Воскресная проповедь 12.08.12 Печать

12 августа 2012 года настоятель произнёс проповедь на прочитанное за Божественной Литургией Евангелие об исцелении бесноватого отрока, которого не могли исцелить апостолы (См. Мф. 17):

"Человек некий приступил к Иисусу, преклоняя колена пред Ним, и обращается словами: «Господи, прояви милость. Мой сын очень сильно страдает. Его охватывает страх лютый. Иногда эта болезнь проявляется на новые месяцы; когда новолуние, то с ним происходит что-то невообразимое. И он теряет рассудок, и делает непотребное, а иногда падает в воду, а иногда и в огонь бросается. И вот сколько времени мы бегаем за ним, и спасаем его. Я его приводил к твоим ученикам, но они ничего не смогли сделать. Помоги нам». И тогда Учитель говорит: «о, роде неверный и развращенный, до тех пор, пока Я буду с вами, до тех пор буду вас терпеть? приведите ми его семо» - так говорит евангелист.

«Отвещав же Иисус рече: о, роде неверный и развращенный, доколе буду с вами? доколе терплю вам? приведите ми его семо». (Евангелие от Матфея, 17:17)  

Что в переводе означает «Сейчас приведите его ко Мне, сюда». И когда привели к Нему отрока, то стрясся отрок, и вышел дух из него. И он стал совершенно здоров. Когда же они были наедине с Учителем, ученики спросили: «Учитель, а почему мы не смогли изгнать его?» И тогда Господь говорит: «За неверствие ваше. Потому что если бы вы имели веру хотя бы с такое твердое горчичное зерно, вы бы сказали горе: «перейди оттуда сюда», и она бы вас послушала. Сей же род бесовский изгоняет томко через молитву и пост».

 "Тогда приступльше ученицы ко Иисусу на едине, реша: почто мы не возмогохом изгнати его? Иисус же рече им: за неверствие ваше: аминь бо глаголю вам: аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет: и ничтоже невозможно будет вам: сей же род не исходит, токмо молитвою и постом". (Мф. 17:19-21)

Почему Учитель сказал ученикам и апостолам такие слова? А еще Он сказал и народу и родителю этого человека, то есть, этого отрока: «о, роде неверный и развращенный! пока Я с вами, пока Я еще с вами, Я терплю вас».   А ни ученики, ни народ, который окружал Учителя, не могли понять, о чем Он говорит. И почему «пока Я с вами, пока Я вас терплю»? Неужели может настать такое время, что Его не будет с нами? Народ ушел за Ним, народ прославлял Его, народ Его считал за величайшего, сошедшего с Неба одного из пророков,  и как вообще можно было с Ним расстаться? Поэтому народ даже и не думал об этом, а Господь уже их приготовлял:  «Ныне настанет время, когда Сын Человеческий предан будет в руки человек грешных. И уязвят Ему, и оплюют, и убиют, и в третий день восстанет».

"яко, се, восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереом и книжником, и осудят его на смерть, и предадят его языком: и поругаются ему, и уязвят его, и оплюют его, и убиют его: и в третий день воскреснет". (Марк, 10:33-34)

И это ученики не могли принять в свое сердце. Они просто были не готовы. И поэтому они ужаснулись. Но ужаснулись потому, что не могли понять такие слова. О чем говорит Христос? О какой смерти? Но перед этим Господь им говорит: «если бы вы имели веру хотя бы с горчичное зерно, то даже и горы вас послушают. Но этот род бесовский, который мучает этого отрока, он изгоняется только молитвою и постом». Из этого мы понимаем – надо иметь веру, веру истинную, не поверхностную. Ведь вера заключается в чем? Прежде всегда в любви. Бог – Он есть любовь. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного». Через Свою любовь Христос пришел спасти род человеческий. Через любовь. Разве нам это не пример? Если у нас идет спор, если у нас идет нелюбовь друг ко другу, то там нет Бога. Если у нас есть обида и озлобление, там нет Бога. Там Бог не может быть. Бог может быть только там, где есть любовь. Многие из Иудеев спрашивали: «Как спастись? Как жить? Какими критериями придерживаться? Чем руководствоваться?» Господь на это сказал: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;  вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки". (Евангелие от Матфея, 22: 37-40)

Вот когда мы будем любить ближнего, вот тогда мы можем сказать горе: «Гора, перейди с одного места на другое». Если мы будем руководствоваться хотя бы этими двумя заповедями – не так, чтобы сегодня креститься, преклонять колена перед Богом, а выйдя из храма, поносить ближнего. Ближний мне сделал неудобное, и поносить его, на чем свет стоит... О каком спасении тогда можно вести речь? Бог есть любовь. Чтобы спастись, нужно иметь любовь ко Христу, как имели апостолы. Время еще придет, когда они откажутся от всего земного, откажутся от суеты, и пойдут во имя Господне проповедовать слова Спасителя во все концы земли. Когда они откажутся от всего этого земного, и будут иметь веру хотя бы с горчичное зерно, и они будут творить великие чудеса. Потому, что они любят Бога и понимают, что народ Божий – не враг наш.  Мы должны понимать: это не сосед наш враг.  Сосед такое же создание Божие, как мы с вами. Враг наш – это дьявол. Это дьявол постоянно сеет зло. Вспомните притчу о сеятеле -  дьявол постоянно сеет споры, распри, нелюбовь, внушает нам что-то запретное, что-то плохое. Мы начинаем не доверять, мы начинаем сами себя накручивать.   А ведь подлинно враг наш не сосед и не ближний. Это между нами стоит дьявол – вот он враг рода человеческого. И об этом твердо знали апостолы. Они ж любили, как сказал Христос, «всякого человека», любовью христианской. Потому что, апостол Павел говорит: «Если нет между вами веры и любви, то все тщетно». И вот такою любовью апостолы и слова Господни несли во все концы земли. Из Евангелия мы должны принять в свое сердце то, что у нас должна быть любовь ко Христу. И любовь к ближним. У нас должна быть вера хотя бы с горчичное зерно. Нужно, чтобы мы не привязывались к суете земного мира, необходимо еще и любить ближнего. Если мы будем жить по заповедям, то, конечно же, любая молитва, которая будет вознесена нашими устами к Господу, она будет услышана. И Милосердный Господь, слыша нас, дарует нам просимое. Заканчивая слова Евангелия, Христос сказал и ученикам, и народу то, что настанет время, когда Сын Человеческий будет предан в руки человек грешных.

