Необходимо всмотреться в контекст событий, которые следуют друг за другом, что же там происходило? Христос возвращается с тремя, а девять учеников ждут внизу. Поставив же себя на место этих девяти учеников, можно предположить, что их мысли примерно были следующие: нас не взял Иисус с собой, наверное, мы хуже тех, кого Он взял с собой. Видимо в нас есть недостатки...Ну как же, мы и больных исцеляли и бесов изгоняли, и мы Христа любим.
И здесь раскрывается смысл Его Преображения, ведь Он взял трёх, не потому что больше любил их. А потому что, их способность любить Христа, превозмогала способность любить Христа остальных девяти. Эти трое смогли больше вместить Его любви. Ведь Христос, как Солнце изливает на всех тепло, так и Его любовь одинаково изливается на всех. Но каждый из нас вмещает её в меру своей любви ко Христу.
И вот с этими мыслями, оставшиеся девять учеников попадают в ситуацию, знакомую и нам. Когда нас постигает какая-то неудача и наше самолюбие ущемлено. Здесь же, то, что получалось всегда у апостолов, не получилось в этот раз. Девять не смогли изгнать беса из болящего отрока, хотя до этого они были способны исцелить от такого недуга. Что же случилось?
Христос преподаёт им свою Божественную педагогику. В своих сердцах апостолы затаили некоторую обиду на тех братьев, которые были с Ним и немного на самого Учителя. Едва заметная обида, которая привела их к самости и в некоторой мере, к желанию самоутвердиться. И вот, им представилась возможность: скорбящий отец привёл своего страждущего отрока и апостолы, не раз изгонявшие бесов и исцелявшие болящих и страждущих, приступили к нему. Уверенные в своей силе и способности изгнать беса. Через эту самоуверенность в их сердца закрадывается желание к самоутверждению и рождается фальшивая нота гордыни. У них ничего не получается. Поэтому вера незаметно от них ускользает.
Иисус же приступает к отроку и исцеляет его.
Здесь для нас урок: мы должны прислушиваться к гармонии Божественной музыки своего сердца, гармонии, имеющей огромную силу. И если в нашем сердце обида и желание самоутвердится, то эта Божественная гармония не будет звучать. Мы не сможем сами из себя, как и апостолы не смогли сами из себя выжать силу исцеления, так и мы не обретём любви и гармонии в жизни Христианской.
Вторая проблема это--отец отрока, который, как и все остальные, слышавшие об Иисусе и Его учениках, которые исцеляют и пришедший к Нему. Он практически приступает к Иисусу с претензией: «я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (Мф., 17:16). Он ропщет в своих словах: чему Ты их учишь? Они имеют мало сил, им не достаёт Твоего учения. Именно после этого, Христос и произносит одни из строгих евангельских слов: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?
На это обращение Спасителя есть разные толкования и все они по-своему верны. Это адресовано и к неверующему народу иудейскому. Это адресовано и к неверующему отцу, который высказывает некоторую претензию к Божественной благодати. Это же может быть обращено и к неверию самих апостолов. Но, по большому счёту, всё это становится неважным, когда Христос даёт один ответ на вопрос учеников: почему мы не могли изгнать его? не смогли исцелить отрока? В этом ответе Спаситель указывает на инструмент, который рождает веру: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф., 17:21).
Это евангельское событие показывает нам, что же есть молитва и пост истинные: когда мы удаляемся от самости и надеемся только на Бога, когда вопль обид в нашем сердце закрывает Божественная благодать и желание самоутвердится. Христос даёт нам инструмент и некую гимнастику для души: пост и молитва. Только через пост мы можем совершенствовать навык в молитве и иметь ту веру, которая двигает горы нашего неверия. Только через пост мы, имея образ Божий, приобретаем подобие Божие, подобие Его бессмертия. О чём и говорит Христос ученикам, и ученики весьма печалятся. Оказывается, подобие Божие связанно с несением креста и со смертью. Естественным образом, до сошествия на них Духа Святого, ученики не могут принять эту истину. Хотя Господь и говорит им: когда убьют Сына Человеческого, Я в третий день воскресну. Эту истину, несения креста и совоскресения со Христом, мы можем постигнуть, приобретая навык молитвы и поста. Воздавая Богу любовь через воздержание. Этому учит нас Божественный Учитель, как Он учил своих Божественных учеников и апостолов.
Помоги нам, Господи, через Евангельскую Истину иметь веру, которую даёт Дух Святой, входящий в сердце чистое и смиренное. Пусть нам хватит смирения в ожидании Бога, смирения которого чуть-чуть не хватило апостолам, когда Он ушёл от них на гору Фавор.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. — Мф., 72 зач., XVII, 14-23.
14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.
22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,
23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.
|