Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Воскресная проповедь. Печать
5nedelya20

17 мая 2020 года. Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Ин. 4:5-42).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Сегодняшнее чтение свидетельствует нам о евангельском событие, какое произошло в беседе с самарянкой: «И отставил юг Иудеи, отправляется на север Галилеи», в провинциальную область, лежащую между ними, под названием Самария. Путешествие было не простым делом, но длинным и опасным обходом по другую сторону Иордана. В связи с тем эта земля была обитаема множеством языческих племен, царил фанатизм фарисейской ненависти и иудейской презрительности, а пророк Исаия (9:1) называет ее «Галилея языческая». «Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом (третий из библейских патриархов) сыну своему Иосифу» (Ин. 4:5).

Спаситель выбрал этот нелегкий путь именно для того, чтобы бедной самарянке ищущей Бога, преподать возможность напитать свою жаждущую душу, и через душевную беседу у колодца, принести спасительное известие всем жителям города Сихарь. Каждое сердце, имеющее в себе добрый плод не оставляется Богом не в сем веке ни в будущем. Поэтому в часы утренней прохлады началось Божественное путешествие Иисуса, и так как Он был истинным человеком, то уже на половине пути ближе к полудню эти самые обстоятельства вынудили Его сесть у студеного колодца, в тени под кроной раскидистого дерева. Ученики, оставив Его там, отлучились в город купить пищи, поскольку было около двенадцати часов по полудню.

В это время суток под палящим солнцем было безлюдно, но вдруг эту самую тишину прервала женщина самарянка, она пришла к колодцу почерпнуть воды. Спаситель же обратился к ней со скромной просьбой и сказал: «дай Мне пить» (Ин., 4:7). Женщина весьма удивилась неожиданной просьбе и начала пререкаться: «как Ты, будучи Иудей, просишь у меня самарянки, ибо Иудей с Самарянами не сообщаются» (Ин., 4:9). Апостол Иоанн, свидетель тех событий сообщает нам о глотке воды не потому, что хотел только пить Иисус, но и потому, что желал завязать с ней душеспасительную беседу. «Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10).

uiliam-dais-khristos-i-samaritianka-1860 Sabda-Hidup-19-Mar-2017

С крайним удивлением женщина говорит Ему: «Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая?» (Ин.,4:11). Может Ты больше отца нашего Иакова? Который дал нам этот колодец и сам пил из него, и его любимый сын Иосиф пил из него и дети его и скот его. Всё это она перечислила, чтобы указать особое благословенное присутствие Божие в этом колодце, так как вода в нём не источается, хотя в пустыни глоток воды в цене, на вес золота. Возможно, что колодец патриарха Иакова был чудесный, так как изобильно подавал всем жаждущим живительную воду. Ведь в других Палестинских кладезях стоит зачерпнуть ведро воды, приходилось долго времени ожидать, чтобы восхитительная роскошь снова набежала в студенец.

Спаситель замечает её алчущее правды сердце, жаждущее в поисках Бога и заверяя её сказал: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщине пришла на ум мысль о воде обыкновенной и тоже время особенной, какая навсегда утолит её жажду. Несовершенство всех наших утешений в этом мире – не продолжительны, также и наше удовлетворение не длится долго. Какие бы воды утешения мы не пили, возжаждем снова. Вчерашняя пища и питие доподлинно известно, что уже не насытят нас в настоящий сегодняшний день.

Необходимо в добавок сказать, что самарянка приходила к колодцу в самую неблагоприятную жаркую пору часов, вероятно в следствие того, чтобы не встречаться с другими женщинами, так как она не пользовалась доброй славой, когда у знаменитого колодца толпились все женщины города. Тайный образ личности этой женщины, кажется, не стыдил и не тяготил её, но душа жаждала встречи с Богом, который способен утешить и исцелить душу и тело, страдавшее от неправильной, распущенной и преступной жизни. И этот благоприятный час полуденного зноя, эта доброжелательная встреча у колодезя состоялась.

