Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия Воскресная проповедь. Печать
IMG 20200308 110754 compress62

8 марта 2020 года. Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Ин., 1:43-51. Призвание Филиппа и Нафанаила).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Чтобы утвердить нашу веру во Христа как предвечного, истинного Сына Божия и Спаситель мира, чтобы привести нас к принятию Его как нашего Пророка, Священника и Царя, Иисус приходит мир и являет Себя Филиппу и Нафанаилу. Божество служит спасению человечества, призывает к служению учеников, которые по своему собственному убеждению и имеющие собственную волю и чувство сердечное, избираются истинными последователями. «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин., 1:35-37).

Когда два галилейских юноши Андрей Первозванный и Иоанн Возлюбленный, последовали за Иисусом, Он, заслышав шорох их боязливых шагов, ласково спросил: Что вам надобно? Этот вопрос заключал в себе больше, чем могли сразу ответить на него молодые галилеяне, но однако они через титул глубокого почтения и уважения отвечали, что им желательно знать, где Он живет. Доселе они ещё не слышали таких благодатных слов, как добродушно ответил им Спаситель: Пойдите и увидите. Будущие ученики пошли и увидели, где Он живет и так как было уже четыре часа по полудню, вероятнее всего они пробыли у Иисуса весь достопамятный день тот.

6083fkdklhg3 etozayavleniepapyrimskogooevreyakhperevernyetmir filipp-privodit-nafanaila-k-iisusu-hristu-evangelie-novyy-zavet-bibliya

Сегодняшнее Евангельское чтение рассказывает нам о следующих двух учениках, которых Господь призывает одним Своим божественным и знаменательным словом. По возвращении из пустыни, на четвёртый день Спаситель восхотел идти в Галилею и на обратном пути повстречался с другим молодым рыбаком Филиппом и сказал ему: «иди за Мною» (Ин., 1:43). И одного лишь многозначительного слова было достаточно, чтобы призвать Филиппа и навсегда соделать кроткого и простодушного апостола последователем земного служения Христа, Крестных Его страданий и славного Христова Воскресения.

На следующий день к этому священному обществу прибавился ещё один человек. Желая поделиться сделанным открытием, Филипп отыскал своего друга Нафанаила (апостол Варфоломей), который жил в Кане Галилейской, и сообщил ему: «Мы нашли Того, о Ком писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова, из Назарета» (Ин., 1:45). В законе, который читают и чтут иудеи и который так хорошо им знаком. Однако на Нафанаила это известие произвело совсем иное впечатление, и он сказал: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин., 1:46). Дерзновенно и откровенно засомневался простодушный будущий апостол. Филипп же сказал ему словами Учителя: пойди и посмотри, убедись своими глазами.

Когда же друзья приближались к божественному Проповеднику они увидели возле Него собравшихся людей и с благосклонным одобрением Христос дает ему оценку: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин., 1:47). Нафанаил невольно услышал, как Спаситель называет его по имени и скромно произнёс: «почему Ты знаешь меня?» (Ин., 1:48). Будущий апостол был удивлён, ведь впервые, как ему казалось, видит Человека, перед которым всё тайное обнаружено и открыто. Но Спаситель ещё более поражает воображение Нафанаила и открывает Свою Божественность: «Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин., 1:48).

Господь указал ему на сокровенную тайну, о которой не мог знать посторонний глаз человеческий, и ухо не слышало того. Спаситель говорит, что ещё раньше видел его под смоковницей, и тем самым являет Свое Божество. Что же он делал там? Возможно, что Нафанаил молился и размышлял о вечном, о смысле жизни и тайне грядущего Мессии. В моментах молитвы и рассуждения Христос знает о нас гораздо больше, прежде чем мы приобретаем какое-либо знание о Нём. В такие моменты мы находимся ближе к Богу; мы опознаём Его и Он опознаёт нас, рука Которого наставляет и десница поучает нас.

Презрительность Нафанаила уже скоро уступила место другому чувству и он в  спокойном, блаженном уповании воскликнул: «Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин., 1:49). Христос за открытое исповедание веры в ожидаемого Спасителя обещает Нафанаилу открыть большее и  исполнить данное ему и его спутникам обетование: Ты веруешь, потому что Я сказал, что видел тебя под смоковницей: «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин., 1:51).

Аминь.

07e4453ebc20f9dd9410ad8bbb24eddc

Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 5 зач., I, 43-51.

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.