Неделя 27-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать
27 nedelya

22 декабря 2019 года. Неделя 27-я по Пятидесятнице. Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Лк., 17:12-19. Исцеление десяти прокаженных).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Направляясь по долине Вефсанской в город называемый Иерусалим, Спаситель проходил между  Самарией и Галилеей. На пути Иисуса произошёл трогательный случай, ставший величайшим в евангельской истории. «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали» (Лк., 17:12). В окрестностях одной деревни до Спасителя донесся хриплый, закостенелый, жалобный вопль. Вдали стояли десять прокаженных, ибо им не позволялось приближаться, так как приближение вело за собой осквернение, а они считались нечистыми (Лев. 13, 46). Во время земной жизни Господа Иисуса Христа многие страдали этой болезнью и на неё смотрели как на наказание Божие.

55uwggt tenlepers50

Несчастные, соединенные в одно общество и повреждённые страшной и отвратительной болезнью, при которой поражаются кожные покровы и слизистая оболочка, нервная система, опорно-двигательный аппарат и внутренние органы, были обязаны, предостерегать всех кто приближался к ним. Пораженные проказой не могли общаться с народом, вынуждены оставлять общество и должны вдали, согласно закона кричать: «таме, таме» - нечисть (Лев., 13:41). Болезнь была опасна ещё и тем, что могла передаваться, как бы сказать языком медицины, воздушно капельным путём. В связи с этим проказа – так сказать живая смерть, представляла самый ужасный образ страданий и бедствий сраженного болезнью человека.

По этой причине прокажённые стояли поодаль и громким голосом говорили: «Иисус Наставник! помилуй нас» (Лк., 17:13). Как мы знаем из десяти исцелённых, возвратился только один, и это был самарянин. В Евангелие не раз говорится о том, что Иудеи с самарянами не сообщаются. Самаряне не отрицали языческих богов, но при этом имели Пятикнижие Моисеево, а вдобавок построили себе храм на горе Гаризим. Между иудеями и самарянами возник настолько острый религиозный конфликт, что они даже не сообщались и не разговаривали между собой. Однако их предшествующие поколения смешивались между собой, вступали в браки с дочерями оставшихся многочисленных Израильтян.

Но в то же самое время связующее горе, беда и страшная болезнь собрала этих несчастных людей разных вероисповеданий, всех вместе. Скорее всего, они помогали и поддерживали друг друга в этом тяжком испытании. При виде идущего к ним Иисуса Наставника, они тотчас воспользовались Его милостью и своей последней надеждой: «Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам» (Лк., 17:14). При звуке этого могучего голоса прокажённые почувствовали поток здоровой жизни, и когда они пошли показаться священникам, очистились. Между тем и самарянин спешил к своему священнику. Но когда очистился, возвратился воздать Иисусу благодарение. Сердце его оказалось не менее благодарным, чем исцелённое  от проказы тело.

Iscelenie-prakajennih-400

«Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» (Лк., 17:15-16). Спаситель посмотрел на него проницательным взглядом полного любви и сказал прочим и ему в том числе: «не десять ли очистились? где же девять?» (Лк., 17:17). Возможно всепоглощающее себялюбие или иудейское ослепление, вмешательство священников, или новая и ещё худшая проказа гнусной неблагодарности и суеверного невежества – воспрепятствовали им вернуться к своему Спасителю. Девять иудеев оказались удивительно бесстыдными и позорно неблагодарными, они не возымели в себе побуждение облагодетельствовать своего Целителя, дать славу Спасителю Богу.

Как ни привычно было сердце Христа ко всякой неблагодарности, но и оно было возмущено от столь вопиющей несправедливости. Он возродил всё их телесное бытие от страшной болезни, но их мирские прокаженные сердца так и остались неизменными. Спаситель же не оставил без награды этого Самарянина, который возвратился не даром. Вместе с телесным выздоровление Иисус уврачевал его добродетельную душу с благодарным сердцем, которая настолько дороже, чем бесконечные страдания. «И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк., 17:19).

Аминь.

fullsizeprokaz3


Евангельское Чтение

Лит. -   Лк., 85 зач., XVII, 12-19.

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.