Спаситель излагает необходимые и превосходные правила, подразумевая под этой притчей Самого Себя. Фактически, божественное слово сеется во все концы земли, в каждое человеческое сердце. Но вот вопрос, примет ли сердце человека, обратит ли свое внимание на услышанное слово из уст Самого Бога? Может и услышит вразумительное слово доброго учения, но однако-же через свое собственное жестокосердие может статься, что воспрепятствует возрастанию в себе нравственной ответственности и возрастанию своей духовной жизни. Таким образом, без внимания прожив беспечную жизнь, человек так и не возрастит в своей душе и холодном сердце, спасительного и доброго плода.
Изображая наглядные опасности, которые находились перед глазами слушателей, Христос все-таки высказывает мысль о добром человеческом сердце, в которое попадает слово Божие. Это слово принимается собственной преданностью этому учению и руководствуется в течении всей своей жизни. Приобретает же такой человек, самое великое – жизнь вечную. Фарисеи, знатоки Священного Писания понимали, что слово о семени упавшем при дороге и не принесшем плода касается именно их и подобных им, которые не заботятся о чистоте своей души, погрязли в неправде, вероотступничестве и сомнительной честности.
Спаситель откликнулся на просьбу Своих учеников и согласился раскрыть им глубину сказанной Им притчи. Наедине, Иисус благовествует им: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах» (Лк., 8:10). Живое Слово, нисшедшее из уст Бога, накладывало на слушающих ответственность за принятие или отвержение Его слов. В связи с этим, Его объяснение не могло не затронуть сердец учеников впитавших в себя учение Христа, они оставались верными Ему и Его Божественному учению. Они были даровиты обладать большей способностью и восприимчивостью к новому учению и потому могли приобрести больше, чем остальной народ.
Особенный способ учения Христа в притчах, - образы которых были взяты по обыкновению от предметов, непосредственно находившихся перед глазами - наводили человека на мысль о том, что нужно исправлять свою собственную жизнь, жить согласно притчи - благочестиво. Однако глубина земной суеты и мирская жизнь, привязанность к материальным благам и удовольствиям, всё это в какой-то мере подавляет духовное возрождение человека. Упавшее же на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении.
Господь заканчивает эту притчу знаменательными словами: «Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк.,8:15). Своим заключительным словом Бог стучится в сердце каждого человека, призывая его внимательнее заглянуть в свою душу и понять себя: не подобна ли его душа бесплодной почве, покрыта лишь сорной травой греховных желаний? Но мы можем и должны исправлять себя постом, покаянием, молитвой и добрыми делами, чтобы из духовно - ленивых и грехолюбивых стать верующими и благочестивыми.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 35 зач., VIII, 5-15.
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
|