Неделя 26-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать

26 nedelya 3 26 nedelya 5

15 декабря 2019 года. Неделя 26-я по Пятидесятнице. Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Лк., 18:18-27. Христос и богатый юноша).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Спаситель преподал прекрасный назидательный пример всем тем, кто пришёл в тот достопамятный день послушать Его учение. Нежно обнимая, Иисус благословлял находящихся рядом детей, а затем сказал: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него»  (Лк., 18:17). По словам Господа, чтобы войти в Царствие Божие, нужно принять его, как дитя. Что это значит? Дело в том, что дети – они чистые, они не поражены ещё теми грехами, которые поражают человека определённого возраста. Дети просты, не лукавы, не лицемерны. Дети не помнят зла, не кормят себя ненавистью, не испытывают злобы, они просты, а их ум – чистая бумага. Вот таких и ищет Господь: простых, верных, чистых, добрых и чистосердечных.

Итак, сегодняшнее Евангелие повествует: весьма богатый молодой человек, высокого положения, вдруг пришел к печальному убеждению, что он доселе пренебрежительно проживает жизнь. Преступно теряет драгоценное время, отведенное на приготовление себя и своей души ко спасению. И не упуская случая, спешит к Иисусу, припадая к Его стопам, воскликнул: Учитель благой! Что сделать мне доброго, чтобы наследовать жизнь вечную? «Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог» (Лк., 18:19). Юноша обращается к Нему, Равви (господин мой, или учитель) – почетный титул, даваемый иудеями известным учителям и законникам. Но не один раввин никогда не называл себя благим, потому что понимал - благой только лишь один Бог.

Но, чтобы юноша уразумел и осознал к кому он обращается с такой просьбой, Христос говорит ему: «знай заповеди» (Лк., 18:20). Эти десятисловные заповеди мы с вами слышали не один раз в своей жизни: Не прелюбы сотвори – что значит не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца твоего и матерь твою. Молодой человек считал, что он не нарушает Закон, потому и ответил: «всё это сохранил я от юности своей» (Лк., 18:21). Но так ли это? Ведь в жизни каждого присутствует косвенное нарушение заповедей. Замечал ли он в себе (при свете совести и закона Божия) – грех ума, слова, мысли, либо какой греховной страсти или привычки... Не даром же и Святое Писание говорит: «помни последняя твоя и во веки не согрешишь» (Сир., 7:39). Именно это и имел в виду Спаситель, то что сокрыто в глубине души и с чем нам необходимо бороться.

image-news-300-6202 meditazionevendituttoeseguimi-262e0e31ac
Иисус с улыбкой посмотрел на него, а в глубине быть может с печалью, и громогласно произнес, как говорит Евангелие: «Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк., 18:22). Мнение богатого юноши о вечном, сделать что-нибудь доброе, - покоилось на совершенно ложном основании. По букве он, может быть и сохранил всё это, как сохраняют миллионы других людей, но очевидно мало знал о том, как истолковывались эти заповеди Христом. Однако, при нестяжательности человек должен иметь и прочие добродетели, устраняя в себе препятствия ко спасению. Быть учеником Христа, значит всегда следовать за Ним и всецело предоставляя себя в волю Божию. Но будет неправильным, если сегодня следовать за Христом, а завтра нет.

Эти душеспасительные назидания доподлинно касаются каждого из нас с вами. Не секрет, что нам сложно расстаться со своим богатством, ведь привязанность к земному немало тяготит наш сердечный настрой. Как можем раздавать всё, - размышляем мы, у нас семьи, дети? Но тут важно понимать, что материальное составляющее семьи - необходимы для жизни. А вот безграничная привязанность к материальному весьма опасна и не должна занимать первостепенное место в жизни христианина. Значительное, основное, ключевое место в жизни православного - любовь к Богу и жизнь во Христе. Всю свою действительность мы готовимся ко встречи с Господом и день этот не должен нас страшить. Живём ради этого дня, когда ангел Божий возьмет нас за руку и поведёт на встречу с Господом Богом.

Спаситель обещал юноше большую награду на небесах, однако он не внял наказу достигнуть высшее, ибо был рабом своих сокровищ. Собственно юноша ничего не терял, ведь всё чем он располагал, является временным состоянием. Рано или поздно ему бы непременно пришлось оставить все свои обильные сокровища. Иисус же призывает его добровольно оставить привязанность к земному несколько раньше, продать и раздать всем тем, кто в этом нуждается. Таким образом юноша бы освободился от сребролюбивых оков материального имущества и свободно следовал за Христом. Но сделать первое оказалось нелегко, потому что богатство связывает крепче клея. Исходя из этого, Господь и нас с вами призывает следовать за Ним, поставить во главу угла назидательное учение – Евангелие о спасении.

302-012zxc
«Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат» (Лк., 18:23). С печальным видом на лице и грустью в сердце юноша отступил от благого Учителя, Которого всенародно величал. Неудача юноши, не выдержавшего испытания, опечалила Спасителя и, посмотрев вокруг учеников Своих, Он сказал: «как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк., 18:24-25). Христос говорит, что богатство является великим препятствием на пути к небесам. Его богатство не помешало ему услышать зов Христа, но сделало его неспособным ответить на него. Не само богатство оказалось препятствием, поскольку богатством он мог послужить делам Божия милосердия, но власть богатства над его душой.   

Услышав сие слова, ученики сказали: кто же может спастись? Но на это Спаситель отвечал, только смягчая суровость Своих слов нежным откровением: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк., 18:27). Эти слова означают, что без Бога и Его спасительной помощи мы не войдем в Царство небесное. Кто будет иметь советником своим Бога и в учители себе возьмет оправдания Божии, тому спастись будет возможно. На нашем земном поприще встречаются трудности, которые невозможно преодолеть иначе, как только всемогуществом и силой благодати Бога. Отвернуться от мира и обратиться к Богу – это такая перемена в жизни человека, какую совершенно невозможно осуществить самому венцу Божьего творения, - над своим сердцем.

Не стоит легкомысленно говорить: спокойно поствую и хорошо воздерживаюсь от скоромного стола. Ведь, пока есть силы, пост проходит благополучно. Но стоит отнять здоровье, не дай Бог конечно, тогда воздержание постное будет нам уже неподвластно. Оказавшись на больничной койке – в рационе питания обязательно появиться бульонная тарелка. Мы народ, верующий во Христа, должны иметь надежду на Его милосердие и всесильную помощь, не должно быть торгашества и мелочного расчета. Господи дай нам здравие и без всякого раздражения вкушать постную пищу с днями поста, с верой и молитвой, без ропота и озлобления, но с надеждой самопожертвования встретить праздник Рождества Христова.

Аминь.

tanarul cel bogat 1

Евангельское Чтение

Лит. -  Лк., 91 зач., XVIII, 18-27.

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; 20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.