Апостолы не могли даже внять этим словам, они опечалились, потому что не могли даже понять, к чему это говорит их Учитель? А Христос начинает подготавливать учеников, когда это случится. И когда это случилось, многим из них казалось, что это что-то новое, невообразимое. А ведь Христос столько раз им это говорил. То, что Он пострадает через любовь. Ибо какая польза человеку, если он обрящет даже весь мир, а душе своей навредит? И, живя беспечно, что он даст за свою душу, когда станет перед Богом? Ведь ничего мы не возьмем: ни я, ни кто-либо стоящие из нас, с собою ничего не возьмем. Разве добрые какие-то поступки. И только добрые дела и поступки, только они нас будут судить перед Богом. Аминь".     

***

"кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою?  приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца своего со ангелы своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его: (Евангелие от Матфея, 16:26-27)

"Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колена,
сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились". (
Евангелие от Матфея, 17:14-23)

***

По совершении Божественной Литургии протоиерей Димитрий произнёс слово проповеди и наставления на грядущий Успенский пост:

"Спаси, Господи. Ангела-Хранителя и Божьего Благословения. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств. Всех вас с Воскресным днем. Во вторник в 8 часов утра начало Божественной Литургии. Во вторник у нас первый Спас. В народе он именуется Медовый Спас. В этот день - прославление Честнаго и Животворящего Креста Господня.

На Руси испокон веков выносили из хранилища Крест Животворящий и несли его вокруг селений. Если это поселок, значит, вокруг поселка. Если это деревня, то вокруг деревни. Со священнослужителем, с церковным хором, с народом Божьим износили вокруг деревни, села или города Честный Крест Господень. Испрашивали у Господа благословения и помощи Господней от всяких болезней. Потому как на летний месяц приходилось много разных эпидемий и болезней. И так сложилась традиция, что 1 августа по-старому стилю, а по-новому 14 августа, празднуется Изнесение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Поэтому во вторник по окончании Божественной Литургии мы с вами понесем Крест Животворящий вокруг нашего храма - с молитвой и с надеждой, что Милосердный Господь увидит нас и услышит нашу молитву, и ниспошлет нам Божественную благодать, здоровье и помощь - и нашим детям и нам, поддержку и спасение, а также помощь от всяких болезней и искушений.

Я напоминаю о том, что у нас в понедельник заговень на Успенский пост. Пост строгий, потому как в посту не разрешается вкушать даже рыбу. Мы исключаем из рациона питания мясные, молочные и рыбные продукты. Фрукты, овощи, супы, борщи, но всё на постной основе. Пост - это не тягость. Как говорят многие Святые Отцы: «Чем есть человека, так лучше есть мясо». Но что касается православного христианина, то он себе не дозволит ни то, ни то кушать. Если пост, то это воздержание. Он себя воздержит от скоромной пищи, а еще он себя воздержит от праздности или от бранного слова. Когда еще себя удержать, как не в посту? Это время, когда нам Церковь дает дни для воздержания. Если в скоромные дни мы не можем себя обуздать трапезными столом, то хотя бы в постные дни мы должны себя ограничить, остановиться. Если кто у нас по болезни кушает по болезни, то он должен есть не так, как – наесться, а потом еле выкатываться из-а стола. Если он больной человек, то он может скушать скоромное, но скушать это так, как мы кушаем таблетку – проглотить, скушать, для того, чтоб были силы, чтобы двигаться. Но никаких торжеств или пышных столов. Иногда у нас бывает такое, когда говорят: «Да мы… Мы не можем поствовать, потому что у нас болезнь». И, действительно, называет страшную болезнь, название этой болезни. Казалось бы, ну нужно человеку кушать, потому что, или он перенес операцию. А иногда приходишь так, а он после операции сидит за столом часика на полтора. И вот пока всё не переберет, не успокоится. И вот именно об этом Церковь нас и учит. Воздержанию. Даже если это скоромная пища, то она должна быть как таблетка, как лекарство – проглотил и не почувствовал. Пост строгий. Вкушение рыбы разрешается только два раза в посту. Это на праздник Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 19 августа, - оно и припадает на воскресенье. И на праздник Успения Пресвятой Богородицы, он припадает на вторник. Тогда у нас будет окончание поста. Это если бы в среду или в пятницу, то тогда пища с рыбой. Но так как он припадает на непостный день, поэтому на Успение у нас будет окончание Успенского поста. Пост небольшой, всего две недели, но он строгий. Поэтому если кто называет себя христианином, то пост ему не должен быть в тягость. А это проявление нашей любви к Господу нашему. Если же Господь нас учит, чтобы мы воздерживались, то нам нужно воздерживаться. Ангела-Хранителя и Божьего благословения".