него исцеление своего раба. «Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его» (Мф., 8:7). Евангельский сотник, выказывая почтение путешественнику, называет Его Господом. И как имеющему высшую власть и исповедовав Его Христом, говорит: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф., 8:8).

Мы не раз в Евангельской вести встречаем, что исцеление страждущих происходит при том или ином виде контакта Христа с исцеляемым человеком – будет ли это прикосновение, возложение рук или какое-то, например, помазание глаз, как мы видели в случае с исцелением слепого. Здесь же ситуация становится совершенно новой. Сотник говорит Спасителю: «ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф., 8:9).

Такие убедительные слова в первые были услышаны от человека язычника, который в таком духе показал свою убежденность в неземном характере силы Иисуса. Это была вера, иногда нам кажется, что вера – это лишь некая установка сознания о принятии тех или иных истин как абсолютных ценностей, не требующих доказательств. На самом же деле вера – это, прежде всего, горение, это огонь, какая открывает человеку вход в Царство Божие. Ведь именно такую веру искал Христос во всем Израиле, которую увы, не нашел!

Однако же Спаситель, предсказывает окружающему Его множеству народа Свою волю: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф., 8:11-12). Из этого пророческого изречения мы должны помнить: будут и такие, которые не один раз слышали о Боге, о Иисусе Христе, но не приняли Его божественного наставления и для них настанет печальное время. От осознания того, что знали и не делали, слышали и не исполняли - будет плачь и скрежет зубов.

Христос сказал новость для того, чтобы смирить надменность иудеев, которые хвалились своим происхождением от Авраама и заботился о их спасении через пользу оказанного им Своего наставления: ведь могли стать сынами царства и до спасения было уже очень близко, но неверие исправить себя и свой путь в русло учения Христа привело их к потере Царства Небесного. «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак 2:17). Таким образом сказанное Спасителем сообщение смягчается и тем, что относится ко всей вселенной, к сынам Царствия Божия, искренне следующим за Господом.

«И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф., 8:13), и таким образом исцеляет Своим словом, Своим повелением, Своим могуществом. И за этим всемогущим творческим словом мгновенно последовало самое дело выздоровления. Бог открывает Самого Себя офицеру язычнику – за его глубокое понимание и смирение, за веру в Того, Кто силой Божией совершает невозможное. Кто простирает власть до тех пределов, где действует власть Самого Бога.

Аминь.

duminica a iv-a dupa pasti

Евангельское Чтение

Лит. — Мф., 25 зач., VIII, 5-13.

5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:

6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;

9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;

12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.