Женщина обрадовалась случаю получить живительную влагу, которая навсегда утолит её жажду. Однако она разумела обыкновенную воду с тем узким и грубым пониманием лишь для того, чтобы не иметь больше жажды и не приходить сюда снова. И говорит Ему: господин! дай мне этой воды. Спаситель увидел, что сказанное Им о Его благодати и вечной жизни не произвело на женщину должного впечатления и чтобы пробудить её спящую совесть и вскрыть рану сознания вины, сказал: «пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Ин., 4:16). Женщина вынуждена была ответить: у меня нет мужа. И в сугубое подтверждение её грустного признания Христос произнес: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 4:17-18).

Пораженная всеведением Спасителя, обнаружившего к её стыду всю ее греховную жизнь и истинное положение вещей, наконец обнаружила, что говорит не с обыкновенным человеком, а с Великим Пророком. Она сразу же обратилась к Нему с вопросом о разрешении давнего спора между самарянами и иудеями. Господи! вижу, что Ты пророк - сказала она, «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4:20). История гласит, что на горе Гаризим стоял самаритянский храм, где её предки молились Богу, однако сейчас остались одни развалины от храмового здания. Этот вопрос беспокоил её, так как это место оставалось для самаритян преимущественно местом молитвы.

«Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:21-24). Спаситель сообщает ей, что не формальный обряд служит естественным порядком или правилом жизни для человека, а познание Бога такового, как открыл Себя в писании. Поклоняться Богу в духе и истине через состояние души, а иудейское поклонение было обрядовым делом и чуждым сердечному Божественному поклонению.

Со вздохом женщина отложила окончательное решение этого и других вопросов и сказала Ему: «знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:25-26). Самаряне принимали Священное Писание пророка Моисея и были отчасти знакомы с пророчествами других пророков. И бедной, грешной чужестранке, женщине были изречены Мессией бессмертные, многозначительные и вразумительные слова, которые для нас стали уже жизненным назиданием: «настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин., 4:23).

На этом беседа была прервана, потому что ученики с провизией возвратились к своему Учителю. В восторге от счастья, поразившего её изумление, самарянка оставляет свой водонос у колодца и спешит в город возвестить всем о чудесной встречи. Явился человек и открыл все самые тайны моей жизни – говорила она. Самаряне, которые во всех евангельских замечаниях о них являются более простыми и податливыми на убеждения чем иудеи, скоро побежали из города по её указанию. Услышав простое, но страшное откровение, женщина не только уверовала, но и других привлекла к вере, и поэтому во всём является женщиной основательной и верующей.

Ученики весьма удивились, увидев Христа говорящего с женщиною; однако ни один из них не посмел задал ему вопрос: почему говоришь с ней? Однако они тоже придерживались закона о невозможности общения между иудеями и самарянами. Между тем ученики побуждали Учителя есть. Но Он преданный Своему служению, сказал им: «у Меня есть пища, которой вы не знаете» (Ин., 4:32). Посему ученики дивились и говорили между собою: разве кто принес Ему кушать? Но Он проявлял ещё большую любовь к душам, к тому большому числу людей, так как уже было видно приближение жителей почти всего города, и Своим питием и пищей называет спасение людей.

Спаситель говорит: «Моя пища есть – творить волю пославшего Меня и совершать дело Его» (Ин., 4:34). Теперь Иисус говорит яснее и раскрывая ученикам то, что прежде говорил прикровенно: «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин. 4:35-38).

В течение десяти веков Бог посылал пророков, которые трудились (сеяли) на ниве Господней. Они обличали царей и народы в их нечестивом заблуждении и языческом поклонении. Главной их задачей было указать людям на их религиозные и нравственные нарушения и восстановить благочестие. Пророки предвозвещали будущее и грядущего Мессию. Многие Самаряне из личной беседы уверовали в Спасителя мира и милостиво просили Его побыть у них; Он снисходя, несомненно откликнулся на их просьбы и пробыл там два дня. «А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4:42).

Аминь.

YTIEDYTIS-1024x681

Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 12 зач., IV, 5-42.

5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17  Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30 Они вышли из города и пошли к Нему.

31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.

32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,

37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41 И еще большее число уверовали по Его слову.

42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.