Неделя 10-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать
10NeDelya 3

16 августа 2020 года. Совершение Божественной Литургии возглавил, благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 17:14-23).  

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Божественная весть сегодняшнего Евангелия благовествует нам о достопамятном событии, которое совершилось после того как Иисус вместе с тремя учениками спустился с Фаворской вершины. У подножия горы к этому времени уже собралось много народу, среди них находились учители закона и девять учеников Его. Увидев грядущего Иисуса, убитый горем отец вышел из толпы и склонившись на колени, с смятением и негодованием произнес: Учитель! Молю Тебя помиловать сына моего, который тяжко страдает особенно в период новолуния, ибо нечистый дух терзает его и бросает в огонь и воду. Я приводил его к ученикам Твоим чтобы исцелили его, но они не смогли этого совершить.

«Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда» (Мф. 17:17).  Когда же привели этого отрока, Иисус запретил бесу, и он в тотчас вышел из него, потому что это исцеление было немедленным и совершенным. Этот негодующий возглас Спасителя напоминает всем нам, что в повседневной своей жизни мы тоже впадаем в прегрешения и тем самым свидетельствуем о нашем бунтарском стиле жизни. Не стоит размышлять, что человек тот был весьма грешен и потому страдал тяжким недугом, несомненно, он был грешен, - однако не грешнее нас с вами. Необходимо каждому человеку помнить, Чьё сердце мы раним своими нарушениями и какой ценой омываются наши грехи.

tissot jesus teaching seashore559x756 PossedeThaborTissot a oracao do senhor james tissot 1920

Своих учеников Господь воспитывал поучениями, Он говорил: чем отличается верующий от язычника. «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:46-48). Разница еще и в том, что христианин, если и согрешает, - сердечно кается, а не просвещенный язычник беспечно грешит и погибает. Ибо несовершенен тот образ Божий, который не уподобляется Богу по делам, и поелику Христос прямо сказал: «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:13).

Однако, когда они были наедине со своим Учителем, избранники воспользовались первым же удобным случаем и спросили Его о причине последнего неуспеха: «почему мы не смогли исцелить его?» (Мф. 14:16). Апостолы находились в растерянности, ведь прежде именем Иисуса они изгоняли нечистых духов. Отправляя семьдесят избранников Спаситель посылал их пред лицом Своим куда Сам хотел идти: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф. 10:7). И по возвращении своем они с радостью говорили: Учитель мы именем Твоим бесов изгоняли. Однако Спаситель отвечал им: «не радуйтесь, что имеете власть над демонами, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20).

Возможно, ученики устыдились своей неудачи и посчитали, что отсутствие их Наставника ослабило их веру и потому они лишились дара Божия: врачевать, исцелять болезни и изгонять бесов. Но Спаситель прямо сказал им: «по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 20–21). Из настоящего назидания мы видим, что есть виды столь сильного и застарелого духовного, физического и нравственного зла, что с ним можно бороться только молитвой, соединенной с тем самоограничением, сильная и действенная форма которого есть пост.

Вера, даже с горчичное зерно хотя и имеет маленький размер, однако может гораздо большее, - горы переставлять. Христос имел в виду свойство горчичного зерна, которое заключается в том, что в растолченном виде оно обладает сильным проникающим действием и способно обогащать и изменять любой продукт. По этому наглядному примеру наша вера не должна быть мёртвой и бездейственной, но живой и эффективной как горчица. По верованию мы должны жить, достигать целей, побеждать трудности, иначе наша вера будет просто пустым звуком. Вера вообще – это твёрдое согласие со всеми Божественными откровениями и уверенность в них.

Однако же одержимый юноша видимо жил без веры в Бога и существовал по похоти страстей и желудка и тем самым открыл путь дьяволу, который и проник в него. Но мы должны понимать, как необходима молитва и пост, чтобы предотвратить дьявольские нападки и козни, направленные на нас. Ведь не соблюдая заповеданное Богом, мы становимся открытыми для врага, который разжигает наши страсти и толкает на нарушение закона, который есть грех. «Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились» (Мф. 17:22-23).

Теперь уже постоянным предметом Его божественного учения были приближавшиеся предательство, смерть и воскресение. Однако ученики своими слабовосприимчивыми сердцами ещё с трудом могли понимать Его ясных предостережений, а по своему маловерию боялись спросить у Христа дальнейшего разъяснения. Но все-таки Он ясно предсказывал о Себе, что должен быть предан в руки человеческие – руки людей, которым Он служил и был близок к людям, по Своей Человеческой природе, которых взялся спасти и по этому мог бы ожидать от них жалости и сострадания. Опять-таки не меньшее чем убийство смогло бы удовлетворить их ярость, они жаждали крови и поэтому стали Его гонителями и убийцами.

Аминь. 

attachment

Евангельское Чтение

Лит. -  Мф., 72 зач., XVII, 14-23.

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,

23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.