Неделя 24-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать
IMG 20201129 100953

29 ноября 2020 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Лк. 10:25-37).

 Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Из сегодняшнего Евангельского чтения мы услышали, что во время земной Его жизни, Господь наш Иисус Христос возлежал среди учеников Своих, и народу множество пришли послушать Его. Среди возлежащих были книжники, фарисеи, а так же там присутствовал евангельский законник – высокообразованный человек, толкователь библии. Такие люди составляли класс лиц и посвящали себя изучению и истолкованию иудейского закона. Их влияние на народ было велико, и они часто упоминаются под названием книжников вместе с первосвященниками и старейшинами иудейского народа. Однако большинство их было привязано к одним преданиям, не понимая духа закона, вследствие чего ложно истолковывали его.

Являясь законоучителем, этот человек хорошо разбирался в священном писании и отлично знал все повествования жизни израильского народа. Он знал, когда и кем принимались законы для народа и как народ должен был жить по ним.  Задаваясь вопросом, какой путь мы должны пройти, чтобы к вечной жизни приблизиться? Он  вопрошает Спасителя: «Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?» (Лк. 10:25-26). Законник сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27).

Смысл этих слов в том, что любить Господа нужно не только тогда, когда нам хорошо. Но и когда нам плохо, не роптать на Бога. Наша любовь не должна быть коварной. Апостол Павел говорит: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, всё принимает и всему служит» (Кор. 13:4). Апостол любви, евангелист Иоанн свидетельствует: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Своим земным служением Христос показал любовь и указал всем путь, как достичь неба в вечной и блаженной жизни.

И в сегодняшнем евангелие мы слышим, как Спаситель вразумляет и просвещает любовью законника и слушателей Своих словами наполненных глубочайшим смыслом: «сие сотвори и жив будеши» (Лк. 10:28). Но притом четкий ответ Господа не удовлетворил евангельского законника и искушаемый злым побуждением, сказал Иисусу: «и кто есть ближний мой?» (Лк. 10:29). Разве мы не знаем своих друзей и врагов? Своих ближних или дальних? В этом вопросе было скрыто лицемерие законника. Вероятнее всего, законник ожидал, что Христос оттенит в Своем ответе любовь к чужим, чем к своим, потому что большинство иудеев понимали заповедь о любви к ближнему в узком смысле, ограниченном их народностью. 

RutsQ1rrHUV8corA0ciiCJXyENN 9154у89-1523314811 maxre333333333sdefault

На этот вопрос Иисус отвечает ему и всем возлежащим историей о человеке, который шел из Иерусалима в Иерихон. Путь простирался порядка 30 км по знойной пустыни. Идя этим трудным (кровавым) путём, человек этот оказался в руках разбойников. Бедуины и сейчас живут в тех исторических местах. Даже я, будучи в Иерусалиме и совершая путь в Иерихон, получил устное предупреждение от гида: не отставать от группы. Грабители - бедуины и в наше время выслеживают одиноких паломников и пытаются, что-либо у них отобрать. Разбойники, напавшие на этого несчастного путника, сняли с него одежду, ограбили и жестоко избили. Изранив тело, они бросили его едва живым умирать на извилистой дороге вблизи скалистого ущелья.

По случаю один священник шел той дорогой, но он не был врачом, не знал какую медицинскую помощь оказать человеку и видимо по этому прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, посмотрел, однако с еще более холодным равнодушием прошел мимо. Но вот тем же путем проезжает самарянин, как мы помним, иудеи с самарянами не общались. Иоанн, апостол любви, рассказывает случай: по полудню Спаситель сидел у колодца и туда пришла женщина самарянка. В самый разгар знойного дня Спаситель просит её дать Ему испить воды, но она дерзко ответила: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо Иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин. 4:9). Из этого случая мы узнаем, что между иудеями и самарянами существовала непримиримая взаимная вражда.

И вот этот самый самарянин, который по своей убежденной вере мог пройти мимо, вид которого возбудил бы в несчастном трепет пламенной вражды и тень которого считалась бы осквернением. Однако ненавистный для иудеев добрый самарянин, увидев пострадавшего, открыл свое сердце и сжалился над ним. Не жалея вина, которое купил для своих нужд и тотчас сокрушив сосуд, промыл крепким напитком кровоточащие раны. Затем оливковым масло помазал ссадины и повреждения, чтобы смягчить и заживить их. Кроме того, найдя у себя материю, перевязал поврежденные участки тела.  А далее, видя немощь пострадавшего, самарянин посадил его на своего осла и отправился туда, куда вместе держали путь.

На пути своего путешествия они достигли караван-сарая, гостиницу при дороге, как говорит нам евангельская весть. Остановившись там, самарянин обеспечил страдальцу безопасностью и передал несчастного господину той гостиницы. На другой день, отъезжая, оставил два сребреника содержателю и сказал ему: позаботься о нем и не экономь на лечении; и если этого не хватит, я, когда возвращусь, воздам тебе. Такую доброту и такое великодушие можно было бы ожидать только от друга или брата, но их проявил чужой человек, причем иноверец. Вот так Спаситель окончил свой поучительный рассказ и после чего спросил законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10:36). Тот же  не желал включать в число ближних ни самарянин ни язычников, поэтому не имея мужественной откровенности, сухо произнес: «оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:37).

Аминь.

487676775757574

Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 53 зач., X, 25-37.

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26 Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?

27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.