Неделя 11-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать
Nedelya 11 2020 

23 августа 2020 года. Совершение Божественной Литургии возглавил, благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 18:23-35).  

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

 В умилительной беседе, Симон - Пётр, спрашивает своего Господа и Учителя: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Ведь, согласно иудейскому закону прощать должно до трёх раз, а затем следует отказаться от человека виновного. «Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:22). Чтобы показать им, что единственно истинный плод доброго учения есть святость жизни и что возрастанию плода могут препятствовать многие опасности, Иисус говорит им образами, которые взяты по обыкновению от предметов непосредственно находящихся перед глазами.

Бог есть Любовь и бездна Божественной любви неисследима. И мы должны жить отношениями любви между собой, основываясь на любви и прощении. Не помнить обид, ни чинить зла ближнему. Это делать не просто, но для того мы и находимся в Церкви Христовой, чтобы здесь научится прощать и жить по любви. Этому доброму и спасительному действию положил начало Господь наш Иисус Христос. На кресте Он распростёр руки к человечеству, к тем, кто сначала кричал: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне!» (Мф. 21:9). Однако по прошествии короткого промежутка времени они же восклицали: Распни, распни Его. Прибитый к кресту Бог молился за распинающих: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23, 34).

Для того чтобы ученики приняли суть сказанного Им наставления, Христос поучал их так, чтобы количество пользы каждого избранника зависело главным образом от собственной преданности этому учению. Спаситель рассказал притчу о немилосердном должнике: «Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов» (Мф. 18:23-24). Но поскольку человек не мог отдать столь огромную сумму, господин разгневался и приказал продать его, и жену его, и детей, и все имущество, которое он имел, и тем самым покрыть весь долг.

1534030803 cff97a67724ef2764b563194b4a32897 1oiyf271775
Сии слова привели в дрожь евангельского должника. Он пал на лице свое, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, дай отсрочку и все тебе заплачу. Видимо отчаянная челобитная просьба тронуло сердце царя, и он оказал должнику милосердие, поднял его с колен и простил ему весь долг. Каждый наш грех подобен таланту, упомянутому в притче, и наши грехи только увеличивают долг перед Богом. Но этот прощеный человек, радуясь своей свободе, вышел окрыленный и по пути встретил клеврета (товарища) своего. Этот товарищ должен был ему относительно небольшую сумму – сто динариев. Но первый схватил его, стал душить и требовать, чтобы тот немедленно вернул ему весь долг.

Я занял тебе деньги, и ты не вернул их мне, из-за чего я не возвратил долг государю и оказался на грани смерти – так говорил он. «Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга».  (Мф. 18:29-30). Своей безжалостностью он был ослеплён, вовсе не сознавая, что этим сам себя осуждает. Такое ослепление всегда сопровождает того, кто удаляется от истинного пути, забывает милость Божию к себе и делается суровым и жестоким к ближним. Этот возмутительный поступок вызвал сострадание даже у посторонних наблюдателей и потрясенные несправедливостью они сообщили обо всем государю.

Тогда государь призвал злого раба, которому простил весь долг и сказал ему: лукавый раб! Весь тот долг я простил тебе, потому что ты слёзно упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, отдал его истязателям, пока не вернёт ему весь долг. Своим решением Господь производит суд над злым рабом из человеколюбия, чтобы показать, что не Он, а жестокость и неблагодарность раба лишает его милости. Смысл этих слов ещё и в том, что нашим нежеланием простить ближнего мы  оскорбляем милосердие Божие и Его доверие к нам.

Ученики, и все, кто слушал Его назидательное откровение, были поражены смыслом необычайных слов, потому что в заключение Иисус сказал: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». (Мф. 18:35). Господь призывает нас сохранять доброе сердце способное прощать не только устами, но и в боголюбивой душе с благоговейным расположением относиться к этому увещанию. Понуждающий себя прощать ближних в награду за такое старание получает дар подлинной христианской любви, которая у святых отцов именуется царицей добродетелей.

 Аминь. 

i 1ity878yfgouyg

Евангельское Чтение

Лит. -  Мф., 77 зач., XVIII, 23-35.

